Разработка интегрированного урока по литературному чтению и светской этики. ( 4 класс).
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Долгушева Анна Юрьевна

Интегрированный урок литературного чтения и светской этики « Дружба»
   4 класс

                                                 Подготовила: учитель начальных класов Долгушева А. Ю.

                                                                  Тема: Дружба.

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, дать возможность детям учится дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.

Задачи:

·                    Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу,  
            общаться в коллективе.

·                    Рассмотрение  роли друга в жизни каждого из нас.

·                    Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

·                    Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Предметные  результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей:  честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.

Метапредметные  результаты:

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные  результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_dlya_saytov.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок литературного чтения и светской этики « Дружба»
  4 класс
                                                 Подготовила: учитель начальных классов Долгушева А. Ю.

                                                                  Тема: Дружба.

Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, дать возможность детям учится дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.

Задачи:

  • Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу,  
               общаться в коллективе.
  • Рассмотрение  роли друга в жизни каждого из нас.
  • Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

Предметные  результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей:  честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.

Метапредметные  результаты:

 

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные  результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II.Актуализация знаний

(Слайд 1)   ДРУГ, ПРИЯТЕЛЬ, ТОВАРИЩ.

– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Дружба)

III. Определение цели и задачи урока.

(Слайд 2)Вставьте слово в высказывание Джозефа Аддисона  (Толкователь слов: Аддисон Джозеф, английский поэт и сатирик, жил в 17 веке)

Доска     « Смысл истинной …………… в том, что радость она   удваивает, а страдание делит пополам ».

- Что мы сегодня должны узнать, чему научится? Для чего?

 (Слайд 3)– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».

На какой главный вопрос мы должны ответить?  - Что такое дружба.

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно? 
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Это слово? Значит что оно?

(Слайд 4)
– Сегодня мы с вами мы выясним:

  • Что такое дружба?
  • Настоящий друг – кто он?
  • Какими качествами должен обладать настоящий друг?
  • Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
  • Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?

IV. Работа над понятием «дружба».

(Слайд 5) Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, (Слайд 6) названия фонтанов, (Слайд 7)есть даже орден Дружбы народов.

- О чём вы хотели бы сегодня поговорить? Порассуждать?   О чём задуматься? Поразмышлять? Что обсудить?

(Дети называют вопросы, учитель записывает их на доске)

1) Что такое дружба?

2) Кого называют другом?

3) Что даёт человеку дружба?

4) Как научиться дружить?

5) Как сохранить дружбу?

3.1  - Мы живём в обществе. Вокруг нас много людей.

       - Какие отношения существуют между людьми?

       (родственные отношения в семье: родители и дети, братья и сёстры, служебные отношения на работе, в школе между учителем и учениками, между одноклассниками, соседские отношения)

- Но человек может быть одинок, если у него нет друзей.

3.2 Работа с понятием «ДРУЖБА»

    - Разберите по составу слово   дружба

    - От какого слова оно произошло? (от слова «друг»)

- Посмотрим определение в учебнике

  1. Работа по теме урока   Работа с учебником стр. 32- 33.

3.3 Работа по учебнику (стр.  )

Дети читают два определения дружбы.
На доску прикрепляются слова:      

                                                            УВАЖЕНИЕ  

                                                           ПРИЗНАНИЕ ОШИБОК

- Запишем эти правила на лучиках солнышка.               (Приложение 1)
(слайд №4) Давайте попробуем выделить основные признаки дружбы?

- избирательность

- доверительность

- бескорыстность

- взаимная симпатия и общность интересов

3.4. Интерактивные моменты

Стихотворение Сергея Погореловского «Друзья»

(слайды из электронного приложения ОРКСЭ на диске)  

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слезы проглотил.

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом — ты, матросом — я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек...

Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

Такую дружбу не сберег!

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька — так несмело

Вошел с поникшей толовой: —

Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: — Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь.
                             Беседа: 

- Что произошло между мальчиками? (Они поссорились)

- Как повели себя мальчики в этой ситуации? (очень переживали, а потом помирились)

- Можно ли их назвать настоящими друзьями? (Да, Коля попросил прощения, и друг его простил)

- Да, ребята, чтобы сохранить дружбу, важно уметь прощать.

Это ещё одно важное качество дружбы:  УМЕНИЕ ПРОЩАТЬ

- Запишите это качество на лучике.

- Какие ещё отличительные черты есть у дружбы? Давайте вновь обратимся к учебнику. 

3.5 Комментированное чтение статьи (с. 32 – 33)

По ходу работы на доске прикрепляются слова

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ

БЕСКОРЫСТНОСТЬ

ВЗАИМНАЯ СИМПАТИЯ

ОБЩНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ

НАДЁЖНОСТЬ

- Почему дружба похожа на солнышко? (Потому что с друзьями всегда тепло, хорошо, приятно, радостно, светло)

4. Продолжение работы по теме урока.

- Какие ещё вопросы вы поставили себе в начале урока?

- Легко ли сохранить дружбу?

- Как научиться дружить?
Работа в группах со словарём

(приложение 1)

  • Задание 1 группе. Найдите понятие друг
  • Задание 2 группе. Найдите понятие приятель
  • Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ

Вывод: так в чем разница между этими понятиями?

(ответы детей)

Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Какие вы знаете пословице о дружбе, друге? Их очень много.

(слайд №6) Нужно найти начало и конец пословицы (работа в паре)

(приложение 2)
 «Законы дружбы» (Слайд 14)

 Какие «Законы дружбы мы могли бы составить»? 

Повесим эти законы в нашем классном уголке и постараемся соблюдать их:

  • Не выдавай чужие секреты;
  • Всегда будь честным с другом;
  • Не бойся попросить прощения;
  • Не груби;
  • Не меняй друзей;
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.

Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом.

Игра «Собери пословицу и объясни смысл».

Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. (Приложение 1)

1 группа.

Друг верен, во всем измерен.

 Друг - ценный клад, недругу никто не рад. 

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

2 группа.

  Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

  Друга ищи, а найдешь – береги.

Не тот друг кто мёдом мажет, а то, кто правду скажет.

Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проживёшь.

3 группа.

Друга на деньги не купишь.

Дружный табун волков не боится.

Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово.

Самопроверка (Слайд 8)

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Дружба бывает разная

Дружат взрослые, взрослый-ребенок, сверстники , но бывает и необычная дружба, могут дружить человек - животное, человек - игрушка, человек - воображаемый герой (личный дневник).

(слайд №7) Мультфильм  "Добрая".
Анализ. Ответы детей.

Кейстехнология ( свои варианты окончания мультфильма).
Как вы поступите?

Свои ситуации…
Мультфильм «Добрые дела».
Анализ. Ответы детей.
Методика Кластера на примере рассказа Виктора Астафьева « Капалуха». (  ВГостовский кластер)
« Сердце» текста- идеи, факты, образы.
На доске записаны слова: ненависть, любовь, сострадание, грусть.
– Дети, как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)

– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)

– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Для этого вы разделитесь на три группы. Послушайте задания.

1 группа обсудит – «К кому может быть направлена любовь?»

2 группа подумает – «Как выражают любовь?»

3 группа скажет – «Какой может быть любовь?»

- Виктор Петрович очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора - это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло и чёрствость, людская злоба и бесконечная доброта, есть обиды, предательство, дружба, чудеса природы. Сегодня будем читать рассказ "Капалуха".

5-й слайд: "Капалуха" Картинка глухаря.

- Капалуха - это самка глухаря. Глухарь - большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц.

6-й слайд: Гнездо.

- Глухарят водит за собой мать. Зимой птицы кормятся хвоёй сосен, пихт, кедров. Ночуют в снегу. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.

7-й слайд: Капалуха.

- Что вы знаете об этих птицах? (Дети рассказывают дополнительный материал о глухарях).

- Итак, мы отправляемся в особый лес - тайгу. Посмотрите на картинку.

8-й слайд: Тайга.

- Что же такое тайга? Прочтите. (Трудно проходимый лес)
5. Словарная работа.

- В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их.

9-й слайд: Просека - очищенное от деревьев место.

10-й слайд: Валежник - сухие сучья, деревья.

11-й слайд: Пихта - хвойное дерево.

12-й слайд: Альпийские луга - высокогорные.

13-й слайд: Па-по-рот-ник - растение с крупными листьями.

- Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Главное назначение человека - творить добро. Беречь землю, всё живое на ней и тогда земля, природа будет добра к нам.

Игра «Закончи предложение» 17 – Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется) – Я сержусь на друга, когда… – Я радуюсь с другом, когда… (нам весело) – Я грущу, когда… (друг уезжает) – Я доволен другом… – Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо) – Я помогаю другу, когда… (он не может одеться) – Я люблю друга за то, … (что он мой друг) – Я забочусь о друге, когда… (он болеет) – Я доверяю другу во всем.
Доброо-  та ,-сердечность ,-детель,- соседство.

6. Домашнее задание: ответить на задания итогового теста.

7. Итог урока.

- Что значит дружба в вашей жизни?
8. Рефлексия.

Дети с учителем встают в ресурсный круг.

- Можно ли назвать ваш класс дружным?

- Что вы пожелаете себе и друг другу на будущее?

    (передают по кругу солнышко)

- Я желаю вам сохранить дружбу. Пусть она переходит с вами  в 5 класс. На память я хочу подарить вам диск с песнями о дружбе.

Ритуал прощания.

- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

(Слайд 14)

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

Дети поют песню «Дружба крепкая не сломается».

                                                                                           Задание

Разбейте слова на два столбика

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

    ПОМОГАЕТ ДРУЖБЕ                                                     МЕШАЕТ ДРУЖБЕ

__________________________                                          ___________________________

__________________________                                          ___________________________

__________________________                                          ___________________________

__________________________                                          ___________________________

__________________________                                          ___________________________

__________________________                                          ___________________________

__________________________                                          ___________________________

__________________________                                          _________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен «Девочка со спичками».

Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе по программе УМК "Гармония".Тема: Х.-К.Андерсен  «Девочка со спичками».  К уроку есть презентация....

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Урок по литературному чтению в 3 –а классе Тема: И. Соколов-Микитов «Листопадничек» (Обобщающий урок)

Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...