Литературное чтение 1 класс.
план-конспект урока по чтению на тему

Конспект урока по теме А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a._pushkin_skazka_o_tsare_saltane._otryvok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС.

ТЕМА УРОКА: А. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» (отрывок)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с учебником и рабочей тетрадью, осуществления поиска необходимой информации по выполнению учебных заданий, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, развития навыков чтения

Планируемые результаты

Предметные: научатся читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения, сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок, читать по ролям отрывок из произведения в диалогической форме; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок

Метапредметные:

•  познавательные – знакомятся с новой учебной книгой, умеют составлять несложные монологические высказывания о героях;

•  регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия по решению учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, оценивают результаты деятельности;

•  коммуникативные – взаимодействуют с окружающими, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета

Личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают положительное отношение к процессу познания, изучению предмета «Литературное чтение (слушание)», приобретают начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организационный момент.

Знакомство с учебником и тетрадью

– Поздравляю вас с праздником. Это действительно праздник, потому что книга открывает путь в Страну знаний. Недаром говорят, что книга – источник знаний. Книги бывают разными: художественными, справочными, научными. У нас сегодня Праздник мудрой книги.

– Что вы чувствуете, когда держите в руках новую книгу, слышите шорох страниц, вдыхаете запах типографской краски?

– Смотрите, книга приветствует вас. Рассмотрите обложку, титульный лист, иллюстрации, содержание. Рисунки в книгах не живут сами по себе. Это иллюстрации к текстам учебника. Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказал при помощи слов.

Ориентируются в учебнике, находят нужную информацию с помощью оглавления. Называют условные обозначения, определяют количество разделов, знакомятся с их названиями. Упражняются в поиске произведений с помощью указанных в оглавлении номеров страниц, находят первый раздел

Проявлять эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Слушать в соответствии с целевой установкой

Знакомство с условными обозначениями

– Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Какие из них вам особенно нравятся?

Отвечают на вопросы

Понимать смысл информации

Литературная игра «Вспомните и назовите»

– Самостоятельно прочитайте и ответьте на вопросы: «Что это? Как называется? Как надо читать?».

Слайд 1. Потешка.

– Мальчик-пальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Слайд 2. Скороговорка: «Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей».

Слайд 3. Загадка: «Нет ног, а идет, глаз нет, а плачет».

Слайд 4. Авторские сказки в стихах.

* * *

…Вдруг откуда-то летит         …Белка песенки поет

Маленький комарик,               Да орешки все грызет;

И в руке его горит                   А орешки не простые,

Маленький фонарик.              Скорлупы-то золотые,

«Где убийца? Где злодей?      Ядра – чистый изумруд;

Не боюсь его когтей!..»           Белку холят, берегут…

Слайд 5. Портрет А. С. Пушкина.

– А. С. Пушкин рано научился читать. Великий русский поэт и писатель в числе прочего сочинил и пять сказок. В них поэт противопоставляет любовь и верность предательству и зависти, высмеивает жадность и властолюбие. Так же, как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. Сказки А. С. Пушкина интересны, там происходят чудеса. Его сказки хочется читать до конца

Отвечают на вопросы, различают произведения по жанру: потешка, скороговорка, загадка, авторская сказка

Выделять информацию из текстов произведений.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Слушать в соответствии с целевой установкой

II. Объявление темы.

Постановка учебной задачи

– Прочитайте тему урока. Какой знак стоит в конце заголовка?

– Что обозначает многоточие? Прочитайте полное название произведения.

Слайд 6. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Участвуют в коллективном обсуждении темы и задач урока, прогнозировании результата. Находят в книге заданные элементы.

– Многоточие.

– Заголовок сказки дан в сокращении

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

III. Изучение нового материала.

Чтение отрывка из сказки учителем

1) Беседа по содержанию : выполнение заданий 1–3 в учебнике.

2) Подготовка к выразительному чтению

Воспринимают на слух чтение учителя.

Осуществляют повторное самостоятельное чтение.

После предварительной подготовки читают текст сказки выразительно

Воспринимать на слух художественное произведение

Составление схематического плана

– На сколько частей можно разделить данный отрывок?

– О чем рассказывается в каждой части?

– В первой – о корабельщиках и кораблике, во второй – об острове Буяне, в третьей – о князе Гвидоне и корабельщиках

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осуществлять самоконтроль

Работа по тетради

Самостоятельно читают задания и выполняют их

Составление памятки

Как правильно выполнять задание

•  Прочитайте задание. Подумайте, все ли понятно. Если нет, перечитайте задание или спросите у учителя.

•  Подумайте, как найти ответ. Перечитайте произведение или отрывок.

•  Найдите нужный ответ, прочитайте или запишите.

•  Перечитайте задание и ответ.

•  Оцените свою работу

Составляют памятку

IV. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Слайд 7. Памятник А. С. Пушкину в Москве.

– Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник А. С. Пушкину. Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта.

Рассматривание книги А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Как вы чувствовали себя на уроке? Что было трудным?

– Что сегодня вы хотели бы рассказать родителям?

– Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Для самостоятельной работы: выучить отрывок из сказки наизусть (по желанию)

Отвечают на вопросы, формулируют вывод

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Адекватно воспринимать оценку учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...