Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chtenie_prishvin_derevya_v_lesu.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

«М. Пришвин «Деревья в лесу»

(урок литературного чтения, 1 класс)

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала (первый урок по теме).

Деятельностная цель: создание условий для осознанного восприятия содержания текста, оценки его характера; ориентирование в нравственном содержании прочитанного; участие в обсуждении произведения.

Содержательная цель: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения; расширение представлений о произведениях М.Пришвина для детей.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с произведением М.Пришвина «Деревья в лесу»; формировать умение работать с текстом, выделять заголовок произведения; обогащать словарь детей словами по теме чтения; наблюдать за выразительными средствами языка;

развивающие: способствовать развитию связной речи, осознанного, правильного и выразительного чтения, умения анализировать прочитанный текст; создать условия для развития элементов творческой деятельности как качеств мышления и развития эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

воспитательные: развивать умение видеть суть окружающих предметов, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родному краю.

Личностные УУД: развивать эмоциональную отзывчивость на жизненные события, выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.

познавательные УУД: читать текст, понимать фактическое его содержание, находить в тексте ответ на заданный вопрос, формулировать несложные выводы.

коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, экологическое панно «Сказки зимнего леса», слова для зрительных меток, опорные слова, кружки разного цвета.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Мне очень приятно снова с вами встретиться. Давайте пожелаем друг другу доброго дня, улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

- С какой целью мы приходим на урок литературного чтения (учиться бегло и выразительно читать, пересказывать, составлять рассказы, выразительно читать стихотворения).

II. Динамическая разминка (чтение с убыстрением темпа).

- Для чего нужна разминка?

(Запись текста на доске, чтение по слогам, словами, предложениями с убыстрением)

- Многие любуются природой. Но не многие её принимают к сердцу. Даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается почувствовать в ней свою собственную душу.

- Кто автор этих строк?

Работа в парах: «Найди лишнее» (Приложение 1) (Пришвин).

- Что значит «не многие принимают её к сердцу»?

III. Работа с произведениями и книгами по теме.

- Ребята, с какой большой темой мы сегодня работаем? (Снежок порхает, кружится)

- Какие произведения о зимней природе вы уже читали? (К. Ушинский «Мороз не страшен», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С, Иванов «Каким бывает снег»)

- Что объединяет эти произведения? (Тема - о природе)

IV. Проверка домашнего задания.

- Для чего мы выполняли домашнее задание?

- Дома вы читали произведение о зиме. Как оно называется? (Дети Деда Мороза)

- Кто его написал?

- Вокруг вы видите модели к разным произведениям. Вам необходимо подобрать модель, которая соответствует произведению, прочитанному вами дома. (Приложение 2)

- Какая модель подходит? Почему?

Выразительное чтение сказки по ролям.

- Сумели ли ребята передать содержание рассказа? (Показали выразительное чтение, артистичность)

V. Определение задач урока. Подготовка к чтению рассказа и первичная ориентация в нем.

- Сегодня у вас новая встреча с писателем и его произведением.

(Приложение 3)

- С каким произведением этого писателя мы познакомились уже в этом году («Недосмотренные грибы»)

- Догадайтесь, какое название у произведения, которое мы будем сегодня читать. Посмотрите на буквы разного цвета и попробуйте составить слова.

- Прочитайте название произведения. (М. Пришвин «Деревья в лесу»)

- Сформулируйте задачи, которые мы можем поставить перед собой на уроке.

- Как вы думаете, о чем это рассказ?

- Видели ли вы зимний лес? Красив ли он? Что вы там заметили интересного?

- Писатель М. Пришвин по-своему увидел зимний лес, и его тоже поразили картины природы!

Смена динамических поз.

VI. Первичное чтение рассказа М. Пришвина «Деревья в лесу».

- С какой целью мы будем знакомиться с новым произведением? (Узнать новое, интересное)

- Послушайте, ребята, рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу» и постарайтесь ответить на вопрос «Что же поразило писателя в зимнем лесу? На что он обратил внимание?»

(Чтение хорошо читающими детьми, учителем или мастером слова)

VII. Эмоционально-оценочная беседа.

- Так что же поразило автора в лесу?

- На что он обратил особое внимание?

- Понравилось ли вам это произведение?

VIII. Повторное чтение произведения, работа над содержанием, языком рассказа.

- Сейчас мы вместе будем читать рассказ о зимнем лесе.

В процессе чтения нам необходимо быть наблюдательными. Итак, представьте: мы входим в зимний лес. Читаем первые два предложения. (Чтение по вызову)

- Что мы заметили в лесу?

(Немного летит снег. Тихо и совсем тепло)

- Как вы понимаете значение слова «пороша»? (Метка на стене)

- Идем дальше. Читаем абзац до конца.

- Среди каких же деревьев мы оказались вместе с писателем?

- Ребята, ели какие?

- Посмотрите, как описывает их автор.

(Они «повесили громадные, тяжелые лапы»)

- Посмотрите в тексте, как они стоят?

(Они совсем прямые. Вот стоят они огромные, прямые, темно-зеленые, а лапы повисли вниз от тяжести снега)

- Давайте остановимся у березок. Какие они?

(Березы совсем согнулись. Макушки внизу. Получились кружевные арки)

- Что такое арка? (Метка на стене)

(Дуговое покрытие проема в стене или пространства между двумя столбами, колоннами)

- Посмотрите, вот арка.

- Ребята, как вы думаете, почему писатель, говоря о березах под шапками снега, сравнивает их с кружевными арками? (Сравнение - метка на стене)

- Прочитайте, что пишет автор о березах и елях и обратите внимание на то, как они «ведут себя». (Ель, как царица, стоит такая гордая, а береза вся согнулась и как будто плачет)

- Очень хорошо. Молодцы!

- Вот такими разными и красивыми увидел их писатель, и мы вместе с ним среди снежной тишины.

- А теперь продолжение рассказа прочитаю вам я.

- А для чего я это буду делать? (Приложение 4)

Словарная работа (мутовка - группа листьев, ветвей, расположенная на стебле на одной высоте) (метка на стене).

- Что мы сразу не заметили? Ведь ели и березы отвлекли нас. (Разные фигуры из снега)

- Что про них сказал автор? (Они как живые, хотят говорить, но стесняются)

- Но вот в тишине леса что-то зашептало. Что же это? (Это снежинки полетели, снег пошел. Кажется, что фигурки зашептали).

- Стоим мы вместе с писателем среди снежного царства, и не хочется нам уходить из сказочного леса. Так там хорошо и красиво.

(чтение отрывка произведения в парах)

- Давайте пройдем на полянку и отдохнем.

IX.Физкультминутка.

Офтальмологический тренажер Базарного В.Ф.

Все ребята должны знать

Жанр произведения,

Чтоб уметь их различать

Точно, без сомнения.

Басни, повести, рассказы,

Пословицы и сказки

Различить мы можем сразу

Даже без подсказки.

Как ритмичны, музыкальны

Все стихотворения!

Всем ребятам важно знать

Жанр произведения!

- Определите, какая модель обложки подходит этому произведению? (Метки на доске)

Смена динамических поз.

X.Экспресс-исследование (работа в группах) (Приложение 5).

- С какой целью провели экспресс-исследование?

XI. Подготовка к словесному рисованию.

- Теперь снова посмотрим на сказочный зимний лес М. Пришвина. Все, что мы увидели, ребята, в волшебном лесу, надо ясно себе представить и запомнить, потому что мы будем рисовать словесную картину.

- Чтение текста учебника всеми учениками.

XII. Словесное рисование «Зима в лесу».

Работа в творческих группах (3 группы) (Приложение 6, 7).

- С какой целью мы будем заниматься рисованием словесной картины?

(Готовимся к пересказу, заучиванию наизусть, к написанию сочинений)

- Подумайте, к какой картине могут относиться эти тексты (репродукции картин на доске).

- Обратимся снова к учебнику.

- Найдите в тексте учебника слова, в которых есть буквосочетания –еж-, -их-, -ья-, -ру-, -жё-, -ар-.

- Эта работа вам поможет в заучивании текста дома.

XIII. Итог урока.

- Сегодня мы работали над произведением великого мастера описания природы М.М.Пришвина.

- С какой целью мы сегодня выполняли все задания?

Сундук Знаний.

- Чем занимались на уроке?

- Что вы сможете рассказать своим родителям и друзьям, когда придете домой.

XIV. Домашнее задание.

Задание по группам:

I группа: составить рассказ «Краски зимнего леса».

II группа: выучить наизусть рассказ М. Пришвина «Деревья в лесу».

III группа: прочитать любой рассказ М Пришвина о природе.

XV. Рефлексия.

- Мне очень приятно, ребята, было с вами работать. Вы умные, наблюдательные дети. А наблюдательность - ценное качество человека, который желает познать тайны природы.

- Чем больше снега на полях и в лесу, тем легче переживет природа зиму, поэтому мы своими снежками ей поможем.

- Каждый из вас может разместить на экологическом панно снежок того цвета, который соответствует уровню его работе на уроке.

Белый снежок: «Я все понял и могу помочь однокласснику».

Голубой снежок: «Я все понял. Но помочь однокласснику не могу».

Зеленый снежок: «Мне нужна помощь одноклассников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»Авторы: Четверикова Ирина Витальевна, Демченко Ирина Григорьевна...

Тема: М.М. Пришвин "Деревья в лесу".

Цели и задачи: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса...

Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».

Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».                      ...

М. Пришвин «Деревья в лесу»

План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).Тема урока: М. Пришвин «Деревья в лесу».Тип ур...

Конспект урока по литературному чтению "Михаил Пришвин "Разговор деревьев""

Цели деятельности учителя:  ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением «Разговор деревьев»; формирование навыка осознанного и выразительного чте...

Конспект урока по литературному чтению Михаил Пришвин "Разговор деревьев"

Конспект урока по литературному чтению Тема: Михаил Пришвин «Разговор деревьев» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением...