Главные вкладки

    Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Играева Инна Александровна

     

    Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».

                                                       3 класс УМК «Гармония»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx18.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературное чтение

    Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».

                                                       3 класс УМК «Гармония»

    Цель урока: - познакомить с творчеством С.Есенина;

    - развивать речь, память учащихся, орфографическую зоркость, умение работать с поэтическим

       текстом:

    - воспитывать любовь к родному языку, родной природ, эстетическое воздействие на детей

      через слово, живопись и музыку, вырабатывать навыки выразительного чтения.

    Ход урока.

    1. Организационный момент

            -Здравствуйте ребята. Сегодня на календаре январь и на улице зима.

            Вам нравится это время года?

            - Да, мне тоже нравится зима.

            Но наша южная зима в этом году пока еще не похожа на ту зиму,

         которую мы любим, которую привыкли видеть в эти зимние месяцы.

            -Зима – это удивительное время года. Как вы думаете, что нас в ней

          привлекает? (мороз, Новый год, каникулы)

            -Да,  зима всегда привлекала и многих любителей искусства. Вот перед

          вами несколько репродукций русских художников.

            - А это работы наших учеников 3 класса.

            - Что замечательного в зиме увидели художники?

              Присмотримся к ним.  (зимний лес, красивые елки под тяжестью снега наклонили ветви)

            - Какое настроение у этого дерева?  (спокойное, довольное)

            Художники уловили то состояние природы, когда оно гармонично

         живет в этом мире. Глядя на эти запечатленные картины зимы?

    Так и  хочется еще, и услышать музыку зимы.         (Вивальди) пауза  зима

            - Такой увидели зиму художники, такой услышал ее композитор.

            - А можно ли словами описать красоту зимы?         (конечно можно)

            - Мне кажется, что мы сегодня не все сказали о красоте зимы.

    1. Работа над новым материалом

         О зиме в русской литературе можно найти немало стихотворений. Одно из них написано удивительным поэтом, которого по праву называют певцом России – С.Есениным.

                    - Вам знакомо это имя? (портрет)

                    - Что вы о нем знаете?

            - Да, С.Есенин родился в самом центре России, в Рязанской области,

    в  деревне Константиново, и поэтому, деревенский мир: луга, поля, леса ему знакомы не по картинкам.

            - Природа надарила его удивительным даром – умением видеть, а главное рассказывать об этой красоте.

            - Это было зимой, в один из приездов домой в деревню. Много раз

            Есенин любовался бело-стройной березкой, растущей у дома. Но в

            этот день…..(пауза)         (чтение стихотворения)

            - Вам понравилось стихотворение?

            - Что привлекло внимание поэта? (береза, то, что с ней произошло)

            - Давайте еще раз обратимся к стихотворению, к первому

           четверостишию. Вы заметили, как я читала? (не спеша)

            

            - Как вы понимаете эту строчку – принакрылась снегом? (т.е. снег слегка прикрыл)

            - Когда мы можем употреблять это слово еще? (слегка накрылась)

            - Принакрылась и закуталась – это одно и тоже? (это слегка укрылась)

            - А с чем автор сравнивает снег? (с серебром)

            - А почему с серебром? (снег под солнцем имеет разные оттенки, поэтому он взял это  сравнение).

            - Хорошо, прочитаем второе четверостишие. Что подметил  внимательный взгляд поэта?

                                                                                                                                                           (ветви пушистые)

            - Да, мне кажется, что поэт подошел как, будто близко к березе и увидел ее.

            - А почему он говорит – распускались кисти? Разве весна настает?

                                                                            (иголочки плотно прилегли и кажутся распустившимися)

            - Хорошо. Прочитаем следующее четверостишие.

            - Какие все краски и звуки зимы передал поэт?

                                                                       (золотой огонь, в сонной тишине).

            - А как вы понимаете это выражение?

            (горят снежинки – под лучами солнца снежинки переливаются разными цветами и кажется, что горят).

            - Как мало слов и как много о красоте зимней березы поведал С.Есенин в третьей строфе.

            - А появляются ли новые краски и звуки в последнем четверостишии? (нет)

            - Почему? (это те же краски зимы: мягкие, нежные)

            - А как вы понимаете смысл выражения «Заря обсыпает ветки серебром?»

                                                                                               (заря может давать яркие краски)

         - Какое это время суток? (утро)

            - Да, появляется больше света, все новые и новые снежинки, как

            серебро, загораются на березе.

    3.Итог.

             - Какими же мыслями и чувствами поделился поэт с читателями?

                                                                                     (красивая береза,……)

            - Какие слова и выражения вам запомнились?

                                                                   (серебром, принакрылась …..)

            - Давайте посмотрим на эти слова и запомним, как правильно нужно их

              произносить и писать.

            Принакрылась – при неполнота действия

            Серебром – исконно-русское слово, так говорили наши предки.

            Кайма – слово произошло из тюркского.

            Бахрома – тесьма, для обшивки чего-нибудь, рядом свободно свисающих нитей.

            Сонный – погруженный в сон, спящий.

            Заря – яркое освещение горизонта, перед восходом или после захода солнца.

            Горят – (объяснения детей)

            - Внимательно посмотрите на доску, какое еще слово не назвали (горят)

            - Запомните загар, но горят.

            - Еще раз вернемся к стихотворению. Если бы вам предложили

           написать музыку к этому стихотворению, какой бы она была?

                                                                                   (мягкая, нежная, негромкая)

            - Верно, и читать это стихотворение нужно не громко, мягко.

              Давайте прочитаем его, останавливаясь на точках, запятых.

    Мы должны почувствовать, что вам нравится зимняя березка, передать

           чувство и настроение автора.

            - Мне кажется, стихотворение С.Есенина вам понравилось? Верно ребята?

            - А если от этой березки пойти снежной тропкой дальше по направлению к лесу. Каким мы увидим зимний лес? (тихий, весь в снегу)

            - Давайте познакомимся с небольшим рассказом Пришвина, который называется «Деревья в лесу», в зимнем лесу.

           Но в начале произведения мы встретимся с удивительным словом пороша. 

    - Как вы думаете, что это значит?

            - Верно, а вот какое пояснение этого слова дает нам автор – слой только что выпавшего снега.

              Теперь читаем и подумаем, каким увидел зимний лес Пришвин?

            -Так каким же увидел зимний лес писатель. (Деревья в снегу, березы склонились)

            - Найди строки, в которых говорится о ели. (Ели повесили громадные, тяжелые лапы. Ель

                                                                                                        чувствует, а береза плачет)

            - Какой фразой писатель подчеркнул разное состояние деревьев в лесу?

            - Что значит царствует?  (Гордая, величественная, прямая)

            - Береза склонилась. Почему она плачет? Это в прямом смысле выражение?

                    (Нет, это образное выражение в переносном значении)

            -На что обращает внимание автор во втором абзаце

                                                                   (на звуки, фигуры из снега)

                                                                               (между собой ведут разговор)

            - Каковы звуки зимнего леса? (тихие)

            - А как автор чувствует себя в этом зимнем лесу?  (красота его успокаивает)

            - Верно, ему приятно, душа отдыхает.

            - Да, вот такая она, наша небольшая, вместе с авторами прогулка в лес.

              Познакомились сегодня с двумя произведениями.

            - Как вы думаете, почему авторы книги поместили эти произведения

           рядом?  (их объединяет тема зимы, природа, деревья)

            - Авторы, наверное, хотели, чтобы и мы увидели такую не яркую, но

           дорогую нашему сердцу красоту природы.

            Оба автора сумели передать читателю свою любовь к родной природе,

         сумели увидеть природу и передать ее людям.

    4. Домашнее задание:

                    Я думаю, около вашего дома, наверное, растет дерево? А вам не захотелось описать свое дерево, ему будет приятно с вами пообщаться.

    Придумайте стихотворение или рассказ о своем дереве. И, конечно, же, выучите наизусть это замечательное стихотворение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

    Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

    Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»

    Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»Авторы: Четверикова Ирина Витальевна, Демченко Ирина Григорьевна...

    Тема: М.М. Пришвин "Деревья в лесу".

    Цели и задачи: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса...

    Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу

    Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу...

    М. Пришвин «Деревья в лесу»

    План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).Тема урока: М. Пришвин «Деревья в лесу».Тип ур...