Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Играева Инна Александровна

 

Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».

                                                   3 класс УМК «Гармония»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Сергей Есенин «Береза». Михаил Пришвин «Деревья в лесу».

                                                   3 класс УМК «Гармония»

Цель урока: - познакомить с творчеством С.Есенина;

- развивать речь, память учащихся, орфографическую зоркость, умение работать с поэтическим

   текстом:

- воспитывать любовь к родному языку, родной природ, эстетическое воздействие на детей

  через слово, живопись и музыку, вырабатывать навыки выразительного чтения.

Ход урока.

  1. Организационный момент

        -Здравствуйте ребята. Сегодня на календаре январь и на улице зима.

        Вам нравится это время года?

        - Да, мне тоже нравится зима.

        Но наша южная зима в этом году пока еще не похожа на ту зиму,

     которую мы любим, которую привыкли видеть в эти зимние месяцы.

        -Зима – это удивительное время года. Как вы думаете, что нас в ней

      привлекает? (мороз, Новый год, каникулы)

        -Да,  зима всегда привлекала и многих любителей искусства. Вот перед

      вами несколько репродукций русских художников.

        - А это работы наших учеников 3 класса.

        - Что замечательного в зиме увидели художники?

          Присмотримся к ним.  (зимний лес, красивые елки под тяжестью снега наклонили ветви)

        - Какое настроение у этого дерева?  (спокойное, довольное)

        Художники уловили то состояние природы, когда оно гармонично

     живет в этом мире. Глядя на эти запечатленные картины зимы?

Так и  хочется еще, и услышать музыку зимы.         (Вивальди) пауза  зима

        - Такой увидели зиму художники, такой услышал ее композитор.

        - А можно ли словами описать красоту зимы?         (конечно можно)

        - Мне кажется, что мы сегодня не все сказали о красоте зимы.

  1. Работа над новым материалом

     О зиме в русской литературе можно найти немало стихотворений. Одно из них написано удивительным поэтом, которого по праву называют певцом России – С.Есениным.

                - Вам знакомо это имя? (портрет)

                - Что вы о нем знаете?

        - Да, С.Есенин родился в самом центре России, в Рязанской области,

в  деревне Константиново, и поэтому, деревенский мир: луга, поля, леса ему знакомы не по картинкам.

        - Природа надарила его удивительным даром – умением видеть, а главное рассказывать об этой красоте.

        - Это было зимой, в один из приездов домой в деревню. Много раз

        Есенин любовался бело-стройной березкой, растущей у дома. Но в

        этот день…..(пауза)         (чтение стихотворения)

        - Вам понравилось стихотворение?

        - Что привлекло внимание поэта? (береза, то, что с ней произошло)

        - Давайте еще раз обратимся к стихотворению, к первому

       четверостишию. Вы заметили, как я читала? (не спеша)

        

        - Как вы понимаете эту строчку – принакрылась снегом? (т.е. снег слегка прикрыл)

        - Когда мы можем употреблять это слово еще? (слегка накрылась)

        - Принакрылась и закуталась – это одно и тоже? (это слегка укрылась)

        - А с чем автор сравнивает снег? (с серебром)

        - А почему с серебром? (снег под солнцем имеет разные оттенки, поэтому он взял это  сравнение).

        - Хорошо, прочитаем второе четверостишие. Что подметил  внимательный взгляд поэта?

                                                                                                                                                       (ветви пушистые)

        - Да, мне кажется, что поэт подошел как, будто близко к березе и увидел ее.

        - А почему он говорит – распускались кисти? Разве весна настает?

                                                                        (иголочки плотно прилегли и кажутся распустившимися)

        - Хорошо. Прочитаем следующее четверостишие.

        - Какие все краски и звуки зимы передал поэт?

                                                                   (золотой огонь, в сонной тишине).

        - А как вы понимаете это выражение?

        (горят снежинки – под лучами солнца снежинки переливаются разными цветами и кажется, что горят).

        - Как мало слов и как много о красоте зимней березы поведал С.Есенин в третьей строфе.

        - А появляются ли новые краски и звуки в последнем четверостишии? (нет)

        - Почему? (это те же краски зимы: мягкие, нежные)

        - А как вы понимаете смысл выражения «Заря обсыпает ветки серебром?»

                                                                                           (заря может давать яркие краски)

     - Какое это время суток? (утро)

        - Да, появляется больше света, все новые и новые снежинки, как

        серебро, загораются на березе.

3.Итог.

         - Какими же мыслями и чувствами поделился поэт с читателями?

                                                                                 (красивая береза,……)

        - Какие слова и выражения вам запомнились?

                                                               (серебром, принакрылась …..)

        - Давайте посмотрим на эти слова и запомним, как правильно нужно их

          произносить и писать.

        Принакрылась – при неполнота действия

        Серебром – исконно-русское слово, так говорили наши предки.

        Кайма – слово произошло из тюркского.

        Бахрома – тесьма, для обшивки чего-нибудь, рядом свободно свисающих нитей.

        Сонный – погруженный в сон, спящий.

        Заря – яркое освещение горизонта, перед восходом или после захода солнца.

        Горят – (объяснения детей)

        - Внимательно посмотрите на доску, какое еще слово не назвали (горят)

        - Запомните загар, но горят.

        - Еще раз вернемся к стихотворению. Если бы вам предложили

       написать музыку к этому стихотворению, какой бы она была?

                                                                               (мягкая, нежная, негромкая)

        - Верно, и читать это стихотворение нужно не громко, мягко.

          Давайте прочитаем его, останавливаясь на точках, запятых.

Мы должны почувствовать, что вам нравится зимняя березка, передать

       чувство и настроение автора.

        - Мне кажется, стихотворение С.Есенина вам понравилось? Верно ребята?

        - А если от этой березки пойти снежной тропкой дальше по направлению к лесу. Каким мы увидим зимний лес? (тихий, весь в снегу)

        - Давайте познакомимся с небольшим рассказом Пришвина, который называется «Деревья в лесу», в зимнем лесу.

       Но в начале произведения мы встретимся с удивительным словом пороша. 

- Как вы думаете, что это значит?

        - Верно, а вот какое пояснение этого слова дает нам автор – слой только что выпавшего снега.

          Теперь читаем и подумаем, каким увидел зимний лес Пришвин?

        -Так каким же увидел зимний лес писатель. (Деревья в снегу, березы склонились)

        - Найди строки, в которых говорится о ели. (Ели повесили громадные, тяжелые лапы. Ель

                                                                                                    чувствует, а береза плачет)

        - Какой фразой писатель подчеркнул разное состояние деревьев в лесу?

        - Что значит царствует?  (Гордая, величественная, прямая)

        - Береза склонилась. Почему она плачет? Это в прямом смысле выражение?

                (Нет, это образное выражение в переносном значении)

        -На что обращает внимание автор во втором абзаце

                                                               (на звуки, фигуры из снега)

                                                                           (между собой ведут разговор)

        - Каковы звуки зимнего леса? (тихие)

        - А как автор чувствует себя в этом зимнем лесу?  (красота его успокаивает)

        - Верно, ему приятно, душа отдыхает.

        - Да, вот такая она, наша небольшая, вместе с авторами прогулка в лес.

          Познакомились сегодня с двумя произведениями.

        - Как вы думаете, почему авторы книги поместили эти произведения

       рядом?  (их объединяет тема зимы, природа, деревья)

        - Авторы, наверное, хотели, чтобы и мы увидели такую не яркую, но

       дорогую нашему сердцу красоту природы.

        Оба автора сумели передать читателю свою любовь к родной природе,

     сумели увидеть природу и передать ее людям.

4. Домашнее задание:

                Я думаю, около вашего дома, наверное, растет дерево? А вам не захотелось описать свое дерево, ему будет приятно с вами пообщаться.

Придумайте стихотворение или рассказ о своем дереве. И, конечно, же, выучите наизусть это замечательное стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»

Урок литературного чтения по произведению М. Пришвина «Деревья в лесу»Авторы: Четверикова Ирина Витальевна, Демченко Ирина Григорьевна...

Тема: М.М. Пришвин "Деревья в лесу".

Цели и задачи: познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса...

Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу

Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу...

М. Пришвин «Деревья в лесу»

План – конспект урока литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века» (Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.).Тема урока: М. Пришвин «Деревья в лесу».Тип ур...