Конспект урока. Тема: Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Романова Анастасия Алексеевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000f27e6-4145fcdd.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Цель: формирование вдумчивого читателя, способного сознательно воспринимать лирическое произведение,рассуждать о прочитанном, представлять выразительное чтение.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Проявлять:
  • интерес к чтению лирических стихотворений об осени;
  • желание выразительно читать стихотворение С.А.Есенина.

Метапредметные: 

ПУУД:

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- подбирать интонацию, передающую радостное и грустное настроение автора  и обосновывать свое мнение;

-определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;

- определять настроение автора и обосновывать свое мнение.

РУУД:

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

КУУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

Предметные:

-расширять представление о творчестве С.А.Есенина

-формирование представлений об эпитете.

-закрепление знаний о звукописи как одной из форм изображения картин природы.

- соотносить содержание картины с содержанием поэтического текста.

-понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, пейзаж, эпитет.

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Оборудование. Картина М.О. Оболенского «Жнитво». Портрет С.А. Есенина. Листы бумаги, краски. Запись пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»  (из цикла «Времена года».

Предметные: 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

  1. Организационный момент.

2. Речевая разминка

3.Подготовительная работа

4.Первое чтение

5.Проверка первичного восприятия

6.Второе чтение и анализ

7.Синтез

8.Рефлексия

-Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!

-Что вам необходимо для успешной работы?

-Подготовим речевой аппарат к работе.

-Я прочитаю скороговорку.

-А вы внимательно послушайте, какие звуки встречаются чаще всего?

- О чем скороговорка?

-Медленно читаем, выделяя звуки

-Теперь быстрее, очень быстро. Прочитайте друг другу в паре.

-Теперь тренируем силу голоса. Начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем силу голоса и наоборот

Наша задача сегодня познакомиться со стихотворением С.А.Есенина и научиться его выразительно читать.

Рассказ об авторе, работа с портретом.

Вопросы по биографии

 -Сейчас мы будем читать замечательное стихотворение, которое написал Сергей Александрович Есенин.

-Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и постарайтесь представить себе картины осени, изображенные в тексте, но для этого надо вслушаться в каждое слово.

-После чтения подготовьте ответ на вопрос: - Вам понравилось стихотворение?  Чем?

 - Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

- Вам понравилось стихотворение?  Чем?  - Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

- Какие картины вам представились?  (Ответы детей).

    - Работа над картиной М.О. Оболенского «Жнитво».

- Если сравнивать с картинами художников,  какую картину нарисовал поэт?  (Пейзаж).

  - А сейчас прочитайте стихотворение про себя, чтобы найти слова, которые помогли вам нарисовать эти картины в своем воображении.

- Какое время года изобразил автор в стихотворении?

- Какие картины природы описывает?

  -  С помощью, каких слов описывает осеннюю природу?

-Как  называем «рисующие слова»? (Эпитеты).

- Кто нашел приемы сравнения?

-Как выдумаете,  почему поэт сравнивает солнце с колесом, а месяц – с жеребенком

- Что помогло вам читать стих. выразительно?  

-Прочитайте стихотворение друг другу и подумайте, какое настроение было у поэта, когда он писал эти стихи? Менялось ли оно?

- Ребята, а как вы считаете,  кого имеет в виду поэт в словах «Ах, и сам я…»?  

Учитель: - В любом случае мы здесь ощущаем присутствие человека, который также восхищается осенью.

- Как будет меняться  интонация при чтении стихотворения?

Слушание музыки. Отрывок или вся пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года».

- Ребята, вам понравилась музыка?

- А что вам хочется делать под эту музыку?  (

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

-Постарайтесь передать эту мелодию осени, в своем чтении.

                   

Выразительное чтение.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина.

-Какие задачи стояли перед вами?

- На сколько справились с ними?

Что у вас хорошо получилось? Над чем предстоит работать?

Настраиваются на урок.

-Быть внимательным и активным.

Работают со скороваркой хором, в парах.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Ученики обмениваются впечатлениями от первого знакомства с произведением).

 

(Немножко грустное; мне было приятно слушать: автор пишет об осени так красиво, интересно, немножко таинственно и загадочно).

Называют: «рощи голы»; «дремлет…дорога»; «солнце тихое»; «ей (дороге)… примечталось»; «взрытая дорога»; «зимы седой»; «сини горы»; «колесом… солнце… скатилось».)

- Да, менялось: сначала оно было грустное. И сонливое: «дремлет», «примечталось», «солнце тихое».

- а в последнем четверостишии настроение игривое: «в чаще звонкой», «Рыжий месяц жеребенком//Запрягался в наши сани».

Наверное, себя.  А возможно,  другого человека, который наблюдал и переживал эту картину.)

Побродить по лесу, понаблюдать за его красотой. Слушать и слушать эту музыку. Думать о чем-нибудь приятном. Нарисовать красивую осеннюю картину.)

РУУД:

Организовать себя на продуктивную работу на уроке

РУУД:

материала;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного

КУУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

РУУД:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

ПУУД:

-определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;

ПУУД:

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- подбирать интонацию, передающую радостное и грустное настроение автора  и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;

- определять настроение автора и обосновывать свое мнение.

-формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

КУУД:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"

Это стихотворение об осени.Поясняется, как правильно читать его, соблюдая паузы, ударения.Есть аудио пересказ...

С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…». СЛУШАЕМ МУЗЫКУ А. СКРЯБИНА, П. ЧАЙКОВСКОГО

Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". Урок разработан в соотвествии ФГОС....

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».

Цель педагога: научить учащихся умению воспринимать красоту природы, которую воспевает С Есенин. Осуществлять анализ стихотворения....

технологическая карта урока по литературному чтению "С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы ..."

Предлагаю вашему вниманю технологическую карту урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века"....