Конспект урока. Тема: Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Романова Анастасия Алексеевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 000f27e6-4145fcdd.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Цель: формирование вдумчивого читателя, способного сознательно воспринимать лирическое произведение,рассуждать о прочитанном, представлять выразительное чтение.

Планируемые результаты

Личностные:

  • Проявлять:
  • интерес к чтению лирических стихотворений об осени;
  • желание выразительно читать стихотворение С.А.Есенина.

Метапредметные: 

ПУУД:

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- подбирать интонацию, передающую радостное и грустное настроение автора  и обосновывать свое мнение;

-определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;

- определять настроение автора и обосновывать свое мнение.

РУУД:

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

КУУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

Предметные:

-расширять представление о творчестве С.А.Есенина

-формирование представлений об эпитете.

-закрепление знаний о звукописи как одной из форм изображения картин природы.

- соотносить содержание картины с содержанием поэтического текста.

-понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, пейзаж, эпитет.

-подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Оборудование. Картина М.О. Оболенского «Жнитво». Портрет С.А. Есенина. Листы бумаги, краски. Запись пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»  (из цикла «Времена года».

Предметные: 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

  1. Организационный момент.

2. Речевая разминка

3.Подготовительная работа

4.Первое чтение

5.Проверка первичного восприятия

6.Второе чтение и анализ

7.Синтез

8.Рефлексия

-Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи!

-Что вам необходимо для успешной работы?

-Подготовим речевой аппарат к работе.

-Я прочитаю скороговорку.

-А вы внимательно послушайте, какие звуки встречаются чаще всего?

- О чем скороговорка?

-Медленно читаем, выделяя звуки

-Теперь быстрее, очень быстро. Прочитайте друг другу в паре.

-Теперь тренируем силу голоса. Начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем силу голоса и наоборот

Наша задача сегодня познакомиться со стихотворением С.А.Есенина и научиться его выразительно читать.

Рассказ об авторе, работа с портретом.

Вопросы по биографии

 -Сейчас мы будем читать замечательное стихотворение, которое написал Сергей Александрович Есенин.

-Я прочитаю стихотворение, а вы послушайте и постарайтесь представить себе картины осени, изображенные в тексте, но для этого надо вслушаться в каждое слово.

-После чтения подготовьте ответ на вопрос: - Вам понравилось стихотворение?  Чем?

 - Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

- Вам понравилось стихотворение?  Чем?  - Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

- Какие картины вам представились?  (Ответы детей).

    - Работа над картиной М.О. Оболенского «Жнитво».

- Если сравнивать с картинами художников,  какую картину нарисовал поэт?  (Пейзаж).

  - А сейчас прочитайте стихотворение про себя, чтобы найти слова, которые помогли вам нарисовать эти картины в своем воображении.

- Какое время года изобразил автор в стихотворении?

- Какие картины природы описывает?

  -  С помощью, каких слов описывает осеннюю природу?

-Как  называем «рисующие слова»? (Эпитеты).

- Кто нашел приемы сравнения?

-Как выдумаете,  почему поэт сравнивает солнце с колесом, а месяц – с жеребенком

- Что помогло вам читать стих. выразительно?  

-Прочитайте стихотворение друг другу и подумайте, какое настроение было у поэта, когда он писал эти стихи? Менялось ли оно?

- Ребята, а как вы считаете,  кого имеет в виду поэт в словах «Ах, и сам я…»?  

Учитель: - В любом случае мы здесь ощущаем присутствие человека, который также восхищается осенью.

- Как будет меняться  интонация при чтении стихотворения?

Слушание музыки. Отрывок или вся пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года».

- Ребята, вам понравилась музыка?

- А что вам хочется делать под эту музыку?  (

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

-Постарайтесь передать эту мелодию осени, в своем чтении.

                   

Выразительное чтение.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина.

-Какие задачи стояли перед вами?

- На сколько справились с ними?

Что у вас хорошо получилось? Над чем предстоит работать?

Настраиваются на урок.

-Быть внимательным и активным.

Работают со скороваркой хором, в парах.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Ученики обмениваются впечатлениями от первого знакомства с произведением).

 

(Немножко грустное; мне было приятно слушать: автор пишет об осени так красиво, интересно, немножко таинственно и загадочно).

Называют: «рощи голы»; «дремлет…дорога»; «солнце тихое»; «ей (дороге)… примечталось»; «взрытая дорога»; «зимы седой»; «сини горы»; «колесом… солнце… скатилось».)

- Да, менялось: сначала оно было грустное. И сонливое: «дремлет», «примечталось», «солнце тихое».

- а в последнем четверостишии настроение игривое: «в чаще звонкой», «Рыжий месяц жеребенком//Запрягался в наши сани».

Наверное, себя.  А возможно,  другого человека, который наблюдал и переживал эту картину.)

Побродить по лесу, понаблюдать за его красотой. Слушать и слушать эту музыку. Думать о чем-нибудь приятном. Нарисовать красивую осеннюю картину.)

РУУД:

Организовать себя на продуктивную работу на уроке

РУУД:

материала;

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного

КУУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

РУУД:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

ПУУД:

-определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение;

ПУУД:

- определять особенности лирического произведения и обосновывать свое мнение;

- соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение;

- подбирать интонацию, передающую радостное и грустное настроение автора  и обосновывать свое мнение;

- определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение;

- определять настроение автора и обосновывать свое мнение.

-формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

КУУД:

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художест...

С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы"

Это стихотворение об осени.Поясняется, как правильно читать его, соблюдая паузы, ударения.Есть аудио пересказ...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».

Цель педагога: научить учащихся умению воспринимать красоту природы, которую воспевает С Есенин. Осуществлять анализ стихотворения....

технологическая карта урока по литературному чтению "С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы ..."

Предлагаю вашему вниманю технологическую карту урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века"....