Конспект урока по теме: Осенняя страница. С.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы..."
план-конспект урока по чтению

Холунина Наталья Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_esenin_nivy_szhatyroshchi_goly.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:


 Тема: ОСЕННЯЯ СТРАНИЦА.
С. ЕСЕНИН «НИВЫ СЖАТЫ, РОЩИ ГОЛЫ…»

Цели: учить воспринимать содержание лирического произведения, его настроение; учить находить средства создания образности; формировать представление об олицетворении как художественном приеме; развивать воображение и эстетическое чувство.

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

Уже горят огнем рябины кисти,

И пожелтели на березе листья,

И пенья птиц уже не слышно вовсе,

И тихо-тихо к нам приходит Осень…

Звучит произведение П. Чайковского «Осенняя песня».

– Осень, осень на дворе. Листья падают с деревьев, трава увядает. Летят в небе птицы. На хвостах своих лето уносят. Только некогда грустить. Недаром в былые времена год в сентябре начинался не только у школьников. Действительно, куда ни глянь, все вроде бы совсем новое: и поле, и лес, и небо над головой.

Таинственно шумит лесная тишина,

Незримо по лесам поет и бродит Осень…

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит...

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

                Алексей Плещеев

– Осень идет тихой поступью, застенчиво, словно стыдясь открыто заявить о себе.

Б е с е д а   п о   н а б л ю д е н и я м  за осенней природой, поведением птиц и насекомых.

-  Какое время года сейчас наступило?

- Про осень говорят: «Осень – изменений восемь». А сможете ли вы назвать все восемь изменений? ( Дни стали короче. Листья пожелтели. Вода в реке холодная. Время сбора урожая. Птицы улетают. Звери впадают в спячку. Стало холоднее. Часто идут дожди. )

II. Объявление темы и постановка целей.

– Непостижимая красота природы воспета поэтами, музыкантами, запечатлена на полотнах известных художников. Давайте сегодня полюбуемся чудесными картинами осенней природы. Будем слушать музыку, читать стихи, найдется дело и для детективов.

Учитель читает стихотворение Г. Ходыревой:

СВЕТ ДУШИ

Снова осень,

Горят, не сгорая, березы.

Серебристыми нитями воздух прошит.

На последнее вече слетелись стрекозы,

Сонный ветер лениво листву ворошит.

Приутихли леса.

Затуманились дали.

Далеко-далеко слышны чьи-то шаги…

Ты войди в этот мир торжества и печали

И его красоту для меня сбереги...

Великие русские поэты часто обращались в своих стихах к осенней теме. Читая эти строки, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда…

– Одинаково ли пишут поэты? Как они говорят об осени?

III. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а   по группам.

Детям предлагаются для чтения стихи русских поэтов об осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

                        Ф. Тютчев

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь – поневоле

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь – через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

                        А. Фет

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

                К. Бальмонт

З а д а н и е: прочитать стихи, выписать яркие эпитеты, сравнения, олицетворения. Не забывайте указывать автора произведения.

Ответы:

1 гр. «Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера…»; «Паутины тонкий волос…»; «Льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле…» (Ф. Тютчев.)

2 гр.«Лист  сухой  валится, / Ночью  ветер  злится / Да  стучит  в  окно…» (А. Фет.)

3 гр. «Все деревья блистают / В разноцветном уборе. / Солнце реже смеется… / Скоро осень проснется / И заплачет спросонья». (К. Бальмонт.)

2. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 40).

– Вы выписали строчки из стихов Ф. Тютчева, А. Фета, К. Бальмонта. Они могут быть эпиграфами к осенней страничке учебника.

– Что такое эпиграф?

Эпиграф (от греческого – надпись) – цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом. Эпиграф поясняет основную идею произведения.

– Учебник предлагает две строчки из стихов ваших ровесников. Прочитайте.

– О каком периоде осени эти строки?

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала Осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила…

                        Ю. Капустина

Н а   д о с к е: портрет С. Есенина.

– Что вы знаете о С. Есенине?

Мне хочется немного рассказать вам о Сергее Есенине как о человеке, который очень любил свою родину, о щедрости его души. Вот что пишет о нем писатель В. Иванов: «С. Есенин – человек золотой души, необыкновенно нежный. Жил он небогато, но, когда вышли первые четыре сборника его стихов, поэт получил так много денег, что даже заплакал и сразу отправился за покупками для жителей своего села. В одной лавке он купил 35 коромысел и 70 ведер, в другой – много цветастого ситца и мужских пиджаков, хотя он даже и не представлял, сколько теперь мужиков и баб в его родном селе. Какой еще хороший подарок для деревенского жителя? Конечно, керосиновые лампы; купил и их. Но что делать с лампами, если там нет керосина? И вот Есенин приходит в лавку, где торгуют керосином. Лавочник предложил бочку керосина бесплатно, потому что узнал Есенина, и хотел почитать стихи, но поэту некогда было их слушать.

И, наконец, когда Есенин собрался ехать, выяснилось, что все деньги потрачены, ему не на что было не только довезти такой большой груз подарков, но и пришлось думать, где бы занять денег хотя бы на билет самому. Уезжал Сергей один, без денег и гостинцев, был очень грустный, так как его мечта порадовать земляков не исполнилась»*.

– С. Есенин воспевал в стихах природу, и не зря его называли певцом русской природы. Вам знакомы его стихи начиная с детского сада.

Н а   д о с к е:

Белая береза

Под моим окном.

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

* * *

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила...

* * *

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

С. Есенин воспевал красоту природы в стихах, и его оружие – слово, а великие русские художники выражали свое восхищение в своих полотнах с помощью красок и кисти.

3. Р а б о т а   п о   к а р т и н е.

– Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. То же самое  мы  видим  и  на  полотнах  художников.  Посмотрите  на  картину И. И. Левитана «Золотая осень». Перед нами – чудесный уголок природы. На пригорке – золотые стройные березки. Течет ручей или небольшая речушка. От нее веет прохладой. Голубеет небо; вдали видны небольшая деревенька, усадьба, огороды. Привлекает внимание одинокая березка на другом берегу. Наверное, о ней С. Есенин сказал:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан…

В каждом уголке природы Левитан умел найти что-то заветное, сокровенное. Он говорил ученикам, что мало хорошо написать землю, небо, воду, – надо передать в пейзаже чувство, которое объединит, свяжет в одно целое землю, воду, небо. Поэтому пейзажи Левитана невозможно описывать словами. Все назовешь, что написано на холсте, но как найти слова, чтобы сказать о главном, о том, что не написано? Перечислишь мохнатые ели, снег, красное солнце, но как выразить ту его спутников печаль, которая охватила Левитана и не потревожила?

«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берез, прозрачная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывается в грудь и от которого, как от ключевой воды, поламывает зубы. И бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончится праздник, а за ним – увяданье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом, впереди, снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна. А на холсте – деревья, трава, река, небо.

Левитан любил повторять стихи русского поэта Е. Баратынского:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье...

«Вот что нужно пейзажисту, – понимать разговор воды и деревьев, слышать,  как  трава  растет,  –  говорил  Левитан.  –  Какое  это  великое счастье!»

Ф и з к у л ь т м и н у т к а (с использованием интерактивной доски)

4. З н а к о м с т в о   с о   с т и х о т в о р е н и е м  С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…».

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…».

– Постарайтесь почувствовать настроение природы и человека.

Потихоньку уходит вдаль царица по имени Осень. Она покидает свой расписной терем.

Перед нами совсем другая картина.

5. П е р в и ч н о е   ч т е н и е   с т и х о т в о р е н и я  учителем.

– Какое  настроение  передает  это  стихотворение?  (Грустное,  тоскливое.)

Ответы учащиеся записывают на доску.

– Какую картину представили? Нарисуйте словами.

Взору читателя открываются сжатые нивы, обнаженные рощи, туман, поднимающийся от воды (река или озеро); он ощущает зыбкую сырость. Тишина, все замерло в природе, даже солнце стало тихим и спряталось на зиму. Чернеет дорога со взрытыми колеями.

– Какие краски вам бы потребовались? (Серая, черная, коричневая, темно-синяя.)

В ы в о д: лирический пейзаж накануне зимы. За простотой образов таится огромная глубина. Поэт запечатлел переход от осени к зиме, неминуемость прихода зимы. Это пейзаж настроения. В нем все проникнуто тишиной, покоем, задумчивым ожиданием.

6. П о д г о т о в к а   к   в ы р а з и т е л ь н о м у   ч т е н и ю.

– Прочитайте первую строфу. Какой период осени описывает поэт? (Поздняя осень.)

– Как понимаете смысл этого выражения: «Нивы сжаты, рощи голы»? (Убраны хлеба с полей, листья с деревьев опали.)

 Какие прилагательные мы обычно используем, говоря о солнце? (Яркое, ласковое, теплое, красное.)

– А какое солнце у Есенина? (Тихое.)

– Почему? (Оно устало, оно трудилось все лето и теперь хочет отдохнуть.)

 Какие строчки говорят о том, что солнце «уходит на отдых»? («Колесом за сини горы солнце тихое скатилось».)

– Как эти строчки надо прочитать? (Медленно, передавая ощущение усталости, желание отдохнуть.)

– Прочитайте, передавая настроение солнца.

– Прочитайте вторую строфу. О чем это четверостишие? (О дороге.)

– Что о ней узнали? (Взрытая, дремлет, ей «примечталось», что скоро придет зима и принесет покой.)

– Как понимаете смысл слова «взрытая» дорога? (По ней много ездили, всю избороздили, остались глубокие следы от колес.)

 Какие слова в тексте показывают, что дороге очень хочется, чтобы зима поскорее пришла? («Совсем-совсем» этот повтор слова звучит как призыв: приходи, зима, скорей.)

 Какие слова помогают раскрыть образ дороги? (Дремлет, примечталось, совсем-совсем немного ждать осталось.)

– Сравним по настроению первое и второе четверостишия. Что общего и чем отличаются? (В них ощущается стремление к покою, но солнце заходит, засыпает, а дороге «только примечталось», что зима принесет успокоение.)

– Как надо эти строки прочитать? (Медленно, спокойно, а слова «совсем-совсем» должны прозвучать как просьба.)

– Попробуйте прочитать.

– А только ли дорога ждет зиму? Прочитайте третью строфу и попробуйте ответить на этот вопрос. (Лирический герой тоже предвкушает приход зимы.)

– Какой образ представили, читая эти строки? (Образ месяца.)

 Меняется ли настроение? Какое слово указывает на это? (Ах!)

– Как будем читать эти строки? (Радостно, с нетерпением.)

– Кто испытывает эту радость? (Лирический герой  человек, который в тексте назван словом «я».)

– Каким представляете героя стихотворения? (Молодой, веселый, развито воображение и фантазия.)

– Из каких строк это видно? («Увидал вчера в тумане: / Рыжий месяц жеребенком / Запрягался в наши сани».)

– Что связывает вторую и третью строфу? (Дорога и человек с нетерпением ждут зимы.)        

– Прочитайте выразительно стихотворение.

IV. Обобщение изученного.

– Давайте вернемся к вопросу: какое настроение передает это стихотворение? (Задумчивое, тихая легкая грусть, ожидание зимы и др.)

– Какие художественные приемы использует поэт? (Олицетворение  «дремлет… дорога», «ей… примечталось», «зимы седой»; сравнение  «колесом за сини горы / солнце тихое скатилось…».)

– Выпишите их в читательский дневник.

Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Времена года. Осень».

– Что вы услышали? Увидели?

– Как меняется настроение в этом музыкальном произведении? Почему? (Осень бывает разная: золотая, поздняя, дождливая.)

– Объясните пословицу: «Осень – перемен восемь». (Погода осенью постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, выпадает первый снег, а днем оттепель.)

А у к ц и о н  «Какая бывает осень?».

О с е н ь

дождливая

сырая

слякотная

золотая

багряная

кормилица

щедрая

урожайная

V. Итог урока.

Осень…

Ко сну готовится природа,

Всего три месяца – и наступит зима.

И осень сдаст свои права.

– Отметьте на годовом круге, где мы сейчас находимся. Поделитесь впечатлениями от «Осенней странички», которую сегодня составили.

Домашнее задание: прочитать стихи русских поэтов об осени и выучить наизусть (по выбору).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Осень"

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 4-ом классе "Особый ребенок" на тему "Осень"...

Конспект урока по теме "Осень" , немецкий язык

Конспект урока по теме "Осень"  , немецкий язык.  Урок для учеников 3 классов....

Конспект урока по теме: "Осень в неживой природе".

Базовый учебник: Плешаков А.А., М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2012 г.Цель урока: Создать условия для достижения целостного восприятия изменений в неживой природе осенью.Задачи:...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».

Цель педагога: научить учащихся умению воспринимать красоту природы, которую воспевает С Есенин. Осуществлять анализ стихотворения....

План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова

План-конспект урока по теме: Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и С.Т.АксаковаКласс: 2...

технологическая карта урока по литературному чтению "С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы ..."

Предлагаю вашему вниманю технологическую карту урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века"....