План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы...".
план-конспект урока (3 класс) по теме

Киршина Галина Александровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, указаны универсальные учебные действия, этапы урока позволяют развивать УУД и получать метапредметные результаты. На уроке используются художественные и музыкальные средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_lit._cht._3_kl.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения  в 3 классе.

Учитель Киршина Г.А.

Тема. Изображение осени в стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

Цели. 1. Формирование представлений об эпитете. 2. Закрепление знаний о звукописи как одной из форм изображения картин природы.

Планируемые результаты.

Предметные: понимать и грамотно использовать в своей речи термины: стихотворение, ритм, рифма, пейзаж, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

Метапредметные: формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала.

Оборудование. Картина М.О. Оболенского «Жнитво». Портрет С.А. Есенина. Листы бумаги, краски. Запись пьесы П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»  (из цикла «Времена года».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности (надо, хочу, могу). Позитивный настрой на работу.
  2. Актуализация и фиксирование затруднения. 

1)Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Ф.И. Тютчева «Сентябрь холодный бушевал…», Г.А. Ладонщикова «Верные приметы», А.К. Толстого «Осень…». Обсуждение вариантов чтения.

2) Беседа. - Какую осень изобразил каждый поэт?

- Можно ли по-другому описать это время года?

- От чего это зависит?

(Мнения разделились: можно или уже все написано).

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Сейчас мы будем читать еще одно замечательное стихотворение, которое написал Сергей Александрович Есенин (портрет). Постарайтесь представить себе картины осени, изображенные в тексте, но для этого надо вслушаться в каждое слово.

  1. Чтение учителем стих. «Нивы сжаты, рощи годы…» с последующей беседой.

- Вам понравилось стихотворение?  Чем?  (Ученики обмениваются впечатлениями от первого знакомства с произведением).

- Какое чувство вы испытывали, когда слушали?

(Немножко грустное; мне было приятно слушать: автор пишет об осени так красиво, интересно, немножко таинственно и загадочно).

- Какие картины вам представились?  (Ответы детей).

            2)  Работа над картиной М.О. Оболенского «Жнитво».

- Если сравнивать с картинами художников,  какую картину нарисовал поэт?  (Пейзаж).

            3)   Самостоятельное чтение: найти слова, которые помогли вам нарисовать эти картины в своем воображении.

(Ребята называют: «рощи голы»; «дремлет…дорога»; «солнце тихое»; «ей (дороге)… примечталось»; «взрытая дорога»; «зимы седой»; «сини горы»; «колесом… солнце… скатилось».)

   - Как мы называем «рисующие слова»? (Эпитеты).

  1. Выразительное чтение детьми: найти приемы сравнения.

- Кто нашел приемы сравнения?

- Как выдумаете,  почему поэт сравнивает солнце с колесом, а месяц – с жеребенком?  (Высказывания детей).

- Что помогло вам читать стих. выразительно?  (Ритм стих-я и рифма).

     

  1. Включение в систему знаний и повторение.
  1. Работа в парах.  – Прочитайте стихотворение друг другу и подумайте, какое настроение было у поэта, когда он писал эти стихи? Менялось ли оно?
  2. Беседа, работа с текстом. Ответы детей: - Да, менялось: сначала оно было грустное. И сонливое: «дремлет», «примечталось», «солнце тихое».

- а в последнем четверостишии настроение игривое: «в чаще звонкой», «Рыжий месяц жеребенком//Запрягался в наши сани».

Учитель: - Ребята, а как вы считаете,  кого имеет в виду поэт в словах «Ах, и сам я…»?  (Наверное, себя.  А возможно,  другого человека, который наблюдал и переживал эту картину.)

Учитель: - В любом случае мы здесь ощущаем присутствие человека, который также восхищается осенью.

  1. Слушание музыки. Отрывок или вся пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года».
  2. Беседа.

- Ребята, вам понравилась музыка?

- А что вам хочется делать под эту музыку?  ( Побродить по лесу, понаблюдать за его красотой. Слушать и слушать эту музыку. Думать о чем-нибудь приятном. Нарисовать красивую осеннюю картину.)

- А почему бы и в самом деле не нарисовать картины, которые понравились нам в этом стихотворении?

             5)   Самост. чтение стихотворения, подготовка к рисованию.

                    Выполнение рисунков    учениками.

  1. Рефлексия.

Выразительное чтение тех отрывков, которые дети проиллюстрировали.

  1. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение С.А. Есенина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

Разработка урока литературного чтения в 3 классе по стихотворению А.С. Пушкина Зимнее утро.

В уроке четко сформулированы цели и задачи, планируемые результаты, работа в группах (викторина по сказкам Пушкина), последовательные этипы работы над стихотворением и рефлексия учебной деятельности....

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Нивы сжаты, рощи голы».

Цель педагога: научить учащихся умению воспринимать красоту природы, которую воспевает С Есенин. Осуществлять анализ стихотворения....