Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Горохова Мария Алексеевна

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы  Министерства образования для начальных классов В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой по литературному чтению, примерной  программы общего начального образования.

 Рассчитана на 136 часов в год, из расчёта 4 часа в неделю.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Начальный этап литературного образования, реализуемый в программе «Литературное чтение», является первой ступенью единого, непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе.

Программа «Литературное чтение» имеет два основных направления:

- знакомство с лучшими литературными произведениями, разбор и анализ которых строится по законам искусства;

- формирование грамотного читателя, который умеет правильно и выразительно читать, понимать и переживать содержание прочитанного.

Отсюда вытекают два основных принципа построения программы – коммуникативно-речевой и литературно-художественный.

Коммуникативно-речевой принцип позволяет:

- развивать важнейшие виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;

- формировать умения пересказывать текст и создавать собственные по аналогии с прочитанным;

- способствовать освоению диалоговой формы общения.

Литературно-художественный принцип позволяет реализовать на уроках чтения основные литературные функции: эстетические, познавательные и нравственные, которые создают прочную основу для глубокого изучения и понимания литературного произведения как искусства слова, формирует заинтересованного читателя с широким кругозором, содействует нравственно-эстетическому и общему развитию младших школьников.

Таким образом, курс «Литературного чтения» направлен на достижение следующих целей:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; развитие всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике; создание условий для потребности в самостоятельном чтении художественных и научно-познавательных произведений;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.

Курс «Литературного чтения» также отражает вопросы гражданского образования:

воспитание патриотизма, интереса к истории русского народа, к его героям и творчеству;

обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

формирование нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения;

развитие способности чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.

Основные задачи:        

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

 Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Программа по литературному чтению чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя.

Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении.

Кроме навыка чтения и традиционных для программ начальной школы по чтению речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), в программу литературного чтения включается такой раздел, как «Круг чтения», который постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребёнка.

При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Литературного чтения»  проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, подготовки творческих работ, тестирования, систематической проверки навыка чтения, индивидуальных бесед по вопросам самостоятельного чтения учащихся.

Требования   к   уровню   подготовки

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

наизусть не менее 15 стихотворений;

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

определять тему и главную мысль произведения;

воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).



Предварительный просмотр:

№ п/п

Тема урока

Дата план.

Дата факт.

1

Введение. Знакомство с учебником.

01.09

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Знакомство с названием раздела

04.09 – 08.09

3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения

4

Первопечатник Иван Федоров

5

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

Устное народное творчество (14 ч)

6

Знакомство с названием раздела

11.09 – 15.09

7

Русские народные песни

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

10

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

18.09 – 22.09

11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

12

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

13

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

14

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

25.09 – 29.09

15

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

16

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

17

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И. Билибин

18

КВН. Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

02.10 – 06.10

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

20

Знакомство с названием раздела

21

Проект «Как научится читать стихи» (На основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)

22

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

09.10 – 13.10

23

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

25

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

26

И. Никитин «Встреча зимы»

16.10 – 20.10

27

И.  Суриков «Детство»

28

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

29

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»)

30

Оценка достижений

23.10 – 27.10

Великие русские писатели (24 ч)

31

Знакомство с названием раздела

32

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

33

А. Пушкин. Лирические стихотворения

34

А. Пушкин «Зимнее утро»

35

А. Пушкин «Зимний вечер»

10.11

36

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

13.11 – 17.11

37

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

38

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

39

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

40

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

20.11 – 24.11

41

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи из учебника, книг о Крылове

42

И. Крылов «Мартышка и очки»

43

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

44

И. Крылов «Ворона и лисица»

27.11 – 01.12

45

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

46

М. Лермонтов «Горные вершины…», «на севере диком стоит одиноко…»

47

М. Лермонтов «Утес», «Осень»

48

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

04.12 – 08.12

49

Л. Толстой «Акула»

50

Л. Толстой «Прыжок»

51

Л. Толстой «Лев и собачка»

52

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Сравнение текстов

11.12 – 15.12

53

Оценка достижений. Проверка навыков чтения

54

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

55

Знакомство с названием раздела

18.12 – 22.12

56

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

57

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

58

К. Бальмонт «Золотое слово»

59

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

60

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2») Оценка достижений

25.12 – 29.12

Литературные сказки (8 ч)

61

Знакомство с названием раздела

62

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

63

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

64

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

12.01

65

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

15.01 – 19.01

66

В. Одоевский «Мороз Иванович»

67

В. Одоевский «Мороз Иванович»

68

Оценка достижений. Контрольная работа. КВН (обобщающий урок по первой части учебника)

Были-небылицы (10 ч)

69

Знакомство с названием раздела

22.01 – 26.01

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

71

М. Горький «Случай с Евсейкой»

72

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

73

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

29.01 – 02.02

74

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

75

А. Куприн «Слон»

76

А. Куприн «Слон»

77

А. Куприн «Слон»

05.02 – 09.02

78

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79

Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

80

С. Черный «Воробей», «Слон»

81

А. Блок «Ветхая избушка»

12.02 – 16.02

82

А. Блок «Сны», «Ворона»

83

С. Есенин «Черемуха»

84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

Люби живое (16 ч)

85

Знакомство с названием раздела

19.02 – 23.02

86

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

87

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

88

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

89

В. Белов «Малька провинилась»

26.02 – 02.03

90

В. Белов «Еще раз про Мальку»

91

В. Бианки «Мышонок Пик»

92

В. Бианки «Мышонок Пик»

93

Б. Житков «Про обезьянку»

05.03 – 09.03

94

Б. Житков «Про обезьянку»

95

Б. Житков «Про обезьянку»

96

В. Дуров «Наша Жучка»

97

В. Астафьев «Капалуха»

12.03 – 16.03

98

В. Драгунский «Он живой и светится…»

99

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»)

100

Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

Знакомство с названием раздела

19.03 – 23.03

102

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

103

А. Барто «Разлука»

104

А. Барто «В театре»

105

С. Михалков «Если», «Рисунок»

03.04 – 06.04

106

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

107

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

108

Оценка достижений

09.04 – 13.04

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

109

Знакомство с названием раздела

110

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения

111

А. Платонов «Цветок на земле»

112

А. Платонов «Цветок на земле»

16.04 – 20.04

113

А. Платонов «Еще мама»

114

А. Платонов «Еще мама»

115

М. Зощенко «Золотые слова»

116

М. Зощенко «Великие путешественники»

23.04 – 27.04

117

Н. Носов «Федина задача»

118

Н. Носов «Телефон»

119

В. Драгунский «Друг детства»

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Оценка достижений

30.04 – 04.05

По страницам детских журналов (8 ч)

121

Знакомство с названием раздела

122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

123

Ю. Ермолаев «Проговорился»

124

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

07.05 – 11.05

125

Г. Остер «Вредные советы»

126

Г. Остер «Как получаются легенды»

127

Р. Сеф «Веселые стихи»

128

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений. Проверка навыков чтения

14.05 – 18.05

Зарубежная литература (8 ч)

129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

130

Мифы Древней Греции

131

Мифы Древней Греции

132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

21.05 – 25.05

133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

135

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

136

«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса)

28.05 – 30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....