конспект урока "М.Ю.Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Долженко Елена Викторовна

Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

 

Образовательные:

·             знакомство с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова

·        формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;

·        формирование умения воссоздавать в воображении картины природы, созданные автором;

·                 формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;

·                 формирование умение видеть авторское отношение, позицию во всех  

           элементах стихотворения;

Развивающие:

·         развивать логическое мышление, внимание, воображение;

·      развивать образное мышление, речь;

·      совершенствовать навыки выразительного чтения

Воспитательные:

·        продолжить работу по эстетическому воспитанию учащихся

Здоровьесберегающие:

·        создание положительного психологического климата на уроке;

·         поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

 

Тип урока: открытие новых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_uroku_liternogo_chteniya.docx20.01 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx286.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект к уроку литерного чтения «М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Образовательные:

  • знакомство с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова
  • формирование умения воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в художественном произведении;
  • формирование умения воссоздавать в воображении картины природы, созданные автором;
  • формирование умения целостно воспринимать образ-переживание;
  • формирование умение видеть авторское отношение, позицию во всех  

           элементах стихотворения;

Развивающие:

  •  развивать логическое мышление, внимание, воображение;
  • развивать образное мышление, речь;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения

Воспитательные:

  • продолжить работу по эстетическому воспитанию учащихся

Здоровьесберегающие:

  • создание положительного психологического климата на уроке;
  •  поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,

Тип урока: открытие новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

-С творчеством какого автора мы знакомились на прошлом уроке?

-Какие произведения Ю.Яковлева вы запомнили?

  1. Постановка учебной задачи.

-Сегодня мы продолжим знакомиться с лирическими произведениями. Посмотрите на экран.  Над стихотворением какого поэта мы сегодня  будем работать?(Слайд 2)

Михаил Юрьевич Лермонтов(слайд 3)

(1814 – 1841)

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в знатной дворянской семье. Ему не было и трех лет, когда умерла его мать. Воспитанием мальчика занималась его бабушка, которая души в нем не чаяла и окружала его любовью и заботой. Но детские и отроческие годы будущего поэта были омрачены конфликтом между отцом и бабушкой, из-за которого мальчик был лишен возможности видеть своего отца.

Детство поэта прошло в родовом имении бабушки в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками(английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил европейскую культуру и литературу. Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши – «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Он глубоко чувствовал природу, и через ее образы передавал свои душевные переживания. Кроме литературного таланта, у Лермонтова были способности к рисованию и музыке. Известны картины, написанные им, в частности автопортрет.

Любимым поэтом М.Ю.Лермонтова был Александр Сергеевич Пушкин. В январе 1837 года, в дни гибели Пушкина, Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта». Именно после этого стихотворения имя поэта Лермонтова становится известным русскому обществу.

-Посчитайте, сколько лет прожил М.Ю.?

-Лермонтов погиб, когда ему было 27 лет. Смерть настигла его, так же как и Пушкина, в дуэли.

  1. Словарная работа.

-Прежде чем мы начнем знакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова, давайте проведем словарную работу.

-В произведении нам встретится слово «волнуется». Объясните его значение.  (варианты детей)

-А теперь взгляните на слайд (Слайд 4). В каком значении употреблено слово в 1-м предложении? А во втором? (слайд 5)

-Объясните значение выражений: погружаться в сон, погружаться в воду, погружаться в работу.

  1. Первичное восприятие.

-При помощи, кроме биографии, мы можем узнать об авторе? Верно, с помощью чтения и анализа его произведений.

-Закройте глаза. Прослушайте стихотворение  и попытайтесь определить настроение автора.(читает учитель).

-Какие чувства передал М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении?

- Каким настроением проникнут образ ландыша во 2 четверостишии?

- Отличается ли по настроению студёный ключ?

- Какие слова помогли вам почувствовать их настроения?

-Какими звуками наполнена природа?

-Какими мыслями хотел поделиться поэт? О чем это стихотворение?

-Продолжите предложение: В этом стихотворении поэт размышляет о……..

  1. Физминутка.
  2. Вторичное чтение (читают дети)

-Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению.

  1. Работа с текстом

-Найдите цветовые эпитеты в этом стихотворении.(слайд 6)

-Вместе с соседом по парте найдите олицетворения(слайд 7), которые использует  М.Ю.Лермонтов в произведении.Выпишите их в рабочую тетрадь (упр .2 стр.12)

  1. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Что заставило вас задуматься?

  1. Домашнее задание.

Учебник – стр.59 прочитать

Рабочая тетрадь- стр. 13, № 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива»" Подготовила: Долженко Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Веселовская СОШ »

Слайд 3

Михаил Юрьевич Лермонтов (1895-1925) Родился в знатной дворянской семье. Мама умерла, когда М.Ю. не было еще и 3-х лет. Воспитанием занималась бабушка. Уже в детстве у М.Ю.Лермонтова проявилась способность к рисованию, любовь к музыке. Тогда же начал писать стихи. Его любимым поэтом был А.С.Пушкин .

Слайд 4

1.Я очень сильно волновался, для меня это было впервые. 2. Море волновалось все сильнее и сильнее.

Слайд 5

ВОЛНОВА'ТЬСЯ , ну́юсь , ну́ешься , несов. ( к взволноваться ). 1 . Приходить в колебательное движение. Море сильно волнуется. Волнуется желтеющая нива. Лрмнтв.|| перен. Быть в движении. Улица волнуется, шумит, гремит она. Грздв . 2 . Приходить в беспокойное состояние, нервничать, тревожиться. Нельзя в. из-за пустяков . 3. Выражать недовольство властями, бунтовать (устар.). Украина глухо волновалась. Пшкн . 4 . Страд. к волновать (редко). Морская гладь волнуется ветром . Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);

Слайд 6

Эпитет- красочное определение, выраженное прилагательным Олицетворение- изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов. "Когда волнуется желтеющая нива..."

Материал содержит презентацию к уроку литературного чтения в 4 классе по программе "Планета знаний", а также аудиозапись стихотворения....

Конспект урока на тему: "Когда появилась одежда?"

Конспект урока в 1 классе на тему: "Когда появилась одежда?" УМК "Школа России", учебник "Окружающий мир"...

презентация +конспект урока по теме Когда изобрели велосипед УМК Школа Росии 1 класс

презентация +конспект урока по теме Когда изобрели велосипед УМК Школа Росии 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»

Конспект урока по литературному чтению. М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива …»...