Главные вкладки

    Конспект урока чтения в 3-м классе по теме: М. Горький «Случай с Евсейкой»
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Биксалиева Альфия Шамилевна

    Конспект для открытого урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект для открытого урока.41.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока чтения в 3-м классе

    по теме: М. Горький «Случай с Евсейкой»

    Биксалиева А. Ш.

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 18» г. о. Саранск

    Цель урока: ознакомить учащихся с творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание произведения; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки.

    Оборудование к уроку:

    • Карточки с заданиями.
    • Портрет М. Горького, книги писателя.
    • Презентация.
    • Выставка  детских рисунков « Морские обитатели»

    Ход урока

    Слайд 1(модуль урока: Литературное чтение)

    I. Организационный момент урока.

    – Прозвенел уже звонок.

    Начинаем наш урок.

    Будьте все внимательны.

    А ещё старательны.

    – Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

    – Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте (хлопнули друг друга в ладоши).

    II. Пробуждение интереса к изучаемой теме

    Слайд 2 (Запись «Шум моря» с убавленным звуком)

    – Алло! Это море? Алло! Это море?
    Вы слышите, Чёрное море, меня?
    Ракушку я взяла и стою вот здесь в классе
    И очень волнуюсь, на берег звоня. 
                                                    (Р. Сеф)

    – Не просто так мы начинаем наш урок с этого телефонного звонка. Сегодня мы познакомимся с обитателями моря. И узнаем о них много интересного.

    Кто из вас бывал на море? (Ответы детей)

    – А  хотели бы вы еще раз побывать на море? (Да, нет)

    – Почему? (Морская вода полезна для здоровья. В ней много морской соли, йода. Морской   водой можно полоскать горло, промывать нос).

    – Подробнее о  пользе  морской воды нам расскажет Саша Петайкина

    Ответ Саши: (Отдых на морском побережье не только разнообразен и интересен, но еще и очень полезен для организма человека. Причем полезно все: и вода, и песок, и даже сам воздух. Морская вода улучшает деятельность сердечно – сосудистой системы, кровообращения, активно снабжает организм кислородом. Она содержит множество различных, ценных микроэлементов и минералов, благотворно влияющих на кожу, кости, суставы и внутренние органы человека. Купание в морской воде не только закаливает, но и активизирует процесс обмена веществ, укрепляет иммунитет.

    В   составе морской воды содержатся такие важные элементы, как калий,  кальций, кислород, водород,  углерод, магний, йод, хлор, фтор, бром, сера, бор, стронций,  натрий, кремний.  Не только купание в море, но и прогулки по линии  воды вдоль  берега – очень полезное занятие.

    III. Речевая разминка.

    – Сейчас речевая разминка. Представьте себя на берегу моря. Взяли карточки № 1, прочтите медленно.

    Карточка №1

    И вот перед нами море 

    Бушует оно на просторе, 

    А в море высокая ходит волна, 

    И вверх до небес и  вниз до дна.

    Скачут весело дельфины, подставляя солнцу спины.

    На волнах качаются, солнцу улыбаются.

    Слайд 3 (Дельфин)

    – Что это? (Это стихотворение)

    Прочитаем орфографически (как пишем)

    – Прочитаем орфоэпически (как произносим)

    – Прочитайте медленно, затем с ускорением

    – Прочитаем выразительно.

    IV. Актуализация знаний.

    –  Какие же животные живут в морских глубинах?  Назовите обитателей моря, названия  которых состоят  из 2 слогов (Рыбы, киты, крабы, спруты)

    – А теперь морских обитателей, названия  которых состоят  из 3 слогов (Дельфины, акулы, медузы, креветки, кальмары)

    И морских животных с названиями, состоящими из 4 слогов (Кашалоты, осьминоги, черепахи)

    – Что вы знаете о дельфинах? (Дельфины – самые добрые и  умные животные.  У дельфинов блестящая, гладкая шкура. Питаются разной   рыбой. Они любят людей и часто  спасают тонущих пловцов).

    – Что вы знаете о китах?

    Слайд 4 (Кит) 

    (Кит – самое большое морское животное. Они едят мелких рачков.  Киты умеют «пускать» фонтаны.  Киты, также как и дельфин, живут в море, но дышат воздухом, всплывая на его поверхность. Своих детенышей они кормят молоком)

    – Что вы знаете об акулах?

    Слайд 5 (Акула) 

    (Акула – одна из самых грозных хищниц океана. У нее несколько рядов острых, больших зубов. У акулы  хорошее  обоняние. Она охотится на разных рыб. Акула может напасть и на человека. Но  их нельзя убивать. В море, как и на суше, нужны все животные.)

    – Что вы знаете о медузах?

    Слайд 6 (Медуза)

     (Медузы  живут во всех морях и океанах, питаются  планктонами. У них есть стрекательные клетки, они могут ими обжечь своего врага.  Для человека ожог не опасен, но болезнен.  Поэтому нельзя  их трогать.)

    V. Самоопределение к деятельности.

    – Почему сегодня на уроке литературного чтения мы вдруг заговорили о морских обитателях? (изучили рассказ про море)

    – С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (М. Горький «Случай с Евсейкой»)

    – Сегодня продолжим работать с данным произведением. Тема урока – Максим Горький «Случай с Евсейкой»)

    Слайд 7 (Тема урока: Максим Горький «Случай с Евсейкой»)

     Зная тему, поставьте цели урока. (Цель урока – продолжить знакомство с произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.)

    Слайд 8(Цели урока)

    – Цели нашего урока, продолжить знакомство с произведением Максима Горького «Случай с Евсейкой»; учиться правильно читать и анализировать произведение.

    VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

    – Работа с карточкой № 2. Взяли карточки, прочтите про себя.

    Карточка № 2

    Как он может жить на свете

    без усов и чешуи? 

    Мы бы, рыбы, не могли бы 

    раздвоить хвосты свои!

    Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом. 

    Не родня ли это чудо

    безобразным осьминогам?

    – Прочтем (Чтение учениками)

    – Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Это из текста «Случай с  Евсейкой».  Слова рыб, которые они  бормотали,  плавая вокруг Евсейки.)

    – А кто автор этого произведения? Что вы о нем запомнили? (Настоящие его имя и фамилия – Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним)

    – Кто из вас вчера уже взял книги М. Горького в библиотеке?

    Слайд 9 (Книги М. Горького)

    – Какие из них можете назвать? (сказка «Воробьишко», рассказ «Дед Архип и Ленька», «Детство», «В людях», «Мои университеты».)

    Слайд 10 (Картинка с небылицей)

    – Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите? (Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.)

    – Как можно назвать эти картинки? (Небылицы)

    – Как называется первый раздел второй части учебника? (Раздел называется «Были-небылицы»)

    – Как вы это понимаете? (Название состоит из двух слов: «были» – значит то, что было, а «небылицы» – то, что придумано, чего не было.)

    – А каких животных увидел Евсейка в подводном царстве? Ответ на этот вопрос найдите в тексте. При чтении будем останавливаться и рассматривать жителей морского дна. (Ответы детей.) (Акцент на выставку рисунков, в по ходу чтения останавливать читающего и рассматривать жителей морского дна стр. 4)

    Слайд 11 (Морская звезда)

    Слайд 12 (Лангусты)

    Слайд 13 (Краб)

    Слайд 14 (Актинии)

    Слайд 15 (Креветки)

    Слайд 16 (Морская черепаха)

    Слайд 17 (Рак – отшельник)

     Еще каких обитателей встретил Евсейка? (Чтение со стр.8)

    Слайд 18 (Голотурия)

    Слайд 19 (Морской пузырь)

    Слайд 20 (Сепия)

    Слайд 21 (Сифонофоры)

    – Реальные или сказочные эти животные? (Реальные)

     – Почему же тогда произведение включено в раздел «Были – небылицы»? (рыбы разговаривают, смеются, поют хором песенки, дразнят друг – друга) 

    VII. Физкультминутка

    – Для дальнейшей работы вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках.

    – Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать, (нажимать на центр ладони пальцами рук)

    – Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем)

    – А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами)

    – Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы)

    – Отдыхаем (расслабить кисть) и внимательнее станем.

    VIII. Продолжение работы по теме урока.

    Чтение по ролям

    – Сейчас поработаем в группах. (Дети распределились по группам). Задания записаны на карточке № 3

     Карточка № 3 (попросить поднять руки представителей 1 группы, 2 группы, 3 группы, 4 группы)

    – 1 группе прочитать по ролям (стр.6 со слов «И, приосанясь… до слов «Серьезный какой», – подумал Евсейка.)

    – 2 группе прочитать по ролям (стр.7  со слов «Надо переменить разговор» стр.8  до слов из этой неприятной истории.)

    – 3 группе прочитать по ролям (стр. 9 со слов «А вокруг в воде» до слов «а то мне скучно»

    – 4 группе прочитать по ролям (стр.10 со слов «Поплыла рыба» до конца текста)

    – Что вы думаете о Евсейке? Какой он? (Добрый, умный, мужественный, хитрый, игривый, быстро находит решения)

    – Проверим наши предположения, поработав в рабочей тетради на стр. 53 с заданием № 1, необходимо выбрать слова, которые подходят к описанию Евсейки (чтение задания и слов учеником). Запишем какой мальчик.

    – Как вы относитесь к Евсейке? (Ответы детей)

    Как относится к нему автор? (Хорошо)

    – Почему? (Умный, смелый, находит быстро решения)

    – Запишем этот ответ и выполним задание в рабочей тетради на стр. 53 № 2

    IX. Физкультминутка

    – Давайте отдохнем.

    Слайд 22 (Музыкальная заставка)

    X. Рефлексия

    – Отдохнули, а теперь проверьте сами себя  внимательны ли вы были при чтении. Работа с карточкой № 4.

    Вам нужно внимательно прочитать 10 предложений и отметить знаком «+», если так говорится в тексте и знаком «–», если так в тексте не говорится.

    Карточка для учителя:

    1.

    Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт.

    2.

    Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

    +

    3.

    Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

    4.

    «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

    +

    5.

    Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

    +

    6.

    Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

    7.

    «Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

    8.

    Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

    +

    9.

    - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

    10.

    «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

    +

    Карточка для учащихся:

    Карточка № 4

    1.

    Это очень интересное дело, если рыба, капризничая, не клюёт.

    2.

    Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!

    3.

    Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.

    4.

    «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»

    5.

    Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!

    6.

    Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!

    7.

    «Сейчас я начну смеяться», - подумал он…

    8.

    Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…

    9.

    - Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…

    10.

    «Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»

    Слайд 23 (Проверка работы)

    – А сейчас проверьте правильность выполнения и оцените себя. Если с заданием справились ставите себе (1 балл), если не справились (0 баллов).

    – Подсчитайте сумму баллов.

    – Если набрали 10 баллов отметка «5», если от 9 до 7 баллов отметка «4», от 6 до 4 баллов отметка «3»

    – Взаимопроверка, поменялись работами и оценили друг друга (отметка соседом ставиться через дробь)

    – Ребята, подождите на связи море, обитатели просят нас нарисовать наши впечатления и отправить рисунки по почте. Работаем по группам, каждый из вас рисует одного персонажа из произведения, кто-то оформляет морское дно и при этом не забывайте планировать вашу работу. (1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа) (назначить ответственных в группе)

    – При рисовании откуда мы черпали знания? (Из произведения М. Горького «Случай с Евсейкой»

    XI. Итог урока.

     Определите жанр этого произведения. (Мы слушали рассказ).

    – Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.) 

    – Почему в данном разделе учебника оказался рассказ? (В рассказе описываются события, которые были и которых просто не может быть)

    – О ком прочитали рассказ? (О Евсейке)

    Слайд 24 (Домашнее задание)

    – Дома придумайте продолжение сказки и запишите в р.т – на стр.53 (стр. – 53,54)

    Продолжите предложения:

    – Я сегодня на уроке узнал…

    – Я был удивлён, что …

    – Я бы хотел узнать …

    Слайд 25 (Самооценка)

    – Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока (смайлик на партах)

     Оценили себя за работу на уроке смайликом

    – Давайте оценим друг друга

    (Оценивание детей учителем).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока немецкого языка во 2 классе по теме "Идём гулять" по учебнику "Немецкий язык, 2 класс", авторы - Н.Д.Гальсковоа, Н.И.Гез. Урок обобщающего повторения.

    Обощающий урок немецкого языка во 2 классе с повторением лексики по темам "Комната", "Еда и напитки", "Животные", "Цвет", "Счёт", "Алфавит". На уроке дети знакомятся с традициями праздновани...

    Конспект урока чтения в 4-ом классе 1 отделения по теме "Ю.И.Коваль "Веер"

    Конспект урока чтения в 4-ом классе 1 отделения в школе для слабослышащих детей с обозначением целей, задач, видов работы, материалов и оборудования....

    План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе

    План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе  План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»

    Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «М.Горький «Случай с Евсейкой»»...