Конспект урока чтения 2 класс В. Осеева "Хорошее"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Хотеева Альбина Владимировна

Конспект урока чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_chteniya_2_klass.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЯТЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок

по литературному чтению

Тема: В. Осеева «Хорошее»

Подготовила: учитель

начальных классов

Хотеева А.В.

март, 2013 год

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс

Тема:  В. А. Осеева «Хорошее»

Цель: составление правильной характеристики героя на основе произведения В.Осеевой “Хорошее”.

Задачи:

обучающие: 

  • актуализировать опорные знания о произведениях В.Осеевой;
  • формировать навыки правильного и осознанного чтения ;
  • формировать умение составлять характеристику героя;
  • учить мыслительным операциям: анализа, обобщения и логичности рассуждения;

развивающие: 

  • развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
  • продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;

воспитывающие: 

  • воспитывать нравственные качества личности ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других;
  • развивать умения, полученные в ходе изучения правил культурного поведения.

Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, приёмы технологии развития критического мышления.

Оборудование: 

  • учебник с текстом В.Осеевой “Хорошее”;
  • книжная выставка “Осеева-детям”;
  • компьютер;
  • проектор;
  • демонстрационный экран;
  • листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя;

Приложение 1. Презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007 г., запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов - по щелчку);

Приложение 2. Видео-приложение: “Лишь другая колыбельная” (запуск осуществляется при помощи проигрывателя Windows Media, либо – Media Player Classic - Homecinema).

Приложение 3. Словарь характеристик.

Приложение 4. Пословицы.

Жизнь дана на добрые дела.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Мудрым никто не родился, а научился.

Не мил свет, когда друга нет.

Вежливости открываются все двери.

Ход урока

1.Организационный момент.

         Долгожданный дан звонок –

         Начинается урок

         Тут пословицы, загадки,

         Всё для Вас!

         Пожелаю всем удачи –

         За работу, в добрый час!

2.Сообщение целей и постановка задач урока.

- Какой раздел мы изучаем?

 – « Я и мои друзья!»

- На прошлых уроках мы познакомились с творчеством В. А. Осеевой. Какой рассказ этой писательницы вы читали дома?  Чему учит нас рассказ?

- Сегодня мы прочитаем ещё один рассказ В. А. Осеевой, обсудим проблемы, которые она поднимает, и подумаем, как надо себя вести в подобных ситуациях.

Слагаемые успеха:

 - Наша с вами задача «открыть» новое в литературной области. Чтобы «открыть» новое вам необходимо «подключить» внимание, старание, желание работать дружно, активно, уважая мнение  говорящего, не стесняясь высказывать своё мнение по возникшим вопросам, диалог этот невозможен без усилий ума и сердца.

3.Актуализация знаний учащихся.

-«Включите»  внимание.

 Сейчас вы увидите компьютерную зарисовку. Ваша задача - определить тему увиденного.

(Приложение 2.)

-Как вы думаете, какова же тема телевизионного сюжета?

- Давайте соберём все наши идеи в « КОРЗИНУ ИДЕЙ». (Слайд 3)

- Докажите свой выбор.(Слайд 4)

4.«Открытие» темы урока.

Попробуйте определить тему нашего урока. (Слайд 5)

-Как вы думаете, кто из писателей мог написать произведение с таким названием? Слайд 6

-Перед вами фотографии трёх женщин.

Ваша задача - указать, на которой находится портрет Валентины Александровны Осеевой. (Слайд 7)

-Что вы знаете о жизни и творчестве этой писательницы? (Слайд 8)

-В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.

Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1952 году  получила  Государственную  премию  за  произведение  «Васёк  Трубачёв  и его  товарищи». (Слайды 9,10)

-В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

-Сейчас мы с вами  проведём игру «Узнавай-ка!». Я вам  покажу сюжетную картинку, а вы мне –название произведения  Валентины Осеевой. (Слайды 11, 12, 13)

5.Основная часть

С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке?

-Предположите, о чём может говориться в этом рассказе? Слайд 14

 -Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?)

 -В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

Первичное восприятие 

Чтение текста учителем с остановками. Слайд 15

-Ожидали ли вы, что у рассказа может быть такой конец?

В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

-Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа?

-Какой это рассказ — веселый или грустный?

-Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел

 доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Физкультминутка «Пожалуйста»

Вторичное восприятие

Работа с книгой

-Откройте учебник.

 Вам предстоит поработать с текстом.( Слайд 16)

-При чтении рассказа вы должны отметить в тексте всё, о чём мечтал Юра. Самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте.

-Хорошие ли были у Юры мечты?

-О чём же мечтал Юрик? (Слайд 17)

-Хотел ли он что-то сделать для себя?

-Можно ли назвать его воображаемые   поступки героическими?

-Что такое «героический»?

-Кто такой герой?

-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются:

 сестрёнка тонет, а он ее спасает.

 -Что сестрёнка испытывает в этот момент?

-А что испытывает няня, Трезорка?

-О ком думает Юра на самом деле?

(Он думает о себе.

Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

-В каком случае можно сделать что-то хорошее?

(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

-Почему Юра не заметил простых дел?

-Какой же был Юра?

Из словаря характеристик вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Юры. (Приложение 3)

-Я предлагаю вам поработать в парах.

 Работа в парах. Слайд 20

-Над чем заставил вас задуматься рассказ?

-Какая  пословица подходит к этому рассказу? (Приложение 4)

Парная работа

- Докажите свой выбор.

6.Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Чему я хотела научить вас этим уроком?

7.Обобщение по теме урока

Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я 
— да, да, да!

Будем старших уважать?

 -Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?

-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?

-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?

-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» 

-Да! Да! Да!

8.Рефлексия

-Оцените своё состояние  после урока.

Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик.

Я уважителен и доброжелателен к людям.

Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.

Мне трудно быть уважительным и вежливым.

9.Домашнее задание

Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...

План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».

Цели :1) учить соотносить звук с буквой, со­ставлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зри­тельное и слуховое восприятие; на­глядно-действ...