Проверка читательских умений. В двух вариантах.
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Для УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverka_chitatelskih_umeniy._v_dvuh_variantah.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

1 вариант                                  Ф.И.______________________________________________________

Прочитайте текст произведения молча и выполните задания.

Е.Пермяк

Надежный человек

На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
        Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькаяя слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
        Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
        Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
        С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
        — Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
        — Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
        Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
        — Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
        — А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
        — Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
        Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
        Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
        — Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.
        Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
        — С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
        — Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
        И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
        Рядом с ним она чувствовала себя сильной и смелой. Это был надёжный человек — её товарищ по парте, ученик первого класса Андрей Рудаков.

  1. Подчеркните заголовок

  1. Где происходили описанные события? Отметьте ответ.
  • в лесу
  • в школе
  • в деревне

  1. За что одноклассники любили Андрюшу? Найдите ответ в тексте. Подчеркните.

  1. Какой была Ася? Заполните схему.

  1. Перечитайте монолог (рассказ) учительницы. О ком она рассказала? Найдите ответ в тексте и подчеркните.

  1. Кем стали девочка Аня и мальчик Вова? Запишите.

Девочка Аня___________________________________________________________________

Мальчик Вова__________________________________________________________________

  1. Составьте план. Расставьте цифры в нужном порядке. Цифра 1 – первый пункт плана.

                 Паук

                Друзья

          1        Андрюша и Ася

                Рассказ учительницы

                Надёжный человек

  1. Как себя чувствовала Ася рядом с Андреем? Подчеркните ответ в тексте

  1. В каком классе учились дети? Отметьте ответ.

в четвертом

во втором

в первом

  1. Подберите синонимы к слову  надёжный

Надёжный - ___________________________________________________________________

  1. Что такое легенда?

Легенда - _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 вариант                                  Ф.И.______________________________________________________

Прочитайте текст произведения молча и выполните задания.

Е.Пермяк

Пропавшие нитки

Жила-была сварливая старуха. К тому же неряха. Стала как-то она шить. А у неряхи все нитки спутаны.

Распутывала их, распутывала нерадивая торопыга да и крикнула:

— Пропадите вы пропадом! Чтобы глаза мои не видели вас со всем вашим нитяным отродьем.

А нитки возьми да и пропади со всем своим нитяным отродьем: кофтами, юбками, платьями и бельем. Ничего нитяного в доме сердитой старухи не осталось.

Сидит старуха голышом и вопит на всю горницу:

— Батюшки-матушки, где же моя одежда?

Кинулась старуха за овчинным тулупом, чтобы себя прикрыть. А тулуп по овчинам на куски распался. Потому как овчинные куски тоже нитками были сшиты.

Мечется старуха из угла в угол, а по избе пух летает. Наволочки у подушек тоже из ниток тканные. Не стало в доме ни варежек, ни чулок, ни одеял, ни половиков. Ничего нитяного не стало.

Накинула старуха на себя рогожный куль, да и давай у ниток прощения просить:

— Ниточки льняные, ниточки шерстяные, ниточки хлопковые, ниточки шелковые! Простите меня, старуху сварливую, торопливую, нерадивую. Вернитесь в мою избу.

И так-то жалобно старуха голосит-причитает, просит, что даже нитки, испокон веков молчальницы, и те заговорили.

— Назови, — говорят нитки, — половину того, что из нас, ниток, ткется, плетется, вьется и вяжется. Тогда вернемся, простим.

— Только-то и всего? — обрадовалась старуха. — Мигнуть не успеете, назову.

И принялась старуха называть. Назвала десяток-другой нитяных изделий-рукоделий да и осеклась. Не всякий, кто круто берет, далеко идет. Спотыкается. Останавливается. Отдыхает.

Стала старуха вспоминать, что из ниток ткется, плетется, вьется и вяжется. День вспоминает, два вспоминает — десятой доли не вспомнила.

Шелка, бархата, сукна, ковры, половики, ситцы, кружева, одеяла, скатерти. Платки, шали, шарфы, ленточки разные…

Отдохнет и опять вспоминать примется: пояски, опояски, к ботинкам завязки, сапожные ушки, накидки на подушки, тюлевые шторки, плетеные оборки, сети-мерёжи и косынки тоже…

Месяц проходит — другой начинается. А нитки не возвращаются. Старуха из сил выбивается. Другой день больше двух-трех нитяных поделок и назвать не может.

Соседи старуху жалеть начали, подсказывают. Сороки и те, как только выведают, где что новое из ниток делают, — старухе перестрекочут. Тоже жалеют. И вы ее пожалейте. Может быть, тоже десяток-другой нитяных поделок назовете.

Поняла она теперь, что нитки весь свет одевают, нигде без них не обходится.

  1. Подчеркните заголовок

  1. Чем сказка напоминает народную? Подчеркните характерное начало сказки.

  1. Какой была старуха?

                 доброй и трудолюбивой

                одинокой и злой

                сварливой и нерадивой

                веселой и нерадивой

  1. Заполните схему.

  1. Почему у старухи исчезла одежда? Запишите ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подберите синонимы к слову горница..

Горница - _____________________________________________________________________

  1. Составьте план. Расставьте цифры в нужном порядке. Цифра 1 – первый пункт плана.

                 Спутанные нитки

                Пропавшие нитки

          1        Жила-была старуха

                Условия ниток

                Значение ниток

  1. Кто помогал старухе? Запишите ответ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из сил выбивается. Как можно сказать по-другому? Запишите.

Из сил выбивается - ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Запишите антоним к слову  неряха

Неряха -___ ___________________________________________________________________

  1. Что такое героическая песня?

Героическая песня -_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка читательских умений, "Подкидыш"

Данную работу можно использовать для проверки чиательских умений учащихся, как во втором, так и в третьем классе....

Проверка читательских умений, "Замечательные дома"

Данную работу можно использовать для проверки читательских умений учащихся как во 2, так и в 3 классе....

Проверка читательских умений, "Путешественники"

Данную работу можно использовать для проверки читательских умений учащихся как во 2, так и в 3 классе....

Проверка читательских умений, "Саксаул"

Данную работу можно использовать для проверки читательских умений учащихся как во 2, так и в 3 классе....

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за I - е полугодие 4 класс

Предмет : чтение. В материале дается 2 текста по вариантам для проверки умений работать с текстом за 1- е полугодие 4 класса....

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения за II - е полугодие 4 класс

Предмет: чтение. В материале дается для обучающихся 4 класса два текста по вариантам и проверяется умение ребят работать с текстом за 2-е полугодие....