Разнотемный однопредметный урок литературного чтения 2-4 класс
план-конспект урока по чтению (2, 4 класс) на тему

Мошникова Мария Николаенв

Урок литературного чтения в малокомплектной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotemnyy_odnopredmetnyy_urok.docx24.06 КБ
Файл prezentatsiya.pptx257.84 КБ

Предварительный просмотр:

Разнотемный однопредметный урок

План – конспект урока по учебникам «Литературного чтения. 3,4 класс».

Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Темы: «Б. Житков «Храбрый утенок»» (2 кл.), «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»» (4 кл.). (Школа России)

Технологическая карта урока.

Цель темы:

Знакомство учащихся с творчеством Б. Житкова.

Знакомство учащихся с творчеством Е. Л. Шварца

Планируемые результаты

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением,

способствовать формированию у  обучащихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать;  содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к  слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива;

предметные: умения прогнози​ровать содержание раздела, читать вслух с постепенным пе​реходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни​мать на слух художественное произведение; 

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирова​ние вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художествен​ного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опор​ных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе​направленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи​модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со​ставление плана совместных действий, умение договаривать​ся о совместных действиях); 

осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», «делу время — потехе час».

Ресурсы:

  • Учебник литературного чтения 2 кл., 4 кл.
  • Портреты писателей
  • Компьютер, интерактивная доска, карточки для синквейна.

Ход урока.

Этапы урока

Задания каждого этапа. 2 класс

Задания каждого этапа. 4 класс

УУД

Организационный момент.

Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок,

Вы за парты тихо сели

И на меня все посмотрели.

 Выровняли спинки, сели ровно, красиво.

И по традиции, урок литературного чтения мы начнем с проведения небольшой речевой зарядки.

Произнесем звук «С» (Слайд №1)

     сна – сно – сне  

снег            снегови́к

    ас – ос – ис                

пу-шис-тый                                     

пуши́стый                        

пуши́стый снег

Посмотрите, за окном сейчас холодная зима, давайте придумаем предложение с этим словосочетанием. (Учащиеся придумывают 2-3 предложения со словосочетанием «пушистый снег»)

- Молодцы!

Личностные УУД (чувство необходимости учения)

  1. Актуализация знаний.    

Вводная беседа.

– Ребята, что вы выполняли  дома? 

Коммуникативные, регулятивные УУД

3 класс - рисовали иллюстрацию к понравившемуся произведению раздела.

4 класс -  подготовить выразительное чтение по ролям 2 части рассказа Д.Н. Мамина - Сибиряка «Приемыш»

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки?
- Назовите виды сказок.

(Дают определение понятия «сказка», отмечают виды сказок по авторству и теме. (Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев.))

Сейчас мы построим работу таким образом: пока учащиеся 4 класса еще раз глазками пробегают по тексту, а с 3 классом мы начнем работу по теме, но сначала сдайте свои рисунки.

3. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. 

  -  Мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями о животных. Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня? (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.)

 - Откройте учебник ,прочитайте название рассказа (с. 139). («Храбрый утенок».)

Подумайте: какие события могут в нем развиваться?

Проверим ваши предположения, прочитав рассказ Б. Житкова «Храбрый утенок» (с. 139-141).  – учащиеся самотоятельно читют текст.

 - (Обращается к 4 классу) А с вами сейчас проверим домашнее задание.

После проверки домашнего задания.

  — Восстановите предложение. (Делу время — потехе час.)

УЛЕД ЯМЕРВ - ЕХЕТОП САЧ – название раздела

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения в данном разделе? Как вы считаете?

— Откройте начало раздела. Прочитайте, с чем мы в нем по​знакомимся.

— Чему научимся?

— Чему будем учиться?

Регулятивные УУД. Познавательные УУД (выполнение логических операций),

  1. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством Е.Л. Шварца

— Что вы знаете об этом писателе?

— Какие его произведения читали? 

Дальше учитель показывает презентацию с кратким обзором биографии писател.

 Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинци​альном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.

Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в без​выходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так ма​ленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похо​жие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что зародилось в майкопские годы».

Регулятивные УУД (самостоятельность) познавательные УУД (работа с информацией).

Физминутка «Деревья». (1 мин.)

 

 - Я вижу 3 класс закончил чтение стихотворения, давайте отдохнем.(После того как учитель познакомил 4 класс с биографией автора.)

Продолжение.

 

- ( Показ презентации)Давайте более подробно познакомимся с автором.

 Б.Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским, который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

    В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек.

    Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по – французски, увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии».

  1. – А сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).

 – Ребята, понравился вам рассказ?

– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- О чем он?

- как хозяйка кормила кур?

Почему они не ели?

Почему утята боялись стрекозу?

- О чем думала хозяйка?

- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

 Как ему это удалось?

2.  - Вы отметили  слова. Назовите их.

Рубленые (яйца)- мелко порезанные   (слайд)

Насилу- еле-еле

3.  Молодцы, со словами поработали.  Что хотите сказать об утенке Алеши? Какой он?

-Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом?

- Охарактеризуйте стрекозу.

- Составьте синквейн про Алешу и стрекозу. (Учитель вывешивает карточки)

Молодцы, хорошо поработали!

- Давайте откроем учебник на с. 4 и самостоятельно в пол голоса начнем читать эту замечательную сказку.

(Учащиеся читают сказку со с.4 по 16)

 - Те, кто не дочитал сказку, ставит галочку там, где закончили.

  1.  Итоги урока. (1 мин.)

- Какие разделы мы изучаем?

- С какими произведениями знакомились?

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? О чём вспомнили?

- Хотели бы вы продолжить читать произведения о зиме?

Познавательные УУД, регулятивные УУД

  1. Рефлексия.

- У каждого из вас на партах лежат снежинки – веселая и грустная. Я предлагаю вам выбрать ту, которая соответствует вашему настроению после урока и прикрепить её к доске.

Личностные УУД (самооценка).

  1.  Информация о домашнем задании.        

Прочитать сказку, сделать иллюстрации.

Перечитать сказку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка . сна – сно – сне снег снегови́к ас – ос – ис пу-шис-тый пуши́стый пуши́стый снег

Слайд 2

Восстановите предложение УЛЕД ЯМЕРВ-ЕХЕТОП САЧ

Слайд 3

Родители и юный Шварц Евгений Львович Шварц (1896—1958) вырос в маленьком провинциальном южном городе Майкопе. Отец будущего писателя, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», — говорили о нем друзья его сына. Под стать мужу была и жена, в которой все тоже было «прелестно-чеховское». И отец, и мать обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Воспитанию детей уделялось много внимания. Мать читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. «Если я, к примеру, отказывался есть котлету, мама начинала рассказывать сказку, все герои которой попадали в безвыходное положение, и говорила, чтобы я доедал, а то все утонут. И я доедал».

Слайд 4

В Майкопе на рубеже веков было много интеллигенции. Прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались с ним на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи — «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Здесь пришла первая любовь. «Город моей души» — так назвал Майкоп Шварц. А в конце жизни в очерке «Детство» написал: «Все, что было потом, развивало или приглушало то, что зародилось в майкопские годы».

Слайд 5

Б.Житков учился в Одесской гимназии с будущим писателем К.Чуковским , который впоследствии стал его верным другом. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником. Затем с 1911 по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института. С 1917 работал инженером в Одесском порту, в 1923 переехал в Петроград.

Слайд 6

В 1924 г. Житков начал печататься (первый рассказ «Над морем) и вскоре стал профессиональным писателем. С 1924 по 1938 выпустил в свет около 60-ти детских книжек. Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон», «Еж», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Б.Житков много знал : все созвездия в небе, хорошо говорил по – французски , увлекался фотографией. Это был человек «Необычной биографии».

Слайд 7

Рубленые (яйца)- мелко порезанные Насилу- еле-еле

Слайд 8

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...