Урок во 2 классе. Зима недаром злится
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Дамдын Долаана Алексеевна

Внеклассное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_lit_cht_2_kl_zima_nedarom_zlitsya.docx39.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Класс: 2

Тема:    Ф. Тютчев « Зима недаром злится…»

Цель: знакомство учащихся с произведением о весне.

Задачи:

Образовательная: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева; показать примеры особого взгляда на природу и природные явления с точки зрения поэта; учить находить красочные средства изображения (сравнение, олицетворение, контраст);  расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать навык выразительного чтения, как способа  передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Развивающая: развивать познавательную мотивацию детей на основе принятия и удержания учебных задач. Развивать воображение, речь, память, умение работать с поэтическим произведением. Формирование умения выражать свое отношение к прочитанному. Развивать регулирующую сферу (рефлексию) на основе самоконтроля, взаимоконтроля. Развивать умение строить речевое высказывание, аргументировать свою точку зрения, развивать самостоятельность, активность. Прививать любовь к природе,  интерес к поэтическому слову, языку.  Побуждать к эстетическому чувственному восприятию лирических произведений.

Воспитательная: воспитывать внимательное отношение к высказываниям других людей,  культуру общения в парах, группе.

Здоровьесберегающая:  соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Планируемые результаты урока:

Личностные: - формировать интерес к учению.

Предметные: - формировать умение работать с поэтическим произведением. 

Метапредметные: формировать  умение  анализировать изучаемый материал, выделять главное,  самостоятельно строить  план работы, уметь работать с различными текстами и предметными моделями.

 Познавательные УУД:  -уметь анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Коммуникативные УУД: - уметь определять тему и главную мысль произведения;  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других;  уметь высказывать свою  точку  зрения,  и аргументировано доказывать её; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные  УУД: -  уметь формулировать цель и задачи на уроке;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия;   вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Формы работы: Фронтальная,  индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Методы работы на уроке: Фронтальная  беседа, объяснение учителя с показом на доске, частично-поисковый.

   Оборудование: презентация к уроку, грамзапись, текст стихотворения с заданиями.

       Этапы урока

 I. Мотивация к учебной деятельности. Речевая разминка   ( 2 мин)

(Цель: проверка готовности учащихся к уроку, создание позитивного настроения класса, побуждение к получению нових знаний, организация внимания учащихся)

  1. Организация класса. Создание эмоционального фона.

  • Ребята, поприветствуйте гостей и улыбнитесь им.
  • Подарите свою улыбку мне, я улыбнусь вам. Подумайте о чём-то хорошем, приятном. Давайте в таком прекрасном настроении и проведём сегодняшний урок. Пожелаем успеха друг другу — и берёмся за работу.

2. Приветствие.

Улыбнёмся солнышку:

- Здравствуй, золотое!

Рады мы цветочкам:

- Пусть они цветут!

Гостям улыбнёмся:

- Желаем вам добра!

Урок мы начинаем:

- Готова детвора!

II Этап целеполагания

Цели:  организация формулирования темы урока учащимися;

  1. Сообщение темы и цели.

( Цель: активизировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала)

Отгадайте загадку.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой - улей-пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?(весной)

Ребус

vesna.gif

  • Итак, о чём мы будем сегодня говорить, читать? (о весне)

III Этап целереализации

(Цель: организовать коммуникативные взаимодействия, в ходе которых выявляется и фиксируется отличительные свойства, зафиксировать изучаемое содержание  во внешней речи.)

1. Всесторонняя проверка степени ранее усвоенных знаний

а) Чистоговорка       На – на – на – к нам опять пришла весна.

                                     Ну – ну – ну – очень ждали мы весну.

                                     Не – не – не – рады дети все весне.

                                     Ной – ной – ной – расцветает всё весной.

  1. Предлагаю поиграть в игру «Послушай и дополни»

Работа в парах. Каждая пара получает карточку с заданием.

Поднялось выше … ( солнышко)

Солнце пригрело … (землю)

Стали длиннее …(дни).

Растаял … (снег)

На лесных полянах появились … (цветы)

Проснулись от зимнего сна …(животные)

Какое чудесное время года!

Это … (весна)

— Сегодня мы продолжим знакомство с поэтическими произведениями о весне.
Великий поэт сказал: «Читать стихи — величайшее и труднейшее искусство».
Наша задача не только познакомиться со стихотворным произведением, но и самим создать образ Весны, изучить литературные приемы, которые помогут «увидеть» весну глазами автора.
             

На этом уроке мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Фёдор Иванович Тютчев)

  -Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

— В творчестве этого поэта большое место занимают стихи о природе. неслучайно его произведения любил художник Левитан, изображавший русскую природу в картинах. В природе Тютчева привлекают переходные моменты смены времен года.

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)  

1.Знакомство со стихотворением

-Давайте закроем глаза и внимательно послушаем стихотворение, постарайтесь представить  картины, которые возникнут в вашем воображении.

 (Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»)

2. Проверка восприятия:

-Какие картины представили?  

-Что вы чувствовали, слушая стихотворение? (словарь настроений)

-Какое настроение автора вы уловили? (Автор радуется приходу весны)

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

3. Работа над стихотворением.

-Откройте тетради.

-Прочитайте стихотворение, найдите  непонятные слова, выражения. Отметьте их галочкой.

А) Лексическая работа

-Какие слова вам показались незнакомыми?

Недаром – не напрасно, есть причины – анаа эвес

И все засуетилось – все движется, все тает – девидеп эгелээн

Пора – время - уе

Нудит Зиму вон – вынуждает, заставляет – албадап турар

Трезвон – частые резкие звуки, сильный звон

Наперекор – назло-

Пуще – сильнее

Горя мало – о беззаботном, неунывающем человеке - мунгаравас

Б) Определение темы стихотворения

– Тему можно выразить словами текста.

Учитель открывает запись на доске: “Тема: “ Прошла пора зимы”.

3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли).

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.)

4.Анализ стихотворения:

- А сейчас поразмышляем над текстом, вглядимся в картины природы.
– Кто главные герои стихотворения?

- Как это в тексте автор показал? (написал с большой буквы Зима и Весна)


- Что напоминает стихотворение?  Почему? Рассказ, сказку или загадку?

 (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа).

. Знакомство с приемом олицетворения.

– А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть идею. Какие слова и выражения помогают увидеть Зиму и Весну так, словно они живые?


– Что делает Зима?

– Что делает Весна? 

- -Перечитайте стихотворение и   составьте  портрет Зимы (1 вариант) и  портрет  Весны  (2 вариант).


1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы.

2 в. – все, что говорится о действиях Весны.

                Зима  

                     Весна                                    

злится  

хохочет

хлопочет  

  гонит

ворчит

 стучится                                             

взбесилась  

шумит

убегает    

умылася в снегу

пустила снегом                      

румяней стала

ведьма злая      

прекрасное дитя


– О ком так говорят?
 (О человеке.)
– Каким человеком представляете Зиму? Какой бы ее нарисовали?
– С каким выражением будем читать о зиме? 
(Сердито, ворчливо, со злобой, недовольно, разъяренно, гневно.)
– Отметим это в тексте.

– Как бы изобразили Весну?
– С каким выражением будем читать о Весне?
 (Весело, жизнерадостно, светло, задорно, с ликованием.)
– Отметим это в тексте.

– Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется олицетворением.

Дети хором читают записанное на доске слово: олицетворение.- диригжидилге.
- Почему поэт называет Весну – прекрасное дитя, а Зиму - ведьма злая? (Весна родилась, Начинает пробуждаться природа от зимнего сна)
(Зима заканчивается, состарилась, жить ей осталось недолго).

-Кто из вас заметил, какие слова использует автор для описания образа Весны? (ласковые, добрые)

-А для описания образа Зимы? (злые, грубые)

- Ребята, поэт действительно,  показал два образа – два настроения.

-Какой ещё прием использует автор? Ставит злой  образ Зимы против  доброго образа Весны (противопоставление)

 -  Тютчев в этом стихотворении  использовал данный прием, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, юности и старости.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? Почему?

(Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит).

-Какова  идея, главная мысль стихотворения? (Победа весны.

Весна непременно наступит и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, что-то изменить в своей жизни.)

Учитель открывает запись на доске: “Идея: “Как бы зима ни злилась, весна наступит”.
5. Физминутка.

Дети выполняют движения, иллюстрируя слова учителя.

– Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки.

6. Подготовка к выразительному чтению

- А сейчас мы будем готовиться к выразительному чтению стихотворения.

- Что значит читать выразительно? (Делать паузы, ставить логическое ударение, определить темп чтения, тон - настроение)

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (5 ч.)

- Сколько будет продолжительных пауз? (4)

- С каким чувством, настроением будем читать стихотворение? Одинаково или нет?

 (О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом) 
- В каком темпе? Одинаково или нет?

( О Зиме – медленно, а о Весне – быстро) 


- Найдите первое четверостишье. 

-Какое слово выделим голосом в первой строчке? (Недаром). 

- Почему? (зиме грозит опасность)
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
- Какое слово выделим голосом во второй строчке? (Прошла). 

-Почему?
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
- Какие слова выделим голосом в третьей строчке? (В окно стучится). 
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (Гонит). 
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово. 
- А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом. 

- Про кого у нас следующее четверостишье? (Про Весну) 
- Каким тоном будет читать? (Радостным) 
- А в каком темпе? (Быстро) 

-Какие слова выделим голосом? (засуетилось, нудит, жаворонки)

- Попробуйте прочитать. 

- О ком говорится в третьем четверостишье? (О Зиме и о Весне) 

-Какое слово выделим голосом в первой строчке? (хлопочет)
- Какое слово выделим голосом во второй строчке? (ворчит)

- Какое слово выделим голосом в третьей строчке? (хохочет)

- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (шумит)

- Каким тоном будет читать? 
- А в каком темпе? 
- Попробуйте прочитать. 
- О ком говорится в четвёртом четверостишье? (О Зиме) 
- Каким тоном будет читать? (с гневом)
- А в каком темпе? 

-Какие слова выделим голосом? (Взбесилась, захватя, пустила, убегая)
- Попробуйте прочитать. 

- О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне) 
- Каким тоном будет читать? (Радостным) 
- А в каком темпе? (Быстро) 

-Какие слова выделим голосом? (горя мало, умылася, румяней стала, наперекор)
- Попробуйте прочитать. 

7. Выразительное чтение стихотворения.

- А сейчас попробуем  представить два образа и передать их характеры, их отношения при чтении.

1 раз – 5 учеников по 1 части.

 2 раз - А теперь  прочитайте  это стихотворение друг другу (в паре)

 3 раз – Кто готов прочитать всё стихотворение.

- Оцените каждый своё чтение по двухбалльной шкале:

2 б – всё получилось

1 б – трудно

0 б – не получилось

-Как оценили?

- Что удалось передать? Что можно посоветовать?

Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

  • Зафиксировать результата учебной деятельности;
  • Оценить степень успешности овладения новым знанием;

Организовать проведение самооценки учащимися.

-А на последнем этапе урока мы с вами составим «синквэйн» на тему «Весна» или «Зима» по выбору.

-Используйте слова из стихотворения Ф.И.Тютчева.

Синквейн -  Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк».

Правила написания синквейна: 
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное; 
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна; 
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту 
5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

Весна

Долгожданная, яркая

Идет, хлопочет, торопится

Весёлое время года!

Тепло.

-Какие разные у вас получились синквейны, но выразили общую мысль этого стихотворения, его главную идею.

(Какое чудесное и прекрасное время года – весна! Весна победила!)

Итог:

-– Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались на уроке? (Готовились к выразительному чтению стихотворения.) 
– Для чего мы учимся читать стихи выразительно? 
(Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.)
– У кого сегодня на уроке было такое настроение?

 Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, рисунок в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»

Конспект  урока по литературному чтению3 класс (1-4) Учебник под редакцией О.В. КубасовойТема:Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»Цель:знакомство учащихся со с...

Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."

ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...

Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...

Тех карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" урок «Ф. Тютчев Зима недаром злиться. Весенние воды.»

Тех карта урока по литературное чтению 2 класс УМК "Школа России" Плещеев "В бурю"...

План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....

Конспект урока для 2 класса "Зима недаром злится..."

Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»Планируемые результаты: Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы...