Конспект урока литературного чтения 1 класс "Ау" Л.Пантелеев
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

На уроке дети практически знакомятся с чтением по ролям. Формируется интерес к театральному искусству. Урок может быть проведен в рамках любой программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1_klass_l.panteleev_au.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония» 1 класс

Учитель Топчиёва Т.Н.

   Тема урока: Л. Пантелеев «Ау».

   Тип урока:   урок «открытие» нового знания

Цели урока: 

Деятельностная цель:

  •  формирование умения читать по ролям.

Содержательная цель:

  •  усвоение  понятия радиотеатр

Задачи:

  • знакомство со значением новых слов (псевдоним, поэт, прозаик, драматург)
  • формирование умения читать по ролям;
  • совершенствование навыка чтения молча, вслух, правильно, бегло и выразительно;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся (речи, внимания, мышления);
  • развитие адекватной самооценки;
  • развитие интереса к способам учебной деятельности;
  • развитие умения находить  дополнительную информацию;
  • воспитание уважения друг к другу.

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический.

Средства обучения: экран, мультимедиапроектор, компьютер.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, О.В. Кубасова, презентация, жетоны.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.        

                                                  Трелью пропел нам весёлый звонок,

                                                  Что, уж пора начинать наш урок.

                                                  Будем ребята,  мы вместе трудиться,

                                                  И интересней нам будет учиться.  

Сегодня у нас лишь третий урок литературного чтения. До этого мы с вами занимались по «Азбуке», которая научила нас читать. Давайте начнём сегодняшний урок с конкурса чтецов. Расскажите, пожалуйста, стихотворения, которые  говорят нам о том, что уметь читать необходимо всем. Назовите автора произведения.

Дети рассказывают стихотворения:

 Р. Сеф  «Учись читать»

Г.Новицкая «Книжки»

В. Д. Берестова «Читалочка»

Дети определяют победителя.

(Прочитали выразительно, убедительно, эмоционально).

2. Актуализация знаний.

- Скажите, пожалуйста, вы любите читать?  А почему?

- Скажите, а достаточно ли знать буквы, чтобы о тебе сказали,  что ты умеешь читать?

   (Надо уметь из них составлять слова. Это как из кирпичиков строить дом. Как дома превращаются в улицы, так и слова в предложения. Из улиц получаются районы и города, а из предложений тексты, рассказы.)

Для того чтобы мы читали всё лучше и лучше, давайте,  как обычно проведём речевую разминку.

СЛАЙД 1. 

МАК - РАК - ЛАК - ТАК- БАК

ЛУК - ЛАК - ЛЮК - ЛИК

КОЛ - ВОЛ - ПОЛ – ГОЛ- ТОЛ

ШАР - ЖАР - ПАР - ВАР

ЛУГ - ЛУК - СУК – СОК

Составьте из этих букв слова

СЛАЙД 2. 

КЕМУНОРСАИ

(Кора, нос, нора, сор, мир, рука, оса, мука, сено, сук, сом, сани, роса, река, ус, ум, рис..)

СЛАЙД 3.

ТИ – ТЭ – ТА – ТО – ТУ – ТЫ (Чтение слогов с ударением на разные слоги)

ТИ – ТЭ – ТА – ТО – ТУ – ТЫ!

ТИ – ТЭ – ТА – ТО – ТУ – ТЫ?

СЛАЙД 4. Прочитайте слова про себя. (Слова взяты со стр. 12 учебника, для подготовки чтения сложных слов, встречающихся в рассказе.)

А теперь давайте прочитаем эти слова вслух хором.

Молодцы! У вас всё очень хорошо получилось! Я уверенна, что и дальше у нас всё будет получаться также хорошо.

3.Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 5. 

- Посмотрите, на представленные, на выставке  книги.

- Скажите, как  называется каждая книга?

- Кто её автор?

- Кто-нибудь догадался, почему я выбрала эти книги?

(Дети высказывают предположение о произведении, с которым будут знакомиться на уроке)

СЛАЙД 6. 

- Сегодня мы познакомимся с рассказом «АУ»,  Леонида Пантелеева и с чтением по ролям.

  Леонид Пантелеев родился  почти сто лет назад  в 1908 году, прожил 90 лет. Первые  стихи, пьесу, рассказы – он написал в 8-9 лет. Леонид Пантелеев был прозаиком, поэтом, драматургом – писал литературные  произведения для театра.

(На доску вывешиваются слова: прозаик, поэт, драматург.)

- Посмотрите на доску. Около портрета написаны две фамилии. Как вы думаете, почему?

(Алексей Иванович Еремеев, Леонид Пантелеев)

 (На доску вывешивается слово – псевдоним).

- Ребята, как много незнакомых слов только что прозвучало. Скажите, сможете ли вы объяснить смысл этих слов?

-  Предлагаю поработать в группах. Первые три группы будут искать толкование слова, доставшегося вашей группе в словарях, а четвёртая группа воспользуется интернетом.

(Дети  зачитывают толкование слов)

- Скажите, как вы считаете, кто из вас работал в группе лучше всех? Кому нужно ещё немного поучиться работать со словарём или в интернете?

  1. «Открытие» детьми нового знания.

 Ребята, вспомните нашу поездку в Ростов на каникулах и  скажите,  что такое театр?

(Театр – сценическое представление, где играют актёры перед публикой,  мы их можем видеть и слышать.)

- А какие театры вы знаете?  (Музыкальный, кукольный, драматический, сатиры)

- Сегодня мы с вами познакомимся с радиотеатром. Как вы думаете, что это за театр?

(В радиотеатре мы актёров слышим, но не видим.)

    -   Итак, внимание, сейчас мы с вами услышим одно из представлений радиотеатра. Актёры прочитают рассказ Л.Пантелеева, который у нас напечатан  на стр. 13.

Если вы хотите, можете глазками следить по тексту.

А потом ответите на вопрос: Про кого этот рассказ?

СЛАЙД 7. 

-Чем занимались сёстры?

-Каких успехов достигла Оленька?

- Что у неё не получалось?

 - Что предложила старшая сестра представить младшей?

- Для чего это сделала старшая сестра?

Какие чувства и эмоции вызвал у вас прослушанный рассказ.

(Улыбку, смех, весёлое настроение –  старшая сестрёнка не услышала желаемого слова «Ау».

Сочувствие.

Одобрение, радость – хорошо, когда сестрёнки помогают друг другу.

Восхищение – маленькая девочка оказалась находчивой.)

Как вы думаете что нужно, чтобы героиня этого рассказа Оленька научилась читать?

(Терпение и время, нужно много трудиться.)

- Прочитайте рассказ «про себя».            

ФИЗМИНУТКА.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.  (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

- Поднимите руку, те дети, которые хотели бы попробовать себя в роли актёров радиотеатра.

- Авторы учебника предлагают нам сначала потренироваться на диалоге девочек.

Кто знает, что такое диалог?

(Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами)

- Посмотрите, чтобы нам было легче определить где, чьи слова, художник нарисовал нам сестричек. Девочка с книгой – это кто?

- А без книги?

-Как ещё на письме обозначен диалог?

(При помощи тире)

-Как определить, с какой интонацией нужно читать предложение?

 (По знаку препинания в конце предложения.)

- Если стоит вопросительный знак?

(Прочитаем с интонацией вопроса.)

- Если точка.

(С повествовательной интонацией)

- С какой интонацией надо читать слова старшей сестры.

(Спокойной, терпеливой, уравновешенной.)

Попробуем себя в роли актёров.

Чтение диалога.

(Читают диалог дети первой группы- с низким темпом чтения, т.к. даны подсказки картинки  по которым легко определить, где чьи слова)

-Подумайте, а сколько человек было задействовано в радиопредставлении?

(3)

- Чьи слова мы не читали сейчас?

(Слова автора)

Чтение всего текста по ролям.

5. Самоконтроль и самооценка результатов.

- Скажите, пожалуйста, чтение какой группы вам понравилось больше и объясните почему?

6. Подведение итогов учебного занятия.

-  Ребята, что нового узнали на уроке?

- Чему мы учились?

-  А для чего нам нужно уметь читать по ролям?

- Спасибо, ребята, за урок. Но прежде, чем мы его закончим, я попрошу вас подойти к доске и оставить свои жетоны - буковки около того высказывания, которое вы хотели бы выполнить.

1. Я схожу в библиотеку и

возьму почитать книги Л.Пантелеева.

2.Я прочитаю рассказ «Ау»

по ролям вместе с мамой или папой.

3. Я не буду  читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...