Конспект урока по литературному чтению С.А.Клычков "Весна в лесу"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Загретдинова Диляра Гайфитдиновна

Конспект урока по литературному чтению С.А.Клычков "Весна в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.a.klychkov_vesna_v_lesu.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.18                                                                                    Учитель: Кауфельдас В.П.

Школа: № 23                                                                                     Студентка: Загретдинова Д.Г. 46 группа

Класс: 4«Г»                                                                                      

Конспект урока по литературному чтению

Тема: «С.А. Клычков «Весна в лесу».»

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с творчеством С.А.Клычкова ,его произведением «Весна в лесу».

Планируемые результаты: 

  • Предметные: понять лексическое значение новых слов;

                     понять отношение автора к весне;

                     увидеть художественные приемы в стихотворении.

  • Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов ;

                      ценить любовь ,заботу друг о друге, доброту, уважение ,мужество;

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование : учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 (программа «Школа России»), учебная презентация, медали, капельки

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно

Мет

раж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Диляра Гайфитдиновна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.

- Прежде, чем приступить к уроку выполним несколько упражнений на дыхание.

«Подышим» Стоя, руки вдоль туловища (вдох носом и выдох ртом), «Надуй шарик»

Стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.

«Ежик» Ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.

- Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением. А настроение хорошее ещё и потому, что за окном наступила весна.

Приветствовать, слушать учителя

Включаться в учебную деятельность.

 самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

II.Актуализация знаний и мотивация

Проверка домашнего задания

Отвечать на вопросы учителя

обобщение(П);

III.Постановка учебной задачи

Словесный-

беседа

3 мин.

Определение темы урока

 - Прочитайте слова Алексей Николаевич Толстого и предположите тему сегодняшнего урока. «Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт» А. Толстой.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о весне, о разных её образах, а также продолжим знакомство с одним из разделов учебника «Поэтическая тетрадь», познакомимся с творчеством поэта Сергея Клычкова и с его стих-ем «Весна в лесу».

Какую цель поставим?

– Какие чувства и какое настроение вызывает у вас это время года?

- Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной?

Выдвигать предположения темы урока.

Ставить цель.

Тема- стихотворение о весне

- научиться выразительно читать, понять замысел и чувства автора

Чувство радости, любви, трепета, ожидания, чувство перемен

Всё пробуждается, оживает, хочется перемен, радоваться.

целеполагание (Р); постановка и формулирование

проблемы (П);

IV.Открытие нового знания

Словесный метод

- беседа

Наглядный

Аудио

7 мин.

- А вот вряд ли кто из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем три весны.

- Начало всей весны – это Весна Света.

- Посмотрите на картину и опишите Весну Света?

- Дальше начинается Весна  Bоды. Расскажите о ней. Почему она называется именно так?

А как вы думаете, третья Весна как называется?

-Ребята, как можно определить Весну Зелени? Как понять, что она уже наступила?

Да, весна всегда приносит лёгкое, воздушное настроение, яркие краски.

-Итак, мы узнали, что весна бывает разная, а вот какая весна у Сергея Антоновича Клычкова вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение.

Отвечать на вопросы

Выдвигать предположения

Солнце нестерпимо яркое, чистое, красивые тени на снегу: то синие от неба, то желто – коричневые от земли. Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко – голубое, почти синего цвета.  Теперь светлого времени будет больше и больше. Настоящий праздник Света.

Тает снег, бегут ручьи, слышим шум воды.

Весна Зелени

Всех оттенков зеленого цвета распускаются листочки. Зеленеет трава, цветут цветы!

Слушать внимательно стихотворение.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П);

К. учет разных мнений

П. определение основной и второстепенной информации

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный-

объяснение

5 мин.

- Так какая весна у поэта? Докажите.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Прежде, чем самостоятельно прочитать это стихотворение, давайте объясним значение слов.

утренник- начало дня

груда- большая куча чего-нибудь

рудый- вымерший, грубый

в лому- в валежнике, поваленных деревьях.

дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.

яр – глубокий, заросший овраг

никнуть- опускаться, пригибаться

сои- сойки

клохчут- кудахчат как куры

истома-чувство приятной расслабленности

бор- хвойный лес

странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье

Отвечать на вопросы учителя

Ранняя, Весна света

Ещё только тает снег, медведь щурится

П. осознанное построение речевого высказывания

К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Динамическая пауза

1 мин.

- Давайте немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз- Наши глаза отдохнули и мы продолжаем работать.

VII.Включение в систему знаний

Словесный

Работа с книгой

дискуссия

2 мин.

10 мин

2 мин

1 мин

2 мин

Работа с книгой

Самостоятельное чтение

- Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и подумаете, как автор относится к весеннему лесу и какие строчки говорят об этом.

- Какие персонажи встречаются, о ком пишет автор?

- Почему так много действующих лиц?

- Прочитайте 1 пятистишье. Какие слова зовут нас в лес

- Почему автор приглашает нас рано в утренник?-

Прочитайте 2 пятистишье. Какие звуки леса мы здесь услышали?

-Прочитайте 3 пятистишье - как медведь просыпается от зимней спячки,  про себя и подумайте, в каком темпе надо её прочитать?

А почему? Докажите!  

Почему – багровый хребет? Посмотрите на солнышко.

Медведь щурится в лому – как понимаете?

Почему же медведь щурится?

Прочитаем вслух, соблюдая выбранный темп.

-Прочитаем 4 пятистишье

- Почему автор хочет уйти в бор?

- Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.

- Глухари кружатся, как вы себе это представляете?

-Прочитайте 5 пятистишье

- О каком « чудном страннике» с золотыми кудрями говорит поэт?

_Ребята,а с чем или кем вы можете сравнить весну?

- Какие художественные приёмы использует автор свойственные только поэтической речи? Найдите их, подчеркните карандашом. Назовите. Какие слова используем.

Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима, бархатная кожа, хрустальный звон.

Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия

Подготовка к выразительному чтению

Как вы думаете, какое должно быть настроение у стихотворения о весне? Почему?

-Что значит прочитать выразительно?

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит?

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю?

Выразительное чтение

Ребята, а теперь кто-то прочитает выразительно стихотворение, соблюдая все о чем мы говорили ранее, настроение, темп, чтобы постараться передать чувство автора.

Оцениваться будет чтение по следующим критериям: выразительность, соблюдение интонации, правильный темп, правильная постановка ударений.

Работа по картине

-Ребята, а сейчас давайте сравним картину Николай Петровича Крымова «К весне» и стихотворение Сергея Антоновича Клычкова «Весна в лесу»

-Что мы видим на картине?

-Что общего можно выделить?

Отвечать на вопросы

Искать ответы в тексте

Лес ему нравится, хочется уйти до зари.

Зайцы, дятел, медведь, сойки, глухари, чудный страничек.

Чтобы подробнее рассказать о весне в лесу, кто что делает с приходом весны.

Тепло, мягкий мох

- Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе

Капель, звук дятла

не быстро, тягучий – медленный, побродить – идти не быстро

- отсвет зари

- Он хочет наблюдать за пробуждением весны.

- Это птицы сойки, они клохчут как курицы.

- Глухари танцуют друг перед другом, распустив крылья

 Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком , то есть с путешественником.

Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки

- Почти во всех стихотворениях о весне настроение весёлое, радостное, звонкое, воспевающее, восхищённое

Читать выразительно

П. извлечение из текста полезной информации

К. аргументация своего мнения

П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р. Следовать поставленной задаче

Л. смыслообразование

VIII.Рефлексия деятельности Словесный метод

- беседа

3 мин.

- - Понравилось вам стихотворение?

- Какое у вас настроение после этого стихотворения?

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли мы эту цель?

- Какие возникли трудности?

Домашнее задание. Запись в дневник

Рефлексия

У вас на партах лежат капельки, это капельки снега, который сейчас на улице начинает таять, раскрасьте их голубым если трудностей не возникло, темно синим если возникли трудности и красным если было совсем тяжело на уроке.

Подводить итоги

Оценивать себя и свою работу на уроке

рефлексия способов и условий

действий (П); самооценка (Л); адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности (Л);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Конспект урока по литературному чтению на тему «С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»...

Конспект урока по литературному чтению на тему: С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Тип урока: открытие нового знания.Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.Планируемые результаты: Предметн...

Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной...»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект по литературному чтению....

Конспект урока по литературному чтению на тему: «С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…», 3 класс

Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве С. Я. Маршака;формирование навыка выразительного чтения.Планируемые результатыПредметные:знать биографию С. Я. Маршака и содер...

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса" (рассказ В. Бианки «По следам»)

Конспект урока по литературному чтению "Суровые законы жизни зимнего леса"....