Конспект урока литературного чтения на тему "Трудности скороговорок"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Чупина Наталья Александровна

Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Трудности скороговорок" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 21 марта, среда

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «6»

Урок:1

Время: 8:00 – 8:45

Кабинет: 211

                      Учитель: Полякова Н.М.

                                             Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

                                             Отметка: _____________________

 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «Трудности скороговорок»

Цель:  создание условий для ознакомления со спецификой жанра скороговорки, совершенствования навыков чтения.

Планируемые результаты:   

Личностные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;

- развитие воображения, творческих способностей, образной речи, ассоциативного мышления.                                                                                                                                                                               

Предметные:

- понимать причины трудности при произнесении скороговорок;

- способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 кл. 1 часть.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

В школе любимой и всем нам знакомой

Слышится снова веселый звонок:

«Девчонки, мальчишки,

Скорее бежим на урок!»

И вот позади уж давно перемена,

Пора всем нам дружно

Приняться за дело.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа.

Игровой метод: игра «Что растет на нашей грядке?»

Наглядный: рассматривание книги.

Словесн.: отработка навыка чтения.

2 мин.

– А дело нам предстоит сегодня непростое. К нему надо серьезно подготовиться.

– Объясните смысл пословицы: «Скорость нужна, а поспешность вредна». (Ответы детей.)

Эта пословица будет девизом нашего урока.

Игра «Что растет на нашей грядке?».

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат.

Наша грядка – просто клад.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

 Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1.

Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули... Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5–6 раз.

Упражнение 2.

Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова  произносим  громко,  четко,  красиво.  Особо  выделяем  гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3–4 раза.

(Отработка навыка чтения.)

Чтение слов в рабочей тетради (с. 15, № 1).

Объяснять смысл пословицы.

Играть в игру: «Что растет на грядке?»

Проводить дыхательную гимнастику.

Отрабатывать навык чтения.

П: осмысленно читать текст.

 Р: принимать и сохранять задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: беседа


Словесный: беседа.

Практическ.:

работа по учебнику.

Словесный: отработка навыка чтения.

Игровой метод: игра «Телефон».

Практическ.: работа по учебнику.

30 мин.

Работа в рабочей тетради (с. 15, № 2).

– Отгадайте загадку. (Крапива.)

– Как вы размышляли над отгадкой? (Трава-огонь.)

Заросли крапивы – любимое место на огородах у Бабы-яги, а для Миши и Маши – самое трудное испытание. Крапива кусает всякого, кто не знает скороговорок и не умеет их быстро произносить. Этому мы и будем сегодня учиться.

– Ребята, для чего надо знать скороговорки? (Их полезно говорить для того, чтобы речь была красивая и четкая.)

Издавна люди старались научиться правильно, четко и красиво говорить. Для этого и еще для забавы они придумали словесные игры. Одна из самых веселых игр со словами – скороговорки. Условие этой игры понятно из названия – говорить нужно быстро. Но это не так-то просто, потому что слова в скороговорках похожи по звучанию, поэтому, когда их произносят быстро, они путаются, и получается смешно.

– Кто знает скороговорки и может произнести их в быстром темпе? Прочитайте.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

– Скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно взрослые передали этот жанр устного народного творчества детям.

Любит русский наш народ скороговорки говорить.

Начинает так строчить, что ни выговорить, ни переговорить.

– Откройте учебник на с. 22. Рассмотрите иллюстрацию. Кот боится крапивы, он не знает скороговорок. Кот так испугался, что даже прочитать их не может. Давайте ему поможем.

– Выберите самую, по вашему мнению, легкую для произнесения скороговорку. Проговорите ее сначала очень медленно, затем быстрее и, наконец, совсем быстро.

б) Работа в парах.

– У нас остались трудные скороговорки (1-я и 3-я).

– Почему эти скороговорки трудно произносить? Воспользуйтесь при ответе подсказкой Кота (с. 23).

Вывод: в трудной скороговорке рядом стоят слова, в которых используются одни и те же звуки, но в разном порядке: язык при быстром произнесении не успевает перестраиваться и вязнет, путается в похожих звуковых сочетаниях.

Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку:

«На дворе растет трава,

На траве лежат дрова». –

Обязательно не свяжешь,

Обязательно не скажешь! (М. Матусовский)

3. Игра «Телефон».

Первый ученик в каждом ряду получает записку со скороговоркой, читает ее. Передает шепотом второму ученику и т. д. Если последний ученик правильно произнесет начальный вариант, то считается, что их телефон исправен.

Если позволяет время, игру можно провести несколько раз.

Скороговорки:

 Луша у душа мыла шею и уши.

 Шила шубку – сшила юбку. Шила шапку – сшила тапку.

 В шалаше шесть шалунов.

 Шапкой Мишка шишки сшиб.

 Ежу на ужин паук нужен.

 У ежа ежата, а у ужа ужата.

4. Работа по учебнику (с. 23).

– Рассмотрите иллюстрации. Кто эти дети? Это не Маша и Миша. (Дети должны вспомнить скороговорку о Карле и Кларе.)

– Что они делают? (Ищут в сундуке игрушки.)

– Легко ли им доставать из полного сундука необходимую игрушку? (Нет, трудно.)

– Что хотел сказать художник, почему к скороговоркам он нарисовал такую иллюстрацию? (В шуточной форме показал трудности, которые есть в скороговорке.)

– Хотели Маша и Миша покинуть огороды Бабы-яги, но вдруг кто-то больно укусил сначала Машу, а потом и Мишу. Не унимается крапива, не хочет отпускать ребят!

Отгадывать загадку.

Определять цели и пути их достижения.

Рассматривать и анализировать иллюстрации.

Читать скороговорки.

Работать с учебником.

Отвечать на поставленные вопросы.

Слушать внимательно учителя.

Работать с учебником.

Работать в парах. Произносить скороговорки.

Делать выводы.

Слушать стихотворение.

Играть в игру «Телефон».

Произносить скороговорки.

Работать с учебником.

Рассматривать иллюстрацию в учебнике.

К: высказывать своё мнение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: строить речевое высказывание.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: перечитывать текст с осуществлением поиска нужных строк.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Практич.: игра «Собери скороговорку».

Практич: работа в тетради.

Словесн.: слово учителя, ответы детей.

12 мин.

Работа по хрестоматии.

– Откройте содержание. На каких страницах находятся загадки и скороговорки Е. Благининой. Впишите в рабочей тетради (с. 15, 16).

– Прочитайте стихотворение Е. Благининой.

– Похоже оно на скороговорку? Докажите.

– Прочитайте стихотворение В. Берестова (с. 16).

– Найдите строчку, которая похожа на скороговорку. Подчеркните.

– Подготовьте выразительное чтение одного из двух стихотворений.

7. Игра «Собери скороговорку» (работа по группам).

– Вы должны из отдельных слов быстро сложить скороговорку и выбрать представителя от группы, который быстро ее прочитает.

 Мол, каков Савва, такова и слава.

 Грозна гроза, гроза грозна.

 В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.

 Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.

 Жужжит над жимолостью жук.

 Тяжелый на жуке кожух.

 На осинке росинки засверкали утром перламутром.

 Скороговорили, скороговорили, да так всех скороговорок не перевыскороговорили.

Самостоятельная работа по тетради (с. 15, № 3).

– Прочитайте первую скороговорку.

– Вам удалось услышать, как шуршит мышь? Какие звуки помогли? Подчеркните соответствующие буквы.

– Прочитайте вторую и третью скороговорки.

– Подчеркните буквы, которые обозначают повторяющиеся сочетания звуков.

– Прочитайте четвертую и пятую скороговорки. Подчеркните те части слов, которые повторяются.

– Потренируйтесь быстро говорить скороговорки.

Смело «бой скороговорок»

Я прошу сейчас начать.

Кто-то пусть скороговорит –

Остальных прошу молчать!

А ну, кто смелый, выходи!

Скороговорку быстро говори!

Работать по учебнику хрестоматии.

Собирать скороговорки в группах.

Отвечать на поставленные вопросы.

Работать в рабочей тетради, выполнять №3.

Работать по учебнику.

Читать статью из учебника.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.


Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

7. Рефлексия.

Итог урока.

5 мин.

- Давайте обобщим наши знания по пройденному уроку.

- С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

У вас на партах – фишки.

Зеленый квадрат – я молодец, , у меня все получилось, я все понял.

Желтый– я испытывал затруднение.

 Красный – мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

Покажите тот цвет на который вы себя оцениваете.

-Молодцы. Урок закончен.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...