Конспект урока литературного чтения на тему "Созвучные "хвосты" слов"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Чупина Наталья Александровна

Урок литературного чтения на тему "Созвучные "хвосты" слов" (ПНШ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 22 марта, четверг

Школа: МБОУ НОШ №95

Класс: 1 «6»

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:45

Кабинет: 211

                      Учитель: Полякова Н.М.

                                             Студент: Чупина Наталья, 44 гр.

Отметка: _______________________

 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: «СОЗВУЧНЫЕ «ХВОСТЫ» СЛОВ. Г. ОСТЕР «ЭХО»

Цель:  создание условий для формирования понятия «рифма».

Планируемые результаты:   

Личностные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;

- способствовать воспитанию культуры речи;

- развитие воображения, творческих способностей, образной речи, ассоциативного мышления.                                                                                                                                                                               

Предметные:

- развивать умение находить рифмы в стихах;

- способствовать совершенствованию навыков беглого выразительного чтения.

Тип урока: открытие новых знаний (комбинированный).

Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение» 1 кл. 1 часть.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент.

2мин.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя внимательно слушай,

Чтоб задания выполнить мог.

– Сегодня на уроке мне будет помогать...

Отгадайте вы игрушку.

Колпачок, как у Петрушки,

Маленький, удаленький,

Вырос ростом с валенок.(Гном.)

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Отгадывать какой персонаж будет помогать на уроке.

К: настраиваться на урок.

2.Мотивационный.

Словесн: беседа.

Наглядный: рассматривание иллюстрации в учебнике.

Практическ.: выполнение дыхательной гимнастики.

Практическ.: выполнение заданий «Цветика-семицветика».

Практическ.: отгадывание загадок.

Игровой метод: игра «Продолжи пословицу».

2 мин.

– Откройте учебник на с.24-25.  Рассмотрите карту в учебнике.

Мы уже преодолели все препятствия на огородах Бабы-яги. Впереди у нас таинственная пещера. Прочитайте ее название. (Эхо.) Что такое эхо? (Эхо - это звук, который мы не видим, но слышим и который повторяется).

«Я бегу у самого откоса

И смешную песенку пою.

Эхо громко, весело и звонко

Повторяет песенку мою.

Я спросила эхо:

– Замолчишь ты? –

А сама притихла и стою.

А оно в ответ мне:

– Ишь ты, ишь ты!..

Значит, понимает речь мою.

Я сказала:

– Ты поёшь нескладно! –

А сама притихла и стою.

А оно в ответ мне:

– Ладно, ладно! –

Значит, понимает речь мою.»(Е. Благинина)

Как вы думаете, какую цель поставим на урок? Верно.

– Давайте войдем вместе с гномом в пещеру и узнаем ее секреты.

2. Отработка навыка чтения.

Дыхательная гимнастика.

ЗАДУЙ СВЕЧУ

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что у вас на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

А сейчас с вами поработаем в рабочей тетради, откройте их на с.17, давайте выполним задания №1-3.

-Молодцы, справились.

– Ребята, посмотрите, гном чем-то расстроен. Давайте поднимем ему настроение, покажем небольшое выступление «Цветик-семицветик».

Желтый лепесток.

Расскажите докучную сказку.

Красный лепесток.

Определите с помощью считалки следующего участника концерта.

Фиолетовый лепесток.

Расскажите закличку, которая вам нравится.

Зеленый лепесток.

Отгадайте загадки:

Я от солнца плачу,

Не могу иначе. (Сосулька.)

Росли на грядке

Зеленые ветки,

А на них – красные детки.        (Помидоры.)

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах,

На опушках и в лугах.(Роса.)

Синий лепесток.

Конкурс «Гонки». Определите при помощи считалок 3 участников. Кто из них быстрее и правильнее произнесет свою скороговорку?

Оранжевый лепесток.

Продолжите пословицу.

Семь раз отмерь... (один раз отрежь).

Кто много читает... (тот много знает).

Труд человека кормит... (а лень портит).

Голубой лепесток.

Прочитайте наизусть любимое стихотворение.

– Гному очень понравилось, вы молодцы.

Работать с учебником.

Думать и отвечать на поставленный вопрос.

Слушать внимательно учителя.

Отрабатывать навык чтения.

Выполнять дыхательную гимнастику.

Работать в рабочей тетради, выполнять задания №1-3.

Вспоминать пройденный материал, вытягивать лепестки с заданиями.

Рассказывать докучную сказку.

Определять с помощью считалки, кто будет вытягивать лепесток следующим.

Отгадывать загадки.

Произносить быстрее и правильнее свою скороговорку.

Продолжать пословицы.

Читать стихотворение наизусть.

П: осмысленно читать текст.

 Р: принимать и сохранять задачу.

К: высказывать своё мнение.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

П: строить речевое высказывание.

П: осуществлять синтез.

Р: принимать и сохранять задачу.

К: высказывать своё мнение.

3. Постановка учебной задачи и её решение.

 

Словесный: беседа

Практическ.: работа в группах, выполнение творческого задания.

Практическ.: работа по учебнику.

.

Словесный: отработка навыка чтения.

Игровой метод: «Игра дедушки Эхо».

30 мин.

– Гнома вы повеселили, позабавили, да и он не остался в долгу, гостя развеселого для нас пригласил.

В волшебной пещере живет дедушка Эхо,

С ним разговаривать – просто потеха.

Давайте крикнем все:

«Ау-у-у-у...»

В ответ услышим:

«У-у-у-у...»

Скажем все:

«Иди сюда!»

Отвечает Эхо:

«А-а-а-а...»

Крикнем дедушке:

«Ты где?»

Отвечает он нам:

«Де-де-е-е...»

Хватит, дедушка, шалить,

Только бы тебе шутить!

Иди сюда, мы ждем тебя!

1. Работа по группам

– Ребята, нарисуйте, как вы себе представляете дедушку Эхо.

Выполнение работы и организация выставки лучших рисунков.

Звучит музыкальная запись.

Дедушка Эхо.        Я в пещере живу,

                                Целый день кричу,

                                Отвечаю тут и там

                                Самым разным голосам.

                                Только я хочу сказать,

                                Что люблю я поиграть,

                                Пошутить, побаловать,

                                Всех вокруг позабавлять.

2. Работа по учебнику (с. 24).

– Рассмотрите иллюстрацию. Дедушка Эхо любит прятать слова, оставляя лишь их хвосты. Кот сказал Мише и Маше, что это и есть главный секрет пещеры. Мы на пути к ее разгадке.

1) Чтение истории Г. Остера «Эхо».

а) Первичное чтение учителем.

– Кто уже был знаком с героями этой истории?

– Какую игру они придумали на этот раз?

б) Повторное чтение учащимися.

– Как бы вы назвали эту игру? (Рифмы.)

– Прочитайте, как котенок и щенок играли. (Простокваша – ваша, колбаса – оса, антрекот – кот.)

– Что бы вылетело из трубы, если бы они крикнули слово «котлета»? (Лето.)

– Как вы догадались? (Ответы детей.)

– Хотите продолжить эту игру?

2) Игра дедушки Эхо.

Слушай, слушай,

Не зевай, не зевай.

Все за мной, все за мной

Повторяй,Повторяй.

«Экран – кран, шутка – утка, смех – мех, олень – лень, хлопушка – пушка.»

Определять цели и пути их достижения.

Рассматривать и анализировать иллюстрации.

Слушать учителя.

Работать в группах, рисовать дедушку Эхо.

Слушать слова дедушки Эхо.

Рассматривать иллюстрацию в учебнике.

Слушать внимательно чтение учителя.

Повторно читать рассказ «Эхо».

Отвечать на поставленные вопросы.

Играть в игру дедушки Эхо.

К: высказывать своё мнение.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Л: развивать творческое воображение.

П: строить речевое высказывание.

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей урока.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: перечитывать текст с осуществлением поиска нужных строк.

Физ.минутка.

2мин

А теперь давайте с вами отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте все движения.

Выполнять двигательные упражнения.

4. Решение частных задач на основе анализа теста.

Словесный: слово учителя, ответы учеников.

Практич.: работа в рабочей тетради.

12 мин.

– Гном решил нам помочь разгадать секрет пещеры. Посмотрите на иллюстрацию (показ иллюстрации ромашек). Вспомните, что любили ромашки на огородах Бабы-яги. (Считалки.)

– Из каких знакомых считалок эти хвосты слов? («Аз, бас, трибабас, / И выходит кислый квас». «Аты-баты на базар, / Аты-баты самовар». «Стакан, лимон, / Выйди вон!».)

– Почему вам было трудно определить по данным хвостам слова?

2) Работа по тетради (с. 17, № 4).

А сейчас игра такая,

Она тоже не простая.

– Спрятал Эхо в пещере слова. Прочитайте.

– На что будут похожи их «хвосты» (концы)? Подчеркните и нарисуйте. (Окошка – кошка, получай – чай, гармошка – мошка, прибаутка – утка, незабудка – будка, виноград – град.)

Работать по учебнику.

Отвечать на поставленные вопросы.

Работать в тетради для самостоятельных работ.

Рассуждать, на что похожи концы слов.

Р: принимать и сохранять поставленную учебную задачу.
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной учебой задачей.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

7. Рефлексия.

Итог урока.

Практическ.: отгадывание слов.

Словесн.: слово учителя, ответы детей.

5 мин.

– Пора выбираться из пещеры. Гном построил для вас лестницу. Угадаете слово – поднимаетесь выше. Все слово на ступеньку не поместится, поэтому вы должны вписать только «хвосты» слов.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Висит сито,

Не руками свито. (Паутина.)

Вокруг носа вьется,

А в руки не дается. (Муха.)

Под каждым кустом

Сидит клубком,

А выйдет в свет –

Вкусней его нет. (Картофель.)

– Сегодняшнее путешествие по пещере дедушки Эхо закончилось, но впереди у нас новые встречи и открытия.

– О чем вы узнали сегодня на уроке?

– Кому понравилась история пещеры Эхо?

– Как она называется?

– Кто автор?

– Кому захотелось дома прочитать ее еще раз?

– Кому захотелось прочитать другие истории про котенка Гав и щенка?

Урок окончен.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Р: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...