Конспект урока на тему: Раскрываем секреты смешного. 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

 Туравинина Ирина Владимировна

Раскрываем секреты смешного. 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskryvaem_sekrety_smeshnogo._3_klass.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Школа:95                                                                                                                                                     Методист: Кондратьева И.И.

Класс: 3-2                                                                                                                                                    Студентка: Туравинина

Кабинет: 304                                                                                                                                                       Ирина, 34 группа

Учитель: Варавва Е.В.

Дата: 17.02.17

Тема: «Марина Бородицская «НА КОНТРОЛЬНОЙ», Лев Яковлев «ДЛЯ ЛЕНЫ», Михаил Яснов «ПОДХОДЯЩИЙ УГОЛ»

Тип урока: урок изучение нового

Цели деятельности учителя: Научить детей обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах ; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: учащиеся научатся научаться разгадывать секреты смешного; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
  2. Личностные: осознают социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Оборудование: учебник: Чуракова Н.А. «ПНШ» Литературное чтение 3 класс 2  часть, презентация.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

- словесный

-работа с презентацией

-подводящий диалог

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Меня зовут Ирина Владимировна. Сегодня я у вас проведу урок  литературного чтения..

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и решать!

И о многом узнавать.

-Как вы их понимаете?

-Ну, а я понимаю эту фразу, что в жизни много есть интересного и надо запоминать это все, ведь в будущем это все нам пригодится и самые великие открытия начинаются с самых маленьких знаний.

Приветствовать учителя

Включаться в деловой ритм

Слушать правило хорошего настроения

Р.- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

II.Мотивационный

-словесный : ответы на вопросы

-практический: выборочное чтение

словес.: ответы на вопросы

-практический: выразительное чтение и анализ

7 мин

-Ребята, вспомните, с каким разделом  вы знакомитесь на протяжении нескольких уроков?

(Продолжаем разгадывать секреты  смешного)

-А кто мне скажет какого автора и произведение вы проходили на прошлом уроке?

(Ирина Пивоварова «Сочинение»)

-Какой секрет смешного нам помогла открыть Ирина Пивоварова? (Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.)

-с. 51  чтение рассказа.

(Сочинение)

Вспоминать пройденный материал

Л.-  умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

 -умение выделить нравственный аспект поведения;

К: уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

III.Актуализация знаний

- словесный :ответы на вопросы

-словес.: обобщение

5 мин

Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного, а помогут нам в этом поэты.

Откройте учебник на с. 55—57 и прочитайте фамилии авторов и названия их произведений.

(Марина Бородицская «НА КОНТРОЛЬ», Лев Яковлев «ДЛЯ ЛЕНЫ», Михаил Яснов «ПОДХОДЯЩИЙ УГОЛ»)

-Кто понял, какая тема урока исходя из произведений?

(Познакомиться с авторами и их произведениями)

Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.  

Познакомиться с авторами.)

Определять цели и пути их достижения.

П: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы;

Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров

IV.Постановка учебной задачи и ее решение

-словес.: обобщение

-практический: слушание и чтение

 

- словесный :ответы на вопросы

-наглядный: рассматривание иллюстраций

-словес.: монологические высказывания уч-ся.

- словесный :ответы на вопросы

-словес.: обобщение

-словес.: обобщение

- словесный :ответы на вопросы

Словес.: обобщение

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

4  мин

8 мин

8 мин

7 мин

3 мин

-С какими произведениями Марины  Бородицкой вы уже знакомы?

Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков . Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей ("Убежало молоко", "Последний день учения", "Перелётный штукатур", "Думай, думай, голова!" и др.) и многочисленных переводов.

Марина Бородицкая, бессменная ведущая передачи "Литературная аптека" на Радио России, убеждена, что книга - лучший витамин. А на вопрос "Почему Вам нравится быть писателем?" отвечает: "Потому что я чувствую себя счастливчиком, когда пишу книги и знаю что они нравятся  моим читателям»

-Я надеюсь, что  вы также полюбите книги, как Марина Бородицкая»

-Прочитайте название стихотворения М. Бородицкой на слайде.

О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка.)

-Сейчас с вами послушаем стихотворение и посмотрим, на сколько мы были точны, какие были переживания и волнения.

-Выразительно читает ребенок стихотворение.

-Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?

Прочитайте начало Мишиного высказывания нас. 56. Можете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем.)

Рассмотрите иллюстрацию на с. 55.

 -Кто из ребят герой стихотворения?

-Как вы догадались?

-Прочитайте стихотворение самостоятельно и выделите  строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

-Каким представлен герой стихотворения?

-Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (.Хитрым и изобретательным.)

-Продолжите его фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы... (...заставить свою голову думать».)

-Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.

-Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что герой от уговоров перешел к угрозам. (Никак не решить задачу, голова отказывается думать, и он решил ее припугнуть.)

-Что значит «по макушке»?

В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой относится к своей голове, как к живому существу.)

-ФИЗ.МИНУТКА (проводит ребенок, в начали урока включить и проверить)

-Вывожу  на слайд  (Лев Яковлев «Для Лены».)

-Знаком ли вам поэт?

Лев Яковлев — поэт-изобретатель. Он изобрел новый жанр — частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена Не поет и не шумит, Но визжит на переменах И гремит, как динамит!

Детство — это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела. Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка», придумал Чего- шу — веселую гусеницу, которая сочиняет обожалки. Войдите в мир Льва Яковлева — и вы увидите, сколь празднична наша жизнь. Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

-Выразительно ребенок  читает стихотворение

-Вам понравилось стихотворение? -Чем?

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.)

-Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?

Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подобным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.)

-Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ. Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию — хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую — Лена назвала его шутом. Смешно и то, что фамилия героя — Горохов — совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завоевывать внимание другой девочки тем же способом.)

-В начале урока мы ставили цель изучить 3  авторов, как вы думаете кто у нас еще остался?

 (Михаил Ясное «Подходящий угол».)

Михаил Давидович Яснов - поэт, переводчик, детский писатель. Родился 8 января 1946 года в Ленинграде. В окончил филологический факультет Ленинградского университета. С 1982 г. - член Союза писателей. В середине 70-х годов начал заниматься детской литературой. С тех пор вышло около шестидесяти книг стихотворений и прозы для детей. Михаил Яснов о себе: «Ребята часто спрашивают меня: как получаются стихи для детей? И я отвечаю: стихи получаются тогда, когда вы их сами придумываете. Да-да, не удивляйтесь! Один первоклассник как-то сказал: «Меня сегодня в угол поставили, а угол таким подходящим оказался – в нём швабра стояла!» Вот вам и сюжет!» Михаил Яснов – лауреат многих литературных премий.

-Предположите, о чем оно. Прочитаем и узнаем. («Подходящий угол»)

-Выразительно ребенок  читает стихотворение

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Откройте учебник на стр.57

-Прочитайте теперь самостоятельно стихотворение

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик — товарищ Вовки.)

-Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.)

-Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста.

(Чтение текста на с. 58.)

-Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

-Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преимуществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех?

-Что значит «благодать»?

-Автор использует прием контраста.

-Найдите его, в чем он выражается?

-Найдите противопоставление слову «благодать». («Вуглу стоять».)

А в чем еще выражается прием контраста? (Счастливый ге- рой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.)

-Что можете сказать о герое-рассказчике?

-Кто желает прочитать выразительно стихотворение?

Итог:

- Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?

- С какими произведениями мы познакомились?

-Какое вам понравилось больше и  почему?

Воспринимать материал учителя

Определять смысл названия произведения

Предполагать

Слушать чтение

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Сопоставлять текст и картину

Решать вместе  с проговариванием

\

Воспринимать материал учителя

Наблюдать и определять наличие в тексте ошибок произношения

Воспринимать материал учителя

Воспринимать материал учителя

П: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми;

К. : слушать и понимать речь других;

К:уметь обмениваться мнениями;

слушать другого ученика;

П: умение работать по учебнику.

Умение высказывать свое мнение;

К. : слушать и понимать речь других;

Л: умение сравнивать;

П: поиск и выделение необходимой информации;

П: строят речевое высказывание. Осуществляют синтез

П: уметь проговаривать вслух доказательство, выбранного  способа   действия, уметь сравнивать с текстом

П.: Умение высказывать свое мнени

П: поиск и выделение необходимой информации;

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждение

V.Рефлексия

-словес.: ответы на вопросы, самоанализ

-анализ своей деятельности на уроке

3 мин

2 мин

Вывожу на слайд:

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений (учебник, с. 55—58).

Спасибо за урок!

Оценивать свои достижения

П.: осуществлять анализ.

К.: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

План-конспект урока на тему "Рождество" для 3 класса

Новый год, Рождество…Сколько радости, веселья, подарков для детей. Услышав эти слова, у них поднимается настроение, возникает желание дарить друг другу подарки, тепло и доброту. Поэтому данная ...