Конспект урока по литературному чтению "Н. М. Рубцов «Сентябрь»" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по литературному чтению "Н. М. Рубцов «Сентябрь»" 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема урока: Н. М. Рубцов «Сентябрь».

Цели урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; развитие речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты:

  • Предметные - уметь  прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение;
  • Личностные - привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине).

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой - рифмованное начало урока.

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствовать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуальность знаний и мотивация

Словесный метод – беседа.

4-5 мин.

- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? (поэтическая тетрадь)

- С произведениями каких писателей познакомились?

( Б.Л. Пастернак, С.А. Клычков, Д. Б. Кедрин)

- О чём эти произведения? (о природе, временах года)

Проверка домашнего задания: чтение стихотворения  выразительно Д. Б. Кедрина «Бабье лето».

Отвечать на вопросы учителя.

Поэтическая тетрадь.

О природе, временах года.

Читать стихотворения выразительно.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3. Постановка учебной задачи

Словесный метод – беседа.

Практический метод – работа с книгой

4- 5 мин.

-Сегодня на уроке мы с вами совершим то, что никогда не сможем сделать в реальной жизни. За окном весна, солнце светит ярко, скоро совсем растает снег.

- А мы с вами отправимся в гости к осени.

- С какого месяца начинается осень?

-Что происходит в это время в природе?

- Как вы думаете, как называется стихотворение, с которым мы с вами сегодня познакомимся? А кто написал это стихотворение, мы узнаем на странице учебника 119.

- Рассмотрите портрет поэта, чье стихотворение мы будем сегодня читать.

-   Какие его произведения вам знакомы?

 - Что вы знаете об этом поэте?

- Сформулируйте тему и цель урока.

Слушать учителя.

С сентября.

«Сентябрь».

Формулировать тему и цель урока.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Познавательные: формулировать проблемы.

4. Открытие нового знания

Словесный метод – рассказ о творчестве писателя учителем.

Практический метод – работа с произведением.

7- 8 мин.

Рассказ о творчестве поэта.

– Николай Михайлович Рубцов (1936–1971) – русский советский поэт. Родился 3 января 1936 г. в поселке Емецк Архангельской области, сын погибшего в войну политработника. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.

Печататься Николай Рубцов начал с 1962 года.

Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971
года.

Учитель читает стихотворение.

- Как я прочитала это стихотворение?

- А сейчас прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).

- Скажите мне, пожалуйста, как все-таки стоит читать данное стихотворение? С каким чувством, интонацией? Какое настроение у самого поэта?

Внимательно слушать рассказ учителя о творчестве поэта.

С интонацией восхищения.

С интонацией и чувством восхищения.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод – анализ стихотворения.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Практический метод - работа со стихотворением.

Практический метод – анализ стихотворения.

Словесный метод – фронтальная беседа.

Практический метод - работа со стихотворением.

5- 7 мин.

Вопросы и задания для детей по стихотворению Н.М. Рубцова «Сентябрь»

• Какие слова в стихотворении «Сентябрь» передают радость поэта? («Слава тебе», «радостный покой»; «солнечный блеск чудесный», «роща багряная», «россыпь ягод», «праздник нагрянул на златогривых конях».)

• Что, кроме слов, передает радость? (Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.)

- Прочитайте все восклицательные предложения так, чтобы можно было почувствовать, что вы разделяете радость поэта.

• Чему же так радуется поэт? (Красоте осени и покою, который она несет.)

• Говорит ли это что-нибудь об авторе стихотворения? (Он не избалован радостями и умеет быть благодарным судьбе за самый малый подарок.)

• Почему поэт называет покой поднебесным? Что он имеет в виду? (Покой людям в сентябре дарит ясное синее небо, когда нет ветра и дождя.)

• Почему этот «поднебесный покой» поэт называет кратким? (Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.)

• Почему поэт сравнивает сентябрь с праздником? (В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю. В праздник украшают города, жилища, и люди нарядные — все красивее, чем обычно. И сентябрь красив. Праздники всегда быстрее кончаются, чем нам хочется. И сентябрь скоро пройдет.)

• Почему Рубцову кажется, что сентябрь нагрянул на златогривых конях! Что напоминает ему золотые гривы коней? (Кроны деревьев. Желтые листья колышутся, горят на солнце, и кажется, что развеваются гривы коней.)

• Какой прием использовал поэт, говоря о сентябре так: Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях? (Сравнение.)

• Поэт говорит, что солнечный блеск играет с рощей, рекой, с россыпью ягод. Как называется такой прием? (Олицетворение.)

• Подумайте, какой звук в двух первых предложениях, повторяясь, дает представление о солнечном блеске? (С.)

Значит, как и многие другие поэты, Николай Михайлович Рубцов использовал звукопись.

Попробуйте прочитать два первых предложения, акцентируя, подчеркивая звук С.

• Сентябрь представляется поэту месяцем веселым. А какой месяц кажется ему грустным? (Октябрь. Стихотворение заканчивается словами грусть октября.)

• Почему поэту кажется, что октябрь сейчас, в сентябре, притаился в небесной бездне? (Его еще не видно, но он уже готовится проливным дождем известить о своем скором приходе.)

• Будет ли в октябре так же радостно поэту? (Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.)

Анализировать стихотворение по вопросам учителя.

Восклицательные интонации. Все предложения, кроме последнего, восклицательные.

Красоте осени и покою, который она несет.

Хорошая погода осенью не может длиться долго. Дожди и холод неизбежны.

В праздник люди радуются, и поэт радуется сентябрю.

Сравнение.

Олицетворение.

С.

Октябрь.

Нет. Но сейчас он не хочет об этом думать и радуется всему: лаю собак, корове, грачу, покою и красоте сентября.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - словарная работа.

Практический метод – выборочное чтение.

10 - 13 мин.

—  Подберите синонимы к словам:

КРАТКИЙ — (короткий, сжатый, лаконичный, сокращенный и др.)

НАСТУПИЛ- (настал).

ЖЕЛАТЬ — (хотеть, стремиться к чему-нибудь, мечтать, жаждать, алкать (устар. книжн.)).

—  Подберите антонимы к словам:

КРАТКИЙ— (долгий, продолжительный).

РАДУЯСЬ — (огорчаясь, печалясь, горюя, кручинясь).

—  Найдите сравнения, олицетворения. (Солнечный блеск играет с рекой, рощей, ягодами, как с игрушками. Праздник на златогривых.)

—  Объясните слова поэта: «и ничего не желаю, и ничего не хочу».

—  Перечитайте четыре последние строчки. Меняется ли настроение автора? Какие слова помогают это понять?

Подбирать синонимы к словам.

Подбирать антонимы к словам.

Объяснять слова поэта.

Выборочное чтение.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы

7. Включение в систему знаний

Практический метод –чтение стихотворения

2 - 3 мин.

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения.

Отвечать на вопросы учителя.

Записывать домашнее задание.

Познавательны: применять свои знания.

8. Рефлексия деятельности

Аналитический метод – цветотехника.

1-2 мин.

- Оцените свою деятельность на уроке при помощи смайликов.

- Что самое интересное запомнилось про автора?

- Что можете сказать о стихотворении, с которым мы сегодня познакомились?

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                            Выполнила студентка 45гр.

                                                                                                                                             Сальникова Ирина

                                                                                                                                                   Проверила: ________

                                                                                                                                                    Отметка: ___________

                                                                                                                                        Дата: 07. 03. 18.

Челябинск, 2018

 

Краткий обзор биографии Н.М. Рубцова

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андрияновича и Александры Михайловны Рубцовых. В 1940 г. вместе а семьей Николай Рубцов переехал в Вологду, где их застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 г. В 1942 г. умерла его мать, и мальчик был направлен в детский дом села Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1950 г. окончил 7 классов.

Памяти матери посвящены стихотворения «Аленький цветок», «Детство», а село Никольское с храмом Николая Угодника увековечено в знаменитых строках «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу...».

В 1956—1959 гг. Николай Михайлович проходил действительную армейскую службу на Северном флоте в заполярном городе Североморске, где находилась база флота. В годы службы Николай Рубцов посещал литературное объединение при флотской газете «На страже Заполярья», начал печататься. После демобилизации, с ноября 1959 г. Н.М. Рубцов начал работать кочегаром на Кировском заводе, жил в заводском общежитии. Занимался в литобъединении «Нарвская застава». Учился в вечерней школе.

Первые пять стихотворений Н.М. Рубцова в коллективном сборнике стихов «Первая плавка» вышли в 1961 г. Через год 24 января Николай Михайлович выступил с чтением стихов на вечере молодежной поэзии в ленинградском Доме писателей, там он познакомился с Глебом Горбовским и с другими молодыми поэтами. К этому мероприятию поэтом был подготовлен рукописный сборник «Волны и скалы», включавший в себя 37 стихотворений, туда вошли такие, ставшие известными в будущем стихи, как «Видения на холме», «Березы» и «Добрый Филя». Позднее данный рукописный сборник был представлен Н.М. Рубцовым на творческий конкурс в Литературный институт в Москве, куда он впоследствии и поступил.

1963 г. стал временем вхождения в литературу, тогда появился первый вариант стихотворения «В горнице». В течение года он написал «Я буду скакать по холмам...» и другие стихотворения, ставшие рубцовской классикой. Период с 1966 по 1967 г. Николай Рубцов провел в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Хабаровск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Он принимал участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, домах культуры, библиотеках.

К лету 1967 г. вышла книга «Звезда полей». Это стало звездным часом поэта. Через год в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду полей», по ней Николай Рубцов защитил диплом в Литературном институте и 19 апреля был принят в Союз писателей. В 1969 г. вышла третья книга Николая Михайловича «Душа хранит». Закончились годы скитаний, бытовой неустроенности: Николай Рубцов получил скромную, но все-таки отдельную однокомнатную квартиру. Казалось, что налаживается и личная жизнь поэта...

Мечтал о море. Служил на флоте, но работал простым рабочим. У него была интересная особенность: Рубцов разговаривал с фотографиями писателей. Стал печататься, едва исполнилось 20 лет. На его стихи написано много песен. При жизни поэта вышло несколько сборников его стихов. Предсказал свою смерть («умру в крещенские морозы»)

В следующем году благодаря хлопотам Егора Исаева вышла в свет четвертая книга Н.М. Рубцова «Сосен шум». К этому времени относятся стихотворения «Судьба», «Ферапонтово», «Я умру в крещенские морозы...».

Николай Михайлович Рубцов погиб в ночь на 19 января 1971 г., в крещенские морозы. После смерти были опубликованы сборники «Последний пароход» (1973), «Избранная лирика» (1974), «Стихотворения» (1977).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""

Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....