Методическая разработка урока по литературному чтению "А. Куприн "Слон"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Урок разработан с использованием технологии критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока                   Учитель: Тихомирова Ю.В.    МОУ СОШ №83

Учебный предмет: литературное чтение.

Технология: Технология критического мышления.

Класс: 4 «А»  класс.

Автор УМК: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение. В океане света».

Тема урока

А.Куприн «Слон». Ознакомительное чтение.  Словарная работа. Подбор ключевых слов.   

Цель урока

 Проведение литературоведческого и психолого-педагогического анализа текста.

Задачи

1. Развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  учащихся  к описанным событиям;

2. Раскрыть композиционно-языковые особенности текста;

3. Развивать чувственную сферу личности через суждение о прочитанном на основе авторской позиции  и представлений  младших школьников;

4. Приобщать детей к  восприятию решения  непростых  житейских  проблем, учить понимать замысел и творчество  взрослого автора.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся  

- научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действий;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Основная мысль произведения.

Межпредметные связи

Окружающий мир, музыка.

Ресурсы

1. Учебник, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение. В океане света».

2 .Презентация к уроку.

3. Карточки самооценки

4.Карточки для работы в парах.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок.  Я хочу пригласить вас в гости, а куда мы отправимся, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:

Познакомьтесь с Великаном
Умывается фонтаном.
Обожает в полдень душ.
Только с виду неуклюж.
Детвору водой окатит,
А воды надолго хватит.  
(Слон)

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Отгадывают загадку.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1.Работа с крылатыми выражениями.

Учитель: Ребята, а кто знает, что означает когда мы говорим:

( Слайд 1)

Делать из мухи слона - придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

2.Предварительная  беседа.

 Учитель: Давайте рассмотрим иллюстрацию слона. Что вы можете сказать о нем?

( Слайд 2)

* Какой он? (Слоны - это крупные животные)

-

* Каков их рост? (Рост их достигает 4 м, вес - 7 тонн.)

* Чем питаются слоны?

( Питаются слоны травами, листьями, плодами)

*Где живут? ( Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.)

- Об этих животных и их особенностях нам расскажет …

*А для чего слонам хобот?

( Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку).

Оказывается слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

- Как вы думаете, а зачем их занесли в Красную книгу? (Слон считается вымирающим редким видом животных)

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о слонах.

Восприятие информации

Открытие новых знаний

Стадия вызова

Целеполагание.

Планирование.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. 

- Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

- Сегодня  на уроке мы постараемся понять внутренний мир человека, его чувства и переживания, его мечты и надежды, мир его воображения. Все наши наблюдения мы будем заносить в нашу карту по ходу работы.

Читая произведение мы постараемся ответить на очень важный вопрос:

- В какие чудеса надо верить людям?

- Что для человека самое главное в жизни?

Заранее подготовленный ученик рассказывает о Куприне.

Воспринимают информацию.

Прогнозируют результат работы на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

Выражение своих чувств, мыслей.

1 этап. Работа с текстом до чтения

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1. Словарная работа

учитель: Во время чтения вам будут встречаться непонятные слова. Давайте их объясним:

- Гостиная - комната для приема гостей.

- Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

- Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

- Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

- Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.

- Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

- Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

- Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

На карточках соединяют слово с его значением.

Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.

Оценка  деятельности одноклассников по критериям..

2 этап. Знакомство с текстом произведения

3. Размышления

3. Словесный портрет мечты.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные:

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

1.- Посмотрите на иллюстрацию перед текстом.

- Как вы думаете, о чём он?

 - А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.

- Слушаем внимательно я читаю, следите по тексту учебника и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. ( Читаю сама 1 часть).

1 часть.

-Давно ли болеет девочка?

-Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?

- Какое настроение у мамы? Откуда мы это видим?

-Запишем это в нашу карту.

-С какой проблемой столкнулись доктора?

-Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово А П А Т И Я (на доске). Дети пишут 2–3 предложения.

Апатия (толковый словарь Ожегова) – состояние полного безразличия, равнодушия.

– Подтвердите точный диагноз доктора из рассказа

-Как вы думаете, почему доктор громко говорит о том, что девочку нужно развлечь?

-Что же мы узнаём о девочке из первой части?

-Запишем в карту.

-Как вы думаете, что же произойдёт дальше?

-С чего начинается 2 часть?

-Прочитаем по ролям.

-Дочитать часть.

-Что чувствует мама?

-Запишем в карту.

-А что чувствует Надя? Как её состояние описывает автор?

-Запишем в таблицу.

-Можно ли назвать Надю капризной? Найдите тому подтверждение в тексте, что с ней на самом деле что-то не в порядке.

-Как автор рисует внутреннее состояние отца?

-Запишем в таблицу.

- А сейчас я предлагаю вам послушать фрагмент прелюдии Шопена. (Звучит аудиозапись).

- Созвучно ли это музыкальное произведение с рассказом Куприна. Докажите. Чьё настроение может оно передавать?

- С какой семьёй вы познакомились?

-На что обратили внимание?

3 часть.

-Читаем 3 часть.

-Что же приснилось однажды Наде?

-Давайте и мы ей поможем. Подарим её слона. У вас на партах лежит разрезанная картинка. Соберите её.

-Работа в парах.

- Сможет ли наш слон вылечить девочку? Почему?

-А поняли ли папа с мамой её просьбу?

-Почему так подробно описана игрушка?

-Живой и совсем как живой.

– Почему игрушечный слон не устраивает Надю? 

-Почему Наде приснился именно слон? О какой несбывшемся обещании она вспомнила?

-Почему невозможно сейчас свозить Надю в зверинец?

– Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? 

-Нарисуйте мечту больной девочки. (с. 211).

-Найдите цитаты в тексте.

Цитаты:

– “настоящий, живой…”
– “маленького, но живого…”
– “хоть слоненышка…”
– “мне бы слоника, настоящего…”

("Живой", однокоренное слово – "жизнь".)

Синквейн «Семья».

Принятие учебной задачи.

Выбор капитана, секретаря и спикера группы.

- С диалога мамы и девочки?

- большие, усталые, заплаканные глаза.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы, заполняют таблицу.

Формулируют вывод.

Переживает, заботится, волнуется за дочь

-Не отвечает, смотрит в потолок, неподвижные невесёлые глаза, ничего не болит, нет жару, ей всё равно, ничего не нужно, тихая, печальная.

-Сон девочки.

-Быстро ходит, курит, поглаживает Надины ноги, насвистывает, плечи трясутся, прикладывает платок к глазам, бегает из угла в угол.

-Любящей, заботливой переживающей за своего ребёнка,.

-Слон.

Выполняют практическую работу.

- Как живой, но нет души.

Папа, мама только переживает, но ничего не делает.

Работают с текстом.

Итог урока. Рефлексия.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

- Итак, наш урок подходит к концу.

Удастся ли папе выполнить просьбу Нади, мы узнаем на следующих уроках. А пока попробуем составить характеристику нашего сегодняшнего урока в виде синквейна.

1.Урок.

2.2 прилагательных.(какой он для вас был).

3.3 глагола (что мы делали на уроке)

4 Фраза.

5 Синоним нашего урока.

* Сегодня на уроке я узнал …..

* Мне показалось интересным ….

* Меня удивило…..

 Я вижу, что работали вы сегодня старательно. Я довольна вами, так хочется, чтобы вы были добрыми, внимательными.

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои знания.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся)

1. Прочитать 4 и 5 части.

2.Подготовить свои вопросы по тексту. 3. Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту.

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Приложение 1.

Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет - наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага - захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.

Оказывается слоны совсем не медлительные, как принято считать. Они могут бежать со скоростью 30-40 км/ч. Слоны запоминают около 30 команд и усердно выполняют их, стараясь заслужить одобрения погонщика. Индийские слоны занесены в Красную книгу.

Приложение 2.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

А.И. Куприн «Слон»

Мама

Надя

Папа

Слон

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

А.И. Куприн «Слон»

Мама

Надя

Папа

Слон

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

методическая разработка урока по литературному чтению "Лето волшебное и разное"

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Лето волшебное и разное" в технологии деятельностного метода.Автор учебника Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева.Учитель: Смирнова...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...