Открытый урок
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Жирова Наталья Анатольевна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

с применением технологии здоровьесбережения

по теме "К. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»"

.

           Цели урока:  1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного  чтения.        2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

 Задачи урока:

  • продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского;
  • развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали;
  • развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся
  • развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев
  • развивать умение анализировать прочитанное.
  • воспитывать любовь к музыке,
  • воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Подход к обучению: деятельностный.                                                                                                Формы работы: диалог, групповая.                                                                                                         Тип урока: комбинированный.                                                                                              Оборудование:   1.  Мультимедийная презентация.

                                                      2.  Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.

                                                           Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.

 Ход урока:

1.Организационный моментЗвучит музыка Грига.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на предметы, которые я принесла.( показывает корзину с еловыми шишками)

- Предположите, о чём сегодня пойдет речь на уроке?

- Да, сегодня мы разговариваем о произведении Константина Паустовского « Корзина с еловыми шишками"

-  Сегодня у нас необычный урок чтения. Мы будем не только читать художественное литературное произведение, но и будем учиться слушать и понимать  музыку.

- Посмотрите на экран.          ( На экране слова: “Волшебник и великий музыкант”)

- О ком сказаны эти слова? (Об Э.Григе.)

- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

                        Дети: Мы прочитали  рассказ  К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и, наверное,  узнаем что- то новое о композиторе.

2. Работа творческих групп  с презентацией.

 Учитель: Мы завершаем чтение рассказа К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками” и  прикоснёмся к искусству, которое делает нашу жизнь красивее, добрее, лучше. Тема нашего урока “Волшебник и великий музыкант”

- Кто так назвал композитора? (Дагни Педерсен)              Слайд  с портретом                                                                                                 

-  Мы читаем произведение о реальном человеке, и, конечно, нам интересно знать, каким он был?  - Что должен знать писатель прежде, чем сочинить рассказ о великом человеке?

  •   Биографию  (время, место, где жил композитор, с кем общался.)
  • Черты характера (каким был человек: открытым, общительным или углубленным в себя, замкнутым)
  • Что волновало его, круг его интересов.
  • Знать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства и настроения.

 а)     О фактах биографии нам расскажут ребята-биографы.

Что мы знаем об Э.Григе? Где он родился?   (В Норвегии, в г. Бергене)

Талант Эдварда Грига проявился рано, с 6 лет начались занятия музыкой. Первой учительницей была его мать,  прекрасная пианистка. Мальчик не мечтал быть профессиональным музыкантом. Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды к отцу Грига приехал его друг, знаменитый Уле Булль –скрипач и композитор. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, скрипач немедленно усадил   Эдварда за рояль. Результат прослушивания оказался совершенно неожиданным и для мальчика, и для его родителей. Когда Эдвард закончил играть, Уле Булль подошел к нему, ласково потрепал по щеке и сказал: «Ты должен ехать в Лейпциг и стать музыкантом.»

С этого случая и началась профессиональная жизнь норвежского композитора.

В последние годы жизни Григ стал уже знаменитым музыкантом, который прославил своим искусством, до того мало кому известную страну, Норвегию.

Его произведения исполняют и любят. Он много концертирует, как композитор, дирижер и пианист. Но в тёплое время года он живет в Норвегии, в собственной вилле, расположенной в живописной местности, недалеко от города Бергена.        Слайд виллы Грига.

Сам композитор называет это место Тролльхауген, что означает “холм троллей”. Ему нравится сказочное название, и он, в шутку или всерьез, считал, что соседствует с троллями.

Отдельно от виллы был построен рабочий домик, специально для сочинения музыки. Здесь в тишине и уединении в окружении природы рождались замыслы произведений Грига.

Учитель: Обратимся к тексту.

- Где встретились Григ и Дагни? (Григ и Дагни встретились в лесу)  Прочитайте.

- Случаен ли выбор места встречи?

- Действительно ли композитор любил прогулки на природе?

б)  Подтвердите ответ фактами биографии. 

В свободное время Григ отправлялся с друзьями в горы. Они любовались красотами природы, иногда заходили в деревни, чтобы послушать народные песни, посмотреть танцы норвежских крестьян.

В последние годы жизни Григ с удовольствием бродил по окрестностям один. Такую прогулку, наверно, и описывает Паустовский.

в)  - Как в рассказе писатель подметил любовь композитора к природе?     (много описания природы)

- Найдите фрагменты, где выразительно описывается природа?                                                                       Дети: выразительно описывается природа осенью в горах,зимой в Бергене (три абзаца с.5, с.8)

Учитель: Пожалуйста, группа ребят-экологов подтвердите ответ на вопрос: «Действительно ли композитор любил прогулки на природе?»  и расскажите, какой прием помогает писателю так выразительно описать осень в горных лесах.

Дети: выразительно описать осень в горных лесах писателю помогает приём  сравнения.  Мох - зеленые пряди, веселое эхо - птица пересмешник.   И  метафора. Осенний наряд

Учитель: Обратимся ко второй части.

- Какой прием использовал автор, описывая зиму в Бергене?    

Дети: Олицетворение. Туман закутал; пароходы дремали, посапывая; пошел снег.

г) Учитель: - Когда Паустовский описывает природу, кто из главных героев обязательно присутствует? Композитор.

Учитель: Во время прогулки Григ - известный всему миру композитор, обласканный вниманием публики, знаменитый человек -  с удовольствием беседует с дочкой лесника.

- Какие черты характера Грига раскрываются? Об этом расскажут ребята-психологи.

Он прост в общении – беседует с простой дочерью лесника, не высокомерен, он добрый – “ глаза у Грига смеялись”, внимательный - “А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь”.

Почему композитор решил сделать  девочке подарок?  Она ему понравилась, и у них было что-то общее - любовь к природе.

Почему в рассказе Григ с такой любовью и вниманием относится к девочке? Свяжите это с фактами биографии.

Дочь композитора прожила один год. Она была белокурая и зеленоглазая, как Дагни из рассказа Паустовского. Больше детей у Григов не было.

Всю жизнь вспоминал композитор эту утрату… Любовь к дочке, он перенес на своих друзей-ребятишек.

Из воспоминаний о композиторе нам известно, что он, будучи уже взрослым человеком, душой был близок детям. Как и дети, он любил сказки и легенды о таинственных лесных духах, о гномах, троллях, эльфах и часто рассказывал их своим маленьким друзьям-ребятишкам.

Знаете, у творческих людей сильно развито воображение.

3. Прежде, чем обратиться к тексту сделаем паузу.

         Физкультминутка.

Под весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх. Руки вниз.
Вверх. И снова наклонись.
Вправо, влево головою
Руки вверх. Перед собою.
Топни правою ногой.
Вправо шаг. На месте стой.
Топни левою ногой.
Влево шаг. И снова стой.
Повернитесь вы друг к другу
Правую дай руку другу.

д)   - Знаете, у творческих людей сильно развито воображение.

  - В каком эпизоде рассказа присутствуют не только правдивые герои, но и сказочные?

                                                                                                       Сочинение музыки в Бергене. - Что происходит в рассказе  с теми, кто слушает музыку?

Зачитать до ******

Вывод: Музыка Грига производит волшебное впечатление. Люди отвлекаются от своих забот, становятся лучше, мягче, мечтают о будущем.

- Автор соединяет воедино людей, животных и сказочных персонажей, показывая неразделимость этих слушателей в восприятии прекрасного.  

      Какие художественные средства использует писатель и для чего?

Чтобы интереснее звучал рассказ, передать чувства писатель использовал художественные средства (Олицетворение- это когда свойствам неживого приписываются свойства живого. Эпитеты. Метафоры)

Матросы, прачка  – реальные герои.   Вместе с тем, кузнечик, синицы становятся заинтересованными слушателями. Происходят сказочные события: снег останавливался, Золушка замирает.

   4. Прослушивание музыки.   Песня Сольвейг (4 мин.44 сек.)     -  Какие чувства испытывали вы, слушая музыку?

5. А теперь определите по названию о ком будет идти речь? ”, пьеса “В пещере Горного Короля»

  Прослушивание музыки

Ребята-меломаны и художники  расскажут о тех музыкальных произведениях, которые мы услышали с вами на уроке.

Мы слушали “Песню Сольвейг”, пьесу “В пещере Горного Короля”, в которой изображены сказочные события, гномы и тролли.  Это сказочные существа, живущие в горах и охраняющие свои богатства в подземных пещерах.

Сказания о гномах и троллях широко распространены в легендах и сказках жителей Норвегии.

Мир музыки Э.Грига велик и разнообразен. Но многие произведения композитора, в том числе и пьесы, которые мы слушали  из сюиты “Пер Гюнт”, посвящены его родной стране Норвегии, её природе, людям.

.

У.Вам нравится музыка Грига? Почему?

Разве не права Дагни Педерсен, когда называет Грига волшебником и великим музыкантом?

Учитель: Да, Э.Григ – прекрасный музыкант, способный тронуть сердца своей музыкой.

Обратимся к третьей части.

- В какой необычной обстановке проходил концерт? (в парке, под открытым небом, в белые ночи)

Белые ночи. В различных странах в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят легкие сумерки, так как солнце ненадолго прячется за горизонтом. А.С.Пушкин так красиво сказал о белых ночах:

“ …И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса…”

 В нашей стране белые ночи наблюдаем по всей северной территории, некоторые города средней полосы России и в  Санкт-Петербурге.

- А сейчас проведём сеанс релаксации

Что такое релаксация? ( работа со словарём иностранных слов стр.600)

- Попробуем расслабиться и снять напряжение( под музыку « Утра» зачитывается текст)

“Облака”

     Представьте что вы находитесь на лесной полянке.. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако.  Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны, вы чувствуете как просыпается от ночного сна природа, выглядывает утреннее солнышко.  Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

- Это было произведение Эдварда Грига, которое услышала Дагни,

Прослушивание музыкального отрывка.  ( 4 мин.)      -  Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку , какие чувства испытывает человек?

-  А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. Работа с текстом  (с.12 три абзаца)

Обратите внимание на знаки препинания. Какие знаки часто встречаются в тексте? Восклицательные знаки.  -  Какие чувства можно передать благодаря восклицательным знакам? Радость, волнение, счастье.

       -  О чем была музыка? (О её Родине.)      - Какое впечатление произвела музыка на девушку? (Плакала)

   - Почему? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.)

  • Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный?                                                

Итог.

-Что вдохновило Э.Грига на сочинение музыкального произведения?

                                                                                   (Встреча с природой, с чудесной девочкой.)

Назовите тему рассказа? ( создание великого музыкального произведения)

Как вы думаете, какова идея этого рассказа?  Автор рассуждает   для чего живёт человек?  Существует ли связь между природой и человеком? Человек становится счастлив по-настоящему, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира

А Дагни поняла смысл жизни? (да, она говорит об этом  мысленно обращаясь к композитору со словами благодарности)

- Как звучит тема  нашего урока?

- Только ли к композитору Эварду Григу мы можем отнести эти слова? Почему?

К.Г.Паустовский подарил нам литературное произведение о великом норвежском музыканте Э.Григе.

Оба они великие мастера: один словом, другой музыкой побуждают в нас чистые и добрые чувства.

- Наши художники приготовили иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку из произведения.

 Оценки.  Д/з.  1. Письменно в тетради  ответьте на вопрос: Чем должен жить человек?                                                                                          

Самоанализ

урока литературного чтения в 4 классе

с применением технологии здоровьесбережения

по теме "К. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками»"

 Цели урока:  1. Создать условия для совершенствования навыка осмысленного выразительного  чтения.            2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

3. Научить слышать и понимать музыку

 Задачи урока: продолжить знакомить детей с творчеством Паустовского; развивать навыки чтения, обучать приёмам работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся; развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев; развивать умение анализировать прочитанное; воспитывать любовь к музыке; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Подход к обучению: деятельностный.                                                                                                                                         Тип урока: комбинированный.  

Структура учебной деятельности на уроке:

Учебное целеполагание

Планирование способов достижения учебной цели

Учебные действия

Контроль и коррекция способа достижения учебной цели

Оценка результата достижения учебной цели

Нетрадиционная форма учебного занятия- комбинированный урок- способствовала длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала учащимися.                                                                                                                  На данном уроке мною использован репродуктивный (в его основе учитывается степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний), объяснительно- иллюстративный метод обучения.

С целью реализации личностно ориентированного развивающего подхода я использовала методы мотивации и стимулирования деятельности учеников: эмоциональный метод (стимулирующее оценивание), познавательный метод (опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, развивающая кооперация). Так, за неделю до урока я предложила детям найти информацию о композиторе Э. Григе -  биографию, черты характера , круг его интересов, узнать музыку композитора, через которую он выражал свои чувства. Затем, учитывая интересы учащихся, разделила их на группы для проведения урока.

На уроке дети учились слушать и слышать других, аргументировать своё мнение.

Мною использована мультимедийная презентация и записи сюит  Э. Грига  «Утро» , «В пещере горного короля» «Песня Сольвейг», Симфонический концерт №1, часть1.

Применение технологии  деятельностного подхода  было ориентировано на:

- неформальное признание ученика субъектом собственного образования;

- отказ от авторитарной позиции учителя в обучении;

- готовность к скрытому руководству деятельностью учащихся;

- толерантность, готовность к принятию различных точек зрения субъектов образования;

Итог урока проводился на основе  модели, которая была разработана  при активном участии учащихся. Урок проходил в форме учебного диалога. В ходе урока я использовала разнообразные формы и методы, повышающие степень активности учащихся. В конце урока эта модель была успешно прокомментирована учащимися, что позволяет говорить об усвоении содержания урока. Репродуктивная и проблемная формы обучения эффективно сочетались, адекватно цели урока. В ходе урока мною формировалась контрольно- оценочная деятельность обучающихся. В течение всего урока я систематически обучала детей осуществлять рефлексивное действие, принимала и поощряла выражаемую учениками собственную позицию, учила корректному общению, осуществляла личностное воздействие «учитель- ученик». Используя музыку, мною была создана атмосфера психологического комфорта на всех этапах урока.

Показателями эффективности  урока, проведённого вместе с учениками, считаю:

- достижение его целей (см.цели),

- решение поставленных задач (см.задачи),

 -  достижение всех планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных.                           На уроке были сформированы универсальные учебные действия: личностные (смыслообразование), познавательные (выстраивают логические цепочки, действуют по алгоритму), коммуникативные (умеют работать в группах), регулятивные (учащиеся осуществляли прогнозирование, контроль и коррекцию выполняемых действий).