Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м’]
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Скрыльникова Елена Станиславовна

Урок обучения грамоте. УМК "Школа России". На уроке дети знакомятся с новой буквой и звуком, учатся отличать их от других букв  и звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bukva_m._novyy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №183

с углубленным изучением английского языка

Центрального района Санкт- Петербурга

Конспект урока обучению грамоте

в 1 классе:

Буквы М, м, обозначающие согласные звуки [м], [м’]

                                                                                                                                      подготовила

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                             Скрыльникова Елена Станиславовна

Санкт-Петербург

2018

Тип урока: Знакомство с новым материалом

Цель урока: Ознакомление с новыми согласными звуками и буквами, обучение находить отличия от других звуков и букв.

Задачи урока:

Обучающие: научить выделять звуки из слов, давать характеристику им, познакомить с графическим начертанием буквы, читать слоги и слова, повторять правила правописания имен собственных.

Развивающие: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель задания, планировать выполнение задания, осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения, пользоваться полученными знаниями.

Воспитательные: проявлять интерес к новому содержанию задания, чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к иному мнению.

Ход урока

Этапы

урока

Содержание урока

прогнозируемая

результативность

учащихся

Организационный

момент

Актуализация

опорных знаний

Работа над новым материалом

Знакомство с новыми звуками

Физминутка

Знакомство с новой буквой

Работа в тетради

для печатания

Работа по учебнику

Итог урока

Приветствие. Готовность учащихся к уроку.

- Поленте букв прочитайте изученные буквы (Дети читают)

- На какие две группы можно разделить буквы? ( на гласные и согласные)

- Что обозначают гласные верхнего ряда? (твердость предшествующего согласного звука)

- Какая гласная буква особенная?

(буква е)

- Чем она отличается от других гласных букв?

(буква е обозначает два звука – [й’э])

- В каком случае буква е обозначает два звука?

(в начале слова или после гласного звука)

- Всегда ли она может обозначать два звука? (нет)

- Когда буква е обозначает один звук ? (после согласного)

Поиграем в игру «Полубуковка»

- Какое сей час время года? (осень)

- Какие времена года вы знаете?

(зима, весна, лето)

- Назовите признаки осени, чем это время года отличается от  других времен?

(дни стали короче, улетели птицы, похолодало, идут дожди и т.п.)

- К нам в гости заглянула Осень, которая нижнюю половину букв спрятала.

- Перед вами буквы, вам надо узнать их и дописать нижнюю часть.

а, в, н, о, ы, т, П, и

- Среди этих букв есть лишняя. Найдите её! Обоснуйте свой ответ.

(все буквы строчные, а буква П – заглавная)

- Скажите, пожалуйста, для чего нужны заглавные буквы? (для записи начала предложения и имён собственных)

- Приведите пример.

(Петр, Полина - это имена.  и т.п.)

- Молодцы!

- Ребята, Осень приготовила нам задания, она путешествовала по белу-свету и принесла иллюстрации. Назовите, что изображено на иллюстрациях? (морковь, мухомор, медведь, малина, муравей)

- Чем похожи все эти слова?

(первым звуком)

- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. (тема нашего урока – звуки [м], [м’] и буквы, которые их обозначают).

- Попробуйте сформулировать цель урока, я вам помогу. Будем знакомиться с … (c новыми звуками и буквами). Научиться отличать от…

(от других звуков и букв).

Научиться читать …

( слоги и слова с новой буквой).

(На доске два рисунка с изображением дома и цифры 7)

- Назовите, что изображено на первом рисунке? (дом).

- Произнесём последний звук.

([ м, м, м..])

- Какой это звук? (согласный).

- Почему? (при произношении воздух встречает преграду, в виде губ).

- Определите какой он? Звонкий или глухой? (звонкий, в произношении участвует голос).

- Дайте полную характеристику звука [м]. (согласный, звонкий, твердый).

- Что изображено на втором рисунке?

(семь).

- Назовите последний звук. ([м’] ).

- Чем отличается от звука [м]?

(он мягкий).

- Дайте характеристику звука [м’] .

(согласный, звонкий, мягкий, непарный).

- Ребята, Осень просит вас придумать слова с новыми звуками. Сказать, где находится звук (в начале слова, в  середине или в конце), дать характеристику звуку.

(например: мыло – звук [м] в начале слова, согласный, звонкий, твердый, непарный).

(Между учащимися и учителем идет обратная связь: при правильном ответе дети показывают зеленый сигнал светофора, неправильный ответ – красный сигнал).

Осень придумала для вас слова с новыми звуками. Если в слове вы услышите звуки [м], [м’] , то надо встать и покачать руками над головой, если нет звука, то присесть на корточки.

Погода, мышка, слон, …….

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква эм.

- Называется буква ЭМ.

(на доске показ рисунка буквы М)

- На что похожа буква м ?

(два человека, взявшись за руки, качели…)

Показ печатных букв.

- Почему две буквы М, м?

(одна заглавная, другая строчная).

- Давайте поселим букву в наш домик. В домике какого цвета будет жить буква м? (в домике синего цвета, так как она согласная).

- Взяли тетради раз, открыли два, взяли простой карандаш три.

(Д:Я тетрадочку открою

И как надо положу,

И от Вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Показывают, как правильно держать шариковую ручку.

Показ на доске учителем образца печатной заглавной и строчной буквы Мм. Через клетку дети самостоятельно печатают буквы до конца строки.

- Найдите самую красивую букву и обведите в солнышко.

- А теперь почитаем слоги с этой буквой. Открыли Азбуку на странице 85.

МА МО МУ МИ МЕ МЫ

- Придумайте слова, которые начинаются с этих слогов. (машина, Москва, муха, миска, мел, мыло).

- Осень очень любит разгадывать загадки, ребусы. Вот какое занимательное задание она придумала с буквами. Прочитайте слоги и составьте из них слова.

ВА,СЛО (слова)

ВО,СЛО (слово)

ТРО,МЕ (метро)

КВА,МОС (Москва)

- Какие слова похожи, и чем они отличаются? (слова, слово; слово – это одно, а слова – это много).

Слово «метро», «Москва» - это словарные слова, написание которых мы должны запомнить. Давайте ещё раз прочитаем эти слова хором.

- Дети, кто знает, что обозначает слово Москва?

(Столица нашей Родины, название города).

- Что вы знаете о столице нашей Родины?

Рассказ учителя о столице нашей Родины. Показ иллюстраций с изображением Красной площади, Кремля, Собора Василия Блаженного.

- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.

- С какими новыми буквами мы познакомились на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Оцените свою работу.

Спасибо за работу на уроке. Осени было интересно вместе с нами работать, она благодарит вас и дарит осенние листочки.

эмоциональный

настрой учащихся

сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы

осуществлять решение учебной задачи пол руководством учителя

выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа

характеризовать выделенные звуки

 сравнивать их по твердости-мягкости

приводить примеры слов с новыми звуками

соотносить новые звуки и букву, их обозначающую

определять место новой буквы на «ленте букв»

графически правильно записывать буквы

использовать правила оценивания своей работы

читать слоги-слияния и слова с новой буквой

составлять слова из слогов

строить самостоятельно связанные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом

рефлексия, отвечать на итоговые вопросы урока, оценивать свои достижения

эмоциональное завершение урока

Список литературы

  1. Азбука. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ В.Г. Горецкий и др.  – М.: Просвещение, 2011. – 128 с. – (Школа России).
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте: пособие для учителя/ Г.А. Бакулина. – М.: Владос, 2004. – 239с.
  3. Волина В.В. Учимся играя / В.В. Волина.  – М.,1994.
  4. Жиренко О.Е.  Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс / О.Е. Жиренко,  Л.А. Обухова.  –4-е и зд., испр. и доп. -  М.: Вако, 2013. -  448 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."

Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;;                        - научиться различать звуки и букву;      ...

«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  соз...

«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...