Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Костюнина Татьяна Дмитриевна

Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;;

                        - научиться различать звуки и букву;

                        - научиться читать слоги, слова, предложения, тексты с новыми буквами;

                        -наблюдение за использованием нового звука в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shapoklyak.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №9"

Урок по обучению грамоте

в 1 классе

на тему:

"Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."

575224 - копия.jpg

Подготовила

учитель начальных классов

Т.Д. Костюнина

Ход урока:

I. Организационный момент.

"Здравствуйте!" - ты скажешь человеку.

"Здравствуй!" - улыбнется он в ответ.

И, наверное, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

У. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке, и надеюсь, что сегодня вы будете активными, любознательными и воспитанными детьми.

     В начале давайте вспомним основные правила работы на уроке:

     - работать дружно и активно;

     - уметь слушать друг друга;

     - уважать друг друга;

     - внимательно относиться друг к другу;

     - выслушивать ответы ребят;

     - работать успешно.

II. Актуализация знаний.                                                                      (слайд 1)

У. Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком. Но сначала надо вспомнить, в чем отличие звуков от букв.

Д. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим!

     Мы не можем звук увидеть

     И не можем в руки взять.

     Звук мы можем только слышать,

     А еще его сказать.

У. На какие группы делятся все звуки русского языка?                      (слайд 2)

Д. Звуки делятся на гласные и согласные.

У. В чем отличие гласных звуков от согласных?

Д. При произнесении гласного звука выходящий изо рта воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть.

     Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

                                  Гласные тянутся к песенке звонкой.

                                  Могут заплакать и зарыдать.

                                  В темном лесу звать и аукать,

                                  Но не желают свистеть и ворчать.

                                  А согласные согласны

                                  Шелестеть, шептать, скрипеть,

                                  Даже фыркать и шипеть,

                                  Но не хочется им петь.

У. Молодцы!

III. Введение в тему урока.

У. Ребята, а вы любите мультфильмы, сказки?

Кто из вас смотрел сказку "Крокодил Гена и его друзья"?

Назовите героев из этой сказки.

Д.  Это - Чебурашка, девочка Галя, старуха Шапокляк, крыска Лариска и др.

(слайд 3)

                                                  Я старуха хоть куда.

                                                  И умна, и молода!

                                                  Со мною всюду крыска

                                                  По имени Лариска.

                                                                                    (Шапокляк)              (слайд 4)

У. Вот эта героиня сегодня у нас на уроке. Но вы не пугайтесь её. Безобразничать она не будет. Мы объяснили ей об одном замечательном звуке её имени и может быть она заинтересуется этой работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, кто из вас знает, что обозначает слово "ШАПОКЛЯК?"

Д. Читает хорошо читающий ученик значение этого слова из словаря Ожегова.                                                                                                     (слайд 5)

ШАПОКЛЯК - складная шляпа-цилиндр на пружинах.

У. Вместе с этой героиней приходит на урок и другой герой. Узнайте, кто это?

(слайд 6)

                                           Постучался в нашу дверь

                                           Необычный чудо-зверь.

                                           Он в коричневой рубашке,

                                           Ушки-блюдца нараспашку.

                                                                                  (Чебурашка)              (слайд 7)

Эти герои пришли из сказки Эдуарда Успенского, замечательного детского писателя. Они помогут нам узнать                                                          ( слайд 8)

Цели урока:                                                                                                (слайд 9)

- познакомиться ... (с новой буквой и звуком);

- научиться различать ... (звук и букву);

- научиться читать... (слоги, слова, предложения, тексты с новыми буквами).

У. Итак, какой первый звук мы слышим в имени старуха Шапокляк?

Д. Это звук [ш]

У. В имени какого героя есть этот же звук?

Д. Это - Чебурашка.

У. В какой части слова мы его слышим?

Д. Этот звук слышится в середине слова.

(слайд 10)

IV. Характеристика звука

Гласный или согласный

Звонкий или глухой

Твердый или мягкий

V. Звук                                                                                                      (слайд 11)

лягушка

шарик

мишка

мышка

кошка

шалаш

(слайд 12)

У. Знакомьтесь, на что похожа буква.

Встали три карандаша

На линейку - это "ША"

Эта буква есть в словах: Шапокляк, шары, карандаши.

VI. Работа со слоговыми таблицами.

Правило: ШИ пиши с буквой И.

ША     АШ

ШО     ОШ

ШУ     УШ

ШЕ      ЕШ

ШИ     ИШ

VII. Работа со скороговорками

КУКУШКА КУКУШОНКУ КУПИЛА РУБАШОНКУ.

ТИМОШКА И ТРОШКА КРОШАТ КРОШКИ В ОКРОШКУ.

У САНИ ШАРЫ, А У ШУРЫ САНИ.

VIII. Характеристика звука [ш]

У. Итак, нас ждет старуха Шапокляк.

Вперед.

Произнесите звук [ш] и определите какой он - гласный или согласный?

Д. Этот звук согласный, потому что он не тянется и воздух при произнесении встречает преграду.

У. Верно. А теперь определите, какой он еще, звонкий или глухой?

Д. Глухой.

У. Давайте попробуем выяснить еще один признак этого звука, каким он может быть твердым или мягким?

Д. Этот звук [ш] - твердый.

У. Звук [ш] - согласный, глухой, всегда твердый.

 Учитель выставляет карточку с буквой Ш в ленту звуков и букв.

У. А теперь давайте сделаем фонематический разбор слова Шапокляк

(слайд 13)

Физкультминутка

- КАК МЫ В ШКОЛЕ ЖИВЕМ?

- КАК МЫ В ШКОЛУ ИДЕМ!

- А КАК МЫ В ШКОЛУ БЕЖИМ?

- КАК МЫ В ШКОЛЕ МОЛЧИМ?

- КАК МЫ В ШКОЛЕ СИДИМ?

IX. Работа с учебником (стр.19):

а) Чтение рассказа Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек".

(читает хорошо читающий ученик).

Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.

У. О чем узнали из текста?

б) Повторное чтение по "цепочке".

У. Прочитайте предложение, которое выражает основную мысль текста.

Д. НЕ ТО ДУРНО, ЧТО ДЕД СТАР И СЛАБ, А ТО ДУРНО, ЧТО ВНУК МЛАД И ГЛУП.

в) Пересказ текста.

У. Как вы помогаете своим родителям, бабушке, дедушке?

Х. Работа в парах. "Что для чего"

КАРАНДАШ, ЧТОБЫ   ШИТЬ.

ИГОЛКА, ЧТОБЫ          РИСОВАТЬ.

РУЧКА, ЧТОБЫ             ЧИТАТЬ.

КНИГА, ЧТОБЫ             ПИСАТЬ.

XI.

У. Ребята, Шапокляк всегда ставила героев сказки в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное задание. Надо составить слова из букв:

Ш Л Ш,
Ш П В Н К,
Ш П К Л К,
Б Ш М К.

Д. Шалаш, шиповник, Шапокляк, башмак.

XII. Работа над развитием образного восприятия.

У. Ребята, как вам кажется, почему старуха Шапокляк такая вредная?

Д. У нее нет друзей, она не читает хороших и добрых книг, она никогда не училась в школе, ее никто никогда не жалел.

У. А давайте представим ее смешной и веселой. Для этого попробуем изменить ее внешний вид. Подберите слова со звуком "Ш", обозначающие одежду  обувь.

Д. Шуба, шапочка, шарф, туфли на шпильке, шелковый платочек.

У. Посмотрите, какая забавная у нас получилась Шапокляк. Ей наверное нравится ее новая одежда и она кажется улыбающейся.

Учитель выставляет картинку с изображением старухи Шапокляк, представленную детьми.

XIII. Рефлексия.

- Какие знания приобрели на уроке?

- А над чем ещё надо поработать?

XIV. Итог урока.

У. Ребята, если бы старуха Шапокляк училась в нашем классе, как бы она отвечала бы на вопросы по уроку? Только вопросы буду задавать я, а отвечать на них будете вы.

– С каким звуком мы познакомились на уроке?
– Дайте характеристику этому звуку.

У. Молодцы. Шапокляк ответила бы так же. Я думаю, что в конце урока ей можно преподнести подарок, о котором вы узнаете, отгадав загадку:

Я и красный и зеленый,
Я и голубой и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса.

Д. Это – воздушный шарик.

У. Кто догадался, почему именно этот предмет мы ей сегодня подарим?

Д. Потому, что он начинается на букву "Ш", с которой начинается имя старухи. Потому, что именно его подарили герои сказки, чтобы Шапокляк улетела далеко. Но у нас она стала умнее и ей, наверное, понравилось учиться в школе и она еще захочет побывать у нас на уроках.

У. Вот уроку и конец,
А кто работал – молодец.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы А,а , обозначающие гласный звук а"

Конспект урока с презентацией по обучению грамоте в 1 классе по программе "Перспекива".       В конспекте пременяется релаксационные упражнения, дается характеристика звука, ведётс...

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...