«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д']»
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД:  умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения

 - Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salenek_e.i.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Саленек Екатерина Игоревна

Учитель начальных классов

ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

Технологическая карта

урока обучения грамоте

Тема:  «Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки  [д], [д']»

Тема урока:  «Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки  [д], [д']»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  сознательного, правильного, беглого чтения, умения работать с текстом  (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию фонематического слуха, связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.

-  Регулятивные УУД:  умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать  последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения

 - Коммуникативные УУД:  умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

 Самоопределение к деятельности   (1-2 мин). 

Организационный момент. Психологический настрой

Цель этапа: включение учащихся  в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проверка готовности к уроку.

Мы гуляем по азбуке,

Побываем мы везде.

С удовольствием гуляем,

Много нового узнаем!

- Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2

Актуализация знаний и мотивация  (4-5 мин)

Цель этапа: закрепление знаний о звуках и буквах, подготовка к восприятию нового, обеспечение вовлечённости  в учебную деятельность, развитие логических операций.

Фронтально отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, анализируют, делают выводы, учатся  излагать мысли чётко и ясно.

Дети отвечают: На буквы, которые обозначают один звук, и на буквы, которые могут обозначать 2 звука.

АОУИЫ

ЯЕ

На доске:

А О Я У И Ы Е

-Прочитайте.

-На какие  группы разделите данные буквы.

Когда буквы обозначают 2 звука?

На доске слова:

ЯЗЫК                     САДОВАЯ

ЯНА                                  БЕЛАЯ

ТАНЯ                                КРАСНАЯ

ЯКОРЯ                             ЗЕМЛЯНИКА

-прочитайте слова, в которых буква я обозначает 2 звука;

-Прочитайте слова, в которых буква я обозначает мягкость согласного звука;

-Прочитайте имена собственные;

-Прочитайте слова, характеризующие признак предмета;

-Слова, состоящие из 3 слогов, из 2 слогов;

Познавательные УУД

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать, сравнивать,  

классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД

  1. Формировать умение слушать и понимать других;
  2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
  3. Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

3

4.

5.

Постановка

учебной

проблемы

Цель: прогнозирование темы и цели урока, формирование познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения. наблюдение за звуками, осознание темы урока

Открытие нового знания.

Формулирование учащимися темы и задач урока

Применение нового знания

- Мы познакомимся со звуками [д], [д’],  буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [д], [д’] и букву г  от других звуков и букв.

  -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

- Познакомимся с буквой, которая обозначает эти звуки на письме. Научимся читать с новой буквой слова и предложения.

Буквами.

Реализация принципа деятельности.

Формирование мотивации учения и обучения.

Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.

Психологический комфорт в учебном коллективе.

Единство воспитания и обучения.

Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели)..

 Работа с текстом.

-Для того, чтобы разгадать тайну я предлагаю вам поработать в паре над

следующим заданием.

-Закончите предложения, подобрав подходящий рисунок для каждого предложения.

-Ребята, пока вы работали в дружной семье звуковичков  что-то изменилось? Посмотрите на экран, кто увидел что-то необычное?

-Что вас удивило? ( Один «звуковичок» пустой)

-Какие возникают вопросы? (Какой звук? Какой буквой он обозначен?)

Работа с текстом.

-Для того, чтобы разгадать эту тайну я предлагаю вам поработать в паре над следующим заданием.

-Закончите предложения, подобрав подходящий рисунок для каждого предложения.

Жил был…grandad. У дедушки был красивый…Russkaja_izba-32651. Когда холодно дедушка топит печь…animg    , и из трубы идёт …smoke_rising_from_house_chimney_np00993650. К дому ведёт … 5713_i20.

Около дорожки  растёт красивый …Oak. В дубе … 0_46e58_2c797100_XL . В дупле  живёт … 076 . За дятлом наблюдают …1d187d0b5d180d0b2d0bdd18f-31.

Проверка:

-Прочитайте полученные предложения.

Молодцы! Оцените свою работу вторым цветным лучиком.

  • Это отдельные предложения или текст? Почему?
  • Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
  • Что объединяет эти слова в одну группу?

-Кто же  догадался с чем мы сегодня будем знакомиться?

Какие ставим цели? (изучить новые звуки, научиться печатать новую букву,

научиться читать слова с новой буквой)

-Посмотрите на с.92 букваря и составьте план наших действий

– Где живёт дятел? (На дереве.) слайд

– Что строит дятел? (Дупло, дом)

– На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)

– А сейчас я предлагаю вам поработать в группах и заняться исследованием некоторых фактов.

Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).

– Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в группах. Давайте вспомним их.

Дети хором читают правила работы в группе:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

– На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос

Задание 1-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный? (выбирают звуковичка)

Задание 2-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой? (выбирают шляпку для звуковичка)

Задание 3-ой исследовательской группе

Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.

Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий? (выбирают туфли для звуковичка)

Проверка:

-А теперь я предлагаю вам одеть нашего звуковичка.

Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и «одевают» человечка-звуковичка, доказывая свой выбор.

Какое же  открытие мы сегодня для себя сделали? Расскажите своими словами

-Что сейчас мы с вами делали в группах ?  (Работали со словами)

- Для чего? ,(чтобы доказать, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким.)

-Что нам помогло овладеть этими знаниями? (умение работать со звуками)

Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала.

Формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре, группе

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

6

Физминутка.

- Если в слове есть звуки[ д- твердый] -топаете, , если звук –[ д- мягкий] – хлопаете в ладоши.  

 Дрова,дятел,дождь,дружба,дом,дерево

Цель: снятие физического и умственного напряжения  

Познавательные : планирование своих действий,  

Регулятивные: устанавливание аналогии.

5

Первичное закрепление (7-9 мин)

Цель: развитие навыков чтения, умения выделять звуки и давать характеристику им.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Дети читают (хором, по цепочке, про себя), отвечают на вопросы учителя.

- Куда поселим букву д на нашей ленте букв?

-Почему?

Упражнения в чтении слов, предложений с буквой г.

Работа по учебнику «Моя любимая Азбука», с. 92

• Дружат гласные с согласным, образуют вместе слог.

-Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какое задание можно выполнить с этими слогами?

1 группа

да  до   ду    ди   ды

ад  од  уд    ид   ыд

2 группа

та  то   ту    ти   ты

ат  от   ут    ит   ыт

3 группа: Слоги ДУ, ТУ, УД, УТ -дополни до слова. (чка, дочка, ка)

-Закончите работу. Оцените свою работу пятым цветным лучиком.

Какую работу вы выполняли самостоятельно?

- Расскажите, как вы работали ?

-Справились сами  или  вам  кто-то помог?

- Легкое это было задание или нет? Почему?

- Как оценили свою работу? Почему?

Работа по букварю с.92        

б) Чтение столбиков слов  

-Если слоги встанут рядом, получаются слова.

1-й столбик   Значение каких слов вам не понятно?

Объяснение непонятных слов. 

ДАМА- 1) женщина из интеллигентных, обеспеченных кругов;

2) форма вежливого обращения;

Дума – 1) мысль; размышление;

   2) название некоторых государственных учреждений.

Душа -  1) внутренний мир человека, его сознание.

    2)Также качества духовные человека, внутреннее чувство, совесть и пр.

-Назовите два слова, которые отличаются одной буквой. Подчеркните эту букву.

-В каком слове есть опасное место?

3 столбик.

  • На какие группы разделите эти слова. Почему?
  • Зачитайте слова с корнем дыр- , зачитайте слова с корнем дым-
  • Выделите корень. Как называются такие слова? (однокоренными)

4-й столбик

-Что можете сказать об этих словах? (они однокоренные) -Какой корень? Выделите корень дар-

  • -Прочитайте слова с приставками. Выделите их.
  • Что вы любите делать: дарить подарки или получать их?

5 столбик.

  • Какое слово лишнее? Почему? Составьте звуковую схему этого слова. Сравните с образцом. Оцените свою работу шестым цветным лучиком.
  • А чем похожи все слова этого столбика? (слова употреблены во мн. числе)

в) Чтение текста по цепочке Чтение текста. Наблюдение над предлогами..

По ходу чтения подчеркивание пробела между предлогами и словами.

-Озаглавьте текст.

-Почему дед сидит? Кого он ждет? (Слово учителя  про  заботу о пожилых людях)

А теперь я предлагаю вам побыть в роли конструкторов предложения.

3 группа

Собирает 1,2,3 предложения.

2 группа собирает 4,5 предложения.

1 группа собирает 6,7 предложения.

Проверка: чтение полученных предложений. Оцените свою работу седьмым цветным лучиком.

Вопросы к ученикам, озвучившим рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что вам  нужно было сделать?

- Удалось ли вам составить предложения  или были недочеты?

Вы составили  все сами  или с помощью товарищей?

- Что мы учились с тобой сейчас делать?  (Сейчас мы вместе с … учились оценивать свою работу).

-Молодец! Вы не только правильно составили рассказ, но и объективно оценили свою работу.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных

УУД.

Работа с интерактивным плакатом.

Работа с учебником.

Познавательные УУД

Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону в классе (4-5 мин)

Цель: формирование способности выбрать учебный материал для решения поставленной задачи

1)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

2) Самопроверка. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля.

1) Работа на индивидуальных  карточках по уровням

- Выберите себе задание        

1 группа.  Найди и подчеркни слова с буквой д в рассказе "Весна"

2 группа

Найди и прочитай предложение, в котором говорится, куда сбегает вода весной?

2) Самопроверка.

 – Поднимите руку, у  кого так же

Дифференциация заданий.

Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Умение работать в парах,

договариваться. Умение учитывать позицию партнёра

7

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

  Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы  на уроке.

 Проверьте себя.

Дети с помощью слов – подсказок подводят итог урока

-Мне удалось...

-Я могу похвалить...

-Я недостаточно...

-Я старался...

Оценивают работу, высказывают своё мнение

- Наш урок подходит к концу.

- С какими звуками и буквами познакомились?

-Что узнали о букве д?

-За что можете себя похвалить?

-Над чем ещё надо поработать?

-Достигли ли цели?

- Спасибо за урок! Урок окончен!

Регулятивные УУД:

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.

Личностные УУД

Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки [х], [х”]. Чтение предложений с изученными буквами

Цель урока: закрепить знания о букве Х, давать характеристику звукам, производить звуко- буквенный анализ слов, развивать фонематический слух, связную речь, развивать плавное выразительное чтение. Вос...

Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."

Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;;                        - научиться различать звуки и букву;      ...

«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...