В гостях у И. А. Крылова
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Филиппова Елена Юрьевна

Конспект урока по литературному чтению для 4-х классов, посвящённый творчеству И. А. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylov_i.a.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Литературная гостиная:

 

«В гостях у И. А. Крылова»

                                4 класс.

    Литературная гостиная: «В гостях у И. А. Крылова».

                                           4 класс.

 

Цели и задачи урока:  1. Расширить знания учащихся о биографии и    

                                 творчестве И.А.Крылова.

                             2. Обобщить и систематизировать знания

                                 учащихся по изученной теме.

  1. Развивать связную устную речь учащихся,

     пополнять их словарный запас.

  1. Развивать творческие индивидуальные

     способности учащихся через игру, викторину,

     инсценировку.

  1. Развивать у учащихся эмоционально-

                                  эстетическое восприятие произведений.

  1. Умение использовать пословицы для

     определения морали, нравоучительной

     мудрости крыловской басни.

Оборудование:             1. Портрет Крылова.

                                       2. Иллюстрации к басням.

                              3. Рисунки детей.

                              4. Поделки детей (герой басен, слепленные

                                  из пластилина).

                              5. Карточки для викторин.

                              6. Карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей урока.
  3. Эпиграф урока:                             «Басни Крылова – книга

                                                              мудрости самого народа».                                                                      

                                                                                     Н.В. Гоголь

                                                               

  1.  Вступительное слово учителя.

Учитель:             - Кому будет посвящён наш урок?

  - Сегодня наш урок посвящён творчеству

                    великого баснописца И.А.Крылова, и нам

                    предоставляется возможность вспомнить басни,

                    с которыми мы знакомились на уроках чтения, и

                    ещё раз переосмыслить их значение и

                    поучительность.  

    Дома вы выполняли разные задания: рисовали рисунки, подбирали пословицы, инсценировали басни… А сегодня мы подведём итог нашей работе.

   - Что интересного вы узнали о Крылове?

     В феврале 2014 г. весь мир будет отмечать

                    245 лет со дня рождения И.А.Крылова. И хотя

                    прошло уже столько времени дедушка Крылов

                    занимает своё почётное место и снова рассказывает

                    школьникам свои бессмертные басни.

  1.  Что же мы знаем о Крылове?

I ученик:              Родился будущий знаменитый писатель

                 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера,

                  который до капитанского чина дослужился из

                  рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов

                  не смог получить в детстве хорошего образования,

                  грамоте он выучился в семье.  А позже, семья

                  Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему

                  учиться « из милости».У детей богатого помещика

                  Львова были домашние учителя, которые их

                  обучали разным наукам (русскому и французскому

                  языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили

                  заниматься вместе с детьми Львовых.

                              Когда Ивану Крылову было десять лет, умер

                  его отец. После него ничего не осталось – ни денег,

                  ни других ценностей, только сундучок с книгами.

                  Семья Крыловых и раньше была небогата, теперь

                  лишилась последних средств к существованию.

                  Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить

                   на работу в тверской губернский  суд –

                   канцеляристом.

II уч.                     Что же он делал? Переписывал бумаги

                 (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин

                  в то время ещё не было), разносил пакеты

                  с документами, чинил гусиные перья, которые в то

                  время использовали для письма. Да ещё потихоньку

                  читал книги, которые остались после отца.

                             Позже, в 1782 году, семья – Крылова

                  с матерью и младшим братом Лёвушкой –

                  перебрались в Петербург. Здесь Иван продолжал

                  служить в канцелярии, но мечтал стать литератором.

                  Он много читал и этим восполнял недостаток

                  образования. Ему удалось выучить французский

                  язык, а позже – итальянский и греческий.

            Басни Крылова  впервые появились в печати   в 1806 году, когда

                  Крылову было уже 37 лет. Они были подписаны

                 «Нави Волырк». Но вы, если прочтёте это имя справа

                  налево (задом наперёд), сразу всё поймёте.

                               

   III уч.                 Популярность басен Крылова была огромна

                  уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и

                  пересказывали друг другу и боевые генералы,

                  и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры

                  Александр I и Николай II ими зачитывались.    

                  Почему? Потому что в этих баснях всем есть

                  уроки: и учёному, и неучёному, и военному,

                  и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят

                  себя  как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях

                  петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем

                  понятно, что под их личиною скрываются люди

                  со своими характерами и делами.  

                            Великого русского баснописца Ивана

                    Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт

                    дедушкой Крыловым. У подножия его памятника

                    в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены

                    персонажи его басен.

Учитель:         Давайте вспомним, что мы знаем о баснях.

Сингапур. методика «Mix».

Учитель:       - Что такое басня? Думаем…

      Кто хочет поделиться своими мыслями?

     - Из каких частей состоит басня?

     - Что такое мораль?

(отвечает первым тот, у кого …волосы длиннее, короче, светлее или кто выше - ниже)

     

Выключить экран!

Учитель:              А теперь давайте вспомним некоторые басни

И.А. Крылова.   Может, где-то вы засмеётесь… А может, обнаружите там себя и  задумаетесь.

Учитель:   Назовите басни Крылова о лисе.

                  Дома вы готовили инсценировку басен.

  1.   Инсценировка басен.

          «Ворона и лисица»

 Учитель:   Какие недостатки людей высмеиваются  в этой

                 басне?

  Дети:        Лесть, глупость, подхалимство.

Учитель:     Какова мораль этой басни?

 Дети:          В мире существует такой порок, как лесть,

                   её нужно опасаться, не допускать до себя льстивых

                  людей. Не нужно быть глупым и доверчивым,

                   понимать, где правда, а где- ложь.

Учитель:     Какой пословицей можно выразить главную мысль

                   басни?

 Дети:          1.  У лести нет чести.

                      2. Держи ухо востро.

                      3. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

                      4. Верь своим очам, а не верь чужим речам.

                      5. На язык медок, а на сердце – ледок.

Учитель:      Чему вас учит эта басня?

 Дети:           Нужно быть честным по отношению к себе и

                    к другим. Говорить только то, что есть на самом

                    деле, не кривить душой.

Учитель:         Назовите басни Крылова об обезьяне:

         «Мартышка и очки».

Учитель:   Какие недостатки высмеиваются в этой басне?

 Дети:        Глупость, высокомерие, незнание предназначения

                   предметов.

Учитель:    Какая пословица перекликается с сюжетом этой

                 басни?

Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

   

  «Зеркало  и обезьяна».

Учитель:   Какие недостатки людей высмеиваются  этой

                 басней?

  Дети:        Неумение видеть свои поступки.

Учитель:     Чему учит эта басня?

  Дети:        Тому, что прежде, чем на других указывать,

                  обсуждать их, лучше с самого себя начать,

                  посмотреть всё ли у тебя в порядке.

Учитель:     Какой пословицей можно выразить мораль басни?

  Дети:          В своём глазу и бревна не увидишь, а в чужом                  

                    соломинку заметишь.

 Учитель:    Назовите басни Крылова о волке.

   

     

   «Волк и ягнёнок».

Учитель:       Подумайте о смысле этой басни… хоть и написана

                    она более 100 лет назад, в наши времена она

                    особенно актуальна?

Учитель:    Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни?

Дети:             1. Благо есть на кого свалить.

                     2. Силён тот, у кого есть разум.

                     3. Сила есть, ума не надо.

Учитель:     Обсудите в группе и докажите, что современному школьнику необходимо читать басни.

Сингапур – работа в парах.

Учитель:  Кто хочет высказать мнение группы?

Итог: человеческие пороки, к сожалению, неискоренимы и сейчас. Басни написаны простым понятным языком, интересны, воздействуют на читателя – и не хочется быть похожими на их героев. Согласны?

Учитель: Мы с вами прочитали много басен Крылова. А сможете ли вы их узнать?

  1.     Литературная викторина по басням И.А. Крылова.

  1.   Кто сказал такие слова и в какой басне?

  •  «Голубушка, как хороша!

        Ну что за шейка, что за глазки!»

                                           (Лисица, «Ворона и лисица»)

  •     «Не оставь меня, кум милый!

          Дай ты мне собраться с силой…»

                                      (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

  •     «Погодите!

           Как музыке идти? Ведь вы не так сидите ».

                                                           (Мартышка, «Квартет»)

  •      «Смотри- ка,  кум милый мой!

            Что это там за рожа?»

                                   (Обезьяна, «Зеркало и Обезьяна»)

  •       «Кумушка, мне странно это:

            Да работала ль ты в лето?»

                                              (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

  •      «Соседка, перестань срамиться, -

           Тебе ль с Слоном возиться?!»

                                             (Шавка, «Слон и Моська»)

     

  1.      Литературная викторина по басням И.А. Крылова.

                            Задания по командам.

    1.    Пять вопросов – пять ответов. Какой ответ соответствует

           вопросу?

«Кумушка, мне странно это:                «До того ль, голубчик было?

  Да работала ль ты в лето?»                  В мягких муравах у нас –                  

                                                                  песни, резвость всякий час,

                                                                  Так что голову вскружило».  

     («Стрекоза и Муравей»)              

«Соседка, перестань срамиться…-        «Не радуйся, мой свет… и не  тебе ль с Слоном возиться?»              надейся по-пустому».

     («Слон и Моська»)

«Соседка, слышала ль                          «Вот то-то и духу придаёт,                  

  ты добрую молву?                              что, я, совсем без драки, могу

- Ведь кошка, говорят,                          попасть в большие забияки».

   попалась в когти льву?»

      («Мышь и Крыса»)

«Как, милый Петушок,                    «А ты, Кукушечка, мой свет,

 Поёшь ты громко,  важно… »        Как тянешь плавно и протяжно:

                                                            Во всём лесу у нас

                                                            такой певицы нет…»

 («Кукушка и петух»)

  «Ну, что ж, Хавронья,                    «Я не приметила богатства

    там ты видела такого?»                   никакого».

                             («Свинья»)  

   2.   Отметьте басни, которые И.А.Крылов не писал. 

  •        «Волк и Ягнёнок»
  •        «Ворона и Лисица»
  •        «Мартышка и зонтик»
  •        «Кукушка и Петух»
  •        «Слон и Шавка»
  •        «Стрекоза и жук»
  •        «Ансамбль»
  •        «Лебедь, черепаха и рак»
  •        «Лиса и апельсины»

   3.   Игра «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

                «Плутовка к берегу на цыпочках подходит,

                 вертит  хвостом, с кукушки глаз не сводит».  

                «Как, милый Кочеток, поёшь ты громко, важно!»

   

                «Однажды лебедь, Рак да Щука везти  с поклажей воз

                 впряглись».

   

                «Ворона гавкнула во всё воронье горло».

   

                «Мартышка к старости слаба ушами стала».   

               «Соседка, перестань срамиться» - ей бабка     говорит». 

 

    4.    В какой басне была такая мораль?

  •       «Вперёд чужой беде

           Не смейся, Голубок!»

                                                     («Чиж и Голубь»)

  •        «Уж сколько раз твердили миру,

             Что лесть гнусна, вредна; но только

              всё не впрок,

             И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

                                                     («Ворона и Лисица»)

  •        «Когда в товарищах согласья нет,

             На лад их дело не пойдёт,

             И выйдет из него не дело, только мука».

                                                     («Лебедь, Щука и Рак»)

  •         «А вы, друзья, как ни садитесь,

              Всё в музыканты не годитесь».

                                                     (Квартет)

  •        «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

            А сапоги тачать пирожник:

            И дело не пойдёт на лад».

                                                      («Щука и Кот»)

  1.      Итог урока.

Учитель:           Какие человеческие слабости и пороки

                         высмеивал автор в своих произведениях?

Дети:                 Жадность, скупость, эгоизм, назойливость, ложь,

                         лицемерие, равнодушие к чужому горю,

                         душевную чёрствость, подхалимство, лень,

                         неблагодарность.

 Учитель:           Чему вас научили басни? Что полезного из них

                          взял каждый для себя?

Дети:                 Быть честными и искренним по отношению к

                        себе и другим людям, быть трудолюбивым,

                        добрым, отзывчивым.    

Учитель:            А мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом

                         с баснями Крылова, перечитывать их,

                         задумываться о себе, поступках других и тогда

                          ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее!

 

                           Спасибо за урок!

Домашнее задание:    Сочинение – рассуждение  «Я говорю спасибо

                                     И.А.Крылову за….»

                 5.    В какой басне:

  •     «К кому – то принесли от мастера ларец…»

                                                                 («Ларчик»)

  •      «Шли два приятеля вечернею порой

            И дельный разговор вели между собой».

                                                    («Прохожие и собаки»)

  •        «Зубастой щуке в мысль пришло

             За кошечье приняться ремесло».

                                                     («Щука и кот»)

  •        «Кошка… попалась в когти льву…»

                                                     («Мышь и Крыса»)

  •        «Голодная кума Лиса залезла в сад…»

                                                     («Лиса и виноград»)

               

 

1.   Кто сказал такие слова и в какой басне?

  •     «Голубушка, как хороша!

     Ну что за шейка, что за глазки!»

Герой: __________________. Басня «_____________________».

  • «Не оставь меня, кум милый!

          Дай ты мне собраться с силой…»

Герой: __________________. Басня «_____________________».

  •     «Погодите!

           Как музыке идти? Ведь вы не так сидите ».

Герой: __________________. Басня «_____________________».

  •      «Соседка, перестань срамиться, -

           Тебе ль с Слоном возиться?!»

Герой: __________________. Басня «_____________________».

2.    Четыре вопроса – четыре ответа. К вопросу из первого столбика найди ответ из второго. Соедини.

«Кумушка, мне странно это:                «До того ль, голубчик было?

  Да работала ль ты в лето?»                  В мягких муравах у нас –                  

                                                                  песни, резвость всякий час,

                                                                  Так что голову вскружило».  

     («Стрекоза и Муравей»)              

«Соседка, перестань срамиться…-        «Не радуйся, мой свет… и не  тебе ль с Слоном возиться?»              надейся по-пустому».

     («Слон и Моська»)

«Соседка, слышала ль                          «Вот то-то и духу придаёт,                  

  ты добрую молву?                              что, я, совсем без драки, могу

- Ведь кошка, говорят,                          попасть в большие забияки».

   попалась в когти льву?»

      («Мышь и Крыса»)

«Как, милый Петушок,                    «А ты, Кукушечка, мой свет,

 Поёшь ты громко,  важно… »        Как тянешь плавно и протяжно:

                                                            Во всём лесу у нас

                                                            такой певицы нет…»

 («Кукушка и петух»)

3.   Отметьте басни, которые И. А. Крылов   не    писал. 

  •        «Волк и Ягнёнок»
  •        «Ворона и Лисица»
  •        «Мартышка и зонтик»
  •        «Кукушка и Петух»
  •        «Стрекоза и жук»
  •        «Ансамбль»
  •        «Лебедь, черепаха и рак»
  •        «Лиса и апельсины»

3.   Игра «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

                «Плутовка к берегу на цыпочках подходит,

                 вертит  хвостом, с кукушки глаз не сводит».  

             

                «Ворона гавкнула во всё воронье горло».

   

                «Мартышка к старости слаба ушами стала».   

               «Соседка, перестань срамиться» - ей бабка  говорит». 

 

  4.    В какой басне была такая мораль?

  •       «Вперёд чужой беде

           Не смейся, Голубок!»

Басня «_______________________________________»

  •        «Когда в товарищах согласья нет,

             На лад их дело не пойдёт,

             И выйдет из него не дело, только мука».

Басня «_______________________________________»

  •         «А вы, друзья, как ни садитесь,

              Всё в музыканты не годитесь».

Басня «_______________________________________»

  •        «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

            А сапоги тачать пирожник:

            И дело не пойдёт на лад».

                                                     

Басня «_______________________________________»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у дедушки Крылова

Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

Открытый урок №1 "В гостях у дедушки Крылова"

Тема:  В гостях у дедушки Крылова  Цели:  •обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;•совершенствовать известные данные, р...

Обобщающий урок-праздник "В гостях у дедушки Крылова".

Урок построен в игровой форме с презентацией. Во время занятия ученики "посетят"  литературный клуб, картинную галерею, клуб весёлых и находчивых, а также театр ученического творчества....

В гостях у дедушки Крылова

Данное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся.Частая смена деятельности позволяет повысить активность учеников.Во время смотра знаний, дети показывают, чему научились ...

Литературная гостиная "В гостях у И.А. Крылова", 4-й класс

  Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века. Его перу принадлежат разнообразные произведения. Он писал ...

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...