Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке". Учитель ГБОУ ШОР №1 г. Москвы Илюшина Л.В.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    В конспекте даётся подробный анализ произведения В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке" с выборочным чтением, раскрывается реальное устройство музыкальной шкатулки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

    в школе для слепых детей

    Тема: В.Ф. Одоевский. Сказка «Городок в табакерке».

    Цель: Продолжить работу над сказкой В.Ф. Одоевского. Показать, как в форме сказки писатель знакомит с реальным устройством музыкальной шкатулки.

    Коррекционные задачи: Продолжить формировать навык выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы. Пополнять словарный запас учащихся, расширять их кругозор. Развивать фантазию, воображение, память, речь, ориентировку в книге и тексте, тактильную чувствительность. Развивать умение мыслить, анализировать содержание произведения и ответы своих одноклассников.

    Оборудование: Музыкальные шкатулки, сборник упражнений по формированию навыков правильного чтения, учебники «Литературное чтение».

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    - Сели все удобно, правильно: руки и ноги на месте. Начинаем наш урок литературного чтения.

    II. Речевая разминка.

    - Открываем сборники упражнений по формированию навыков правильного чтения на странице 20.

    Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

    В зоопарк идти пора.

    Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

    Шура едет на метро.

    Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

    Шура видит кенгуру.

    Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

    В зоопарке есть бобры.

    - Прочитайте «птичьим базаром» (жужжащим чтением).

    - Прочитайте, разделяя на слоги.

    - Прочитайте орфографически, т.е. так, как написано.

    - Прочитайте орфоэпически, т.е. так, как обычно говорим.

    - Прочитайте весёлой скороговоркой.

    III. Актуализация знаний детей. Введение в тему.

    - А сейчас приступаем к теме нашего урока.

    - С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке литературного чтения? / «Городок в табакерке»

    - Кто автор этого произведения? / В.Ф. Одоевский

    - Вокруг какого предмета разворачиваются все события в этом произведении?

    - А что вы знаете о табакерке?

    - А что вы узнали о музыкальной шкатулке из коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях об окружающей действительности?

    IV. Сообщение темы урока.

    - Сегодня на уроке мы продолжим работу над удивительным произведением В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». И под мелодичное звучание наших музыкальных шкатулок отправимся на обсуждение этого произведения, с которым вчера познакомились. Вместе разберёмся во всём: как реально устроена табакерка, что это за произведение – рассказ или сказка.

    - Итак, открываем наши шкатулки и слушаем волшебную музыку. /Прослушивание мелодий шкатулок.

    V. Работа над содержанием сказки.

    1. Беседа с выборочным чтением.

    - Открываем учебники на странице 57 (страница брайлевского учебника).

    - Как вы думаете, произведение «Городок в табакерке» - это рассказ или сказка?

    - С чего начинается сказка? Прочитайте.

    - Скажите, а как выглядела табакерка?

    - Найдите в тексте и прочитайте её описание. /страница 156

    - Это реальное описание или сказочное?

    - А теперь найдите сказочное описание городка. /Миша описывает его, когда находится внутри табакерки. Стр. 162: «Что за улица! Что за городок!..»

    - Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?

    / Стр.  158: «И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…»

    - Как объяснил Миша устройство табакерки? Прочитайте.

    / Стр. 158: «Сам посмотри… да подумай…»

    - Когда же начинается сказка? Найдите этот момент в тексте.

    / В тот момент, когда Миша заснул. Стр. 158: «Между тем музыка играет да играет…»

    - Почему Миша не сразу согласился пойти с мальчиком-колокольчиком?

    - Что же случилось, когда он всё-таки пошёл за мальчиком в город? Найдите и прочитайте.

    / Стр. 159: «Тут Миша заметил, что над ним был свод…»

    - Как объяснил это мальчик-колокольчик?

    - Случалось ли вам рисовать «неудачные картинки»? Как вы теперь будете рисовать?

    - В чём ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? /Он думал, что они все одинаковые.

    - Как это объяснил мальчик-колокольчик? Найдите и прочитайте.

    / Стр. 162: «Ан вот и неправда…»

    - Чему позавидовал Миша? /Что колокольчики ничего не делают.

    - Почему сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста. / Стр. 163: «Динь-динь-динь! – закричали колокольчики…»

    - Бывает ли вам скучно играть в игрушки? Почему такое случается?

    - Чему ещё научился Миша в городе Динь-Динь? / Тому, что не всегда плохо, если за тобой присматривают.

    - А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?

    - Кто объяснил Мише, как получается музыка в табакерке? /Царевна Пружинка

    - Найдите и прочитайте, что он услышал.

    / Стр. 166: «Смотрит, золотой шатёр с жемчужной бахромою…»

    - Поверил ли Миша Царевне Пружинке?

    - Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком? Прочитайте.

    / Стр. 166: «В одно мгновение пружинка с силою развилась…»

    - Чем закончилась история?

    Физкультминутка

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали, ручками похлопали,

    Вправо ниже наклоняйся, влево тоже наклоняйся.

    Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.

    Открываем. Поморгали. И работать начинаем.

    2. Словарно-лексическая работа.

    - Какие приговорки или поговорки есть у каждого жителя городка Динь-Динь? / динь-динь-динь, тук-тук-тук, шуры-муры, зиц-зиц-зиц

    - Почему писатель В.Ф. Одоевский вложил в уста героев именно такие приговорки? / Они повторяют те звуки, которые на самом деле издают пружинка, валик, молоточки, колокольчики.

    - Как называется такой литературный приём, когда повторяются определённые звуки? / звукопись или аллитерация

    - С какими устаревшими словами и выражениями вы встретились в сказке?

    VI. Итог урока.

    - Скажите, пожалуйста, помогла ли вам сказка узнать реальное устройство табакерки?

    - Так в чём же оно заключается, это устройство?

    / Пружинка толкает валик, валик вертится и цепляется своими крючками и шпильками за молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, а колокольчики в результате звенят, таким образом получается музыка.

    - Как вы думаете, почему писатель решил именно в такой форме рассказать об устройстве табакерки?

    - Захотелось ли вам иметь такую музыкальную вещицу?

    - Какие уроки вынес для себя Миша, а вместе с ним и вы из беседы с мальчиком-колокольчиком из путешествия по городу Динь-Динь?

    VII. Домашнее задание.

    - На следующем уроке мы продолжим работу над этой сказкой. Поэтому вы должны ещё раз перечитать сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»,  поделить её на части и каждую часть озаглавить. Завтра будем составлять план для пересказа.

    VIII. Самооценка работы на уроке.

    - А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"

    Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления....

    План - конспект урока по литературному чтению 3 класс, тема "Сказка мудростью богата"

    Тип урока: Урок обобщения.Класс: 3Тема: «Сказка мудростью богата».Цели:   1. Повторить и обобщить пройденный материал по разделу....

    Конспект урока по литературному чтению. Тема: «ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.«Сказка про белого бычка»

    Предмет: литературное чтениеКласс: 1 «г»Тема: «ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.«Сказка про белого бычка»Цель:. создать условия для формирования понятия «докучная сказка»Планируемые результаты: Предметные: ·...

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

    Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...