Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Сабитова Лилия Геннадьевна

Тема:  Э. Шим  «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».Проверь себя.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для

развития умения прогнозировать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока34.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе

Тема:  Э. Шим  «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».Проверь себя.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, для развития умения выделять в тексте особенности, характерные для того или иного животного, для

развития умения прогнозировать текст.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: доска, мел, сюжетные картинки, индивидуальные тексты для чтения, учебник.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий, высказывают предположения, коммуникативные - сравнивают разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

УУД, формирующиеся на данном этапе.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Тем , кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

«Жужжащее» чтение по методике Зайцева.

-Положили перед собой текст для дополнительного чтения.

-Опустили глазки.

-Читаем.

-Стоп! Поставили метку. Отложили текст на край стола.

2.Актуализация знаний.

УУД, формирующиеся на данном этапе

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

-Произведения какого раздела учебника мы читаем?

-Вспомним их: Е.Чарушин «Томкины сны»,  М.Пришвин «Ёжик», 1.Из С. Михалков «Аисты и лягушки».

2. Из Ю. Коваль «Бабочка».

3.Из Е. Чарушин « Томкины сны».

4.Из М. Пришвин «Ёжик».

5.Из М. Пришвин «Норка и Жулька».

6.Из Э. Шим «Глухарь».

7.Из Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».

-Отгадав загадку,вы сможете понять про кого мы сегодня будем читать:

 Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

 Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?Угадали? Это... (птица).

IV.Определение темы и цели урока.

УУД, формирующиеся на данном этапе

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

-Как Вы думаете, о ком пойдет речь в новых произведениях?

Да, правильно.

Какую цель мы ставим сегодня перед собой на уроке литературного чтения?

( Прочитать новые произведения о птицах, узнать интересные факты из жизни птиц.)

-Про кого будем читать?(про птиц)

-Перед тем , как мы познакомимся с первым произведением проведем

-Какие задачи?( узнать новое об авторе; узнать интересные сведения о глухаре; расширять читательский интерес)

3. Слово об авторе.

Эдуард Юрьевич Шим(Шмидт) родился в Ленинграде. Вырос в детском доме. С 16 лет работал,переменив множество занятий. Писал для детей, преимущественно о природе. В произведениях чувствуется любовь к окружающему миру.

4. Целевой вопрос.

-За что люди назвали глухаря глухарём?

5. Чтение учителем.

6. Ответ на целевой вопрос. Работа в тетради

7. Закрепление во внешней речи. Чтение детьми по цепочке. 1.Словарная работа перед чтением.

-Приготовились читать глазками слова, а первый ряд читает вслух, по моей команде, сначала плавно, а затем целым словом.

ГЛУ-ХАРЬ   ГЛУХАРЬ

-1 и 3-ий ряд глазками, а 2-ой ряд вслух.

ПО-СЛУ-ШАЙ-ТЕ   ПОСЛУШАЙТЕ

-1 и 2-ой глазками, а 3-ий внимательно вслух.

ВЫ-РУ-ЧИ-ЛА   ВЫРУЧИЛА

-Ребята, а как Вы понимаете смысл слова: выручила?

-Прочитав слова, можно ли предположить о чем  или о ком будет идти речь в новом тексте?

-А теперь откройте учебник на стр. 59 и прочитайте заглавие текста.

-О чем или о ком, по Вашему мнению, пойдет речь в этом рассказе?

-А кто автор этого рассказа?

Учитель: Да, ребята, Эдуард Шим. Давайте прочитаем и подтвердим или опровергнем наше предположение.

        V.Чтение и анализ произведения.

УУД, формирующиеся на данном этапе

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

        Физминутка.

8. Включение нового знания в систему знаний. Беседа по содержанию. 3.Работа в тетрадях.

1 и 2 задание .

•  Попробуйте сами объяснить, почему некоторых птиц назвали именно так. (Изображения птиц представлены на слайдах.)

• Кукушка. (Из-за звуков, которые она подаёт.)

• Горихвост. (Сама птица чёрно-белая, а хвост - рыжий.)

• Поползень. (Ползает по стволу вверх-вниз, крылья нужны, чтобы перелетать с одного дерева на другое.)

.

9. Анализ произведения.

-За что глухарь поблагодарил сороку?

-Найдите и прочитайте.

-Как понимаете эти слова?

-Какими словами заканчивается сказка?

-Как вы понимаете слова глухаря: была бы спета моя песенка?

10. Рефлексия.

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с произведениями о животных, формирования понятия о жанрах (стихотворение, сказка), для развития умения выражать и формулировать свое отношение к героям произведений.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия, оценивают правильность выполнения действий; познавательные - используют модели для моделирования обложки к произведению Э. Шима «Глухарь», высказывают предположения, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; коммуникативные - сравнивают разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), придумывать истории с героями изученных произведений, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться высказывать суждения о произведениях.

Упражнения для развития выразительности чтения. Вот у тёплой печки кот Песенку свою поёт: «День сегодня за окошком Хмур, хмур, хмур... Подремлю в тепле немножко Мур, мур, мур...»

И. Полянская

  • Прочитайте «птичьим базаром»; с сердитой интонацией; с весёлой; с грустной; теперь быстро; выразительно.

Упражнения для развития сознательного чтения.

  • Какое слово лишнее?
  • Баран, индюк, корова, лошадь.
  • Ёж, белка, жук, медведь.
  • Бегемот, слон, жираф, кошка.

ГЛУХАРЬ – большой лесной петух. Летом, когда созревает черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками. Весной, когда сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать – петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом. В конце песни глухарь глохнет, потому его и называют глухарём.


  • Шумят, галдят птицы, кричат с утра до вечера. Угадайте, кто как голос подаёт.
  • Синь-синь! (Синица.)
  • Чи-чи! (Чиж.)
  • Гра-гра! (Грач.)
  • Ку-ку! (Кукушка.)
  • Тэке-тэке! (Глухарь.)
  • О чём в сказочной форме рассказал вам Э. Шим?
  • VII.Работа над произведением для дополнительного чтения.
  • УУД, формирующиеся на данном этапе
  • Коммуникативные:
  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
  • Познавательные:
  • общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
  • логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
  • УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Игра «Прилетели птицы».

  • Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать.

Прилетели птицы: Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... (Дети хлопают.)

  • Что неправильно, почему? (Мухи - насекомые.)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки Даже совы-сплюшки, Лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

2. Словарная работа

Давайте прочитаем слова, которые у каждого из вас на карточке.

ИЗОГ-НУ-ТЫ-МИ   ИЗОГНУТЫМИ

НЕ-УК-ЛЮ-ЖЕ        НЕУКЛЮЖЕ

ПОД-ШИБ-ЛЕН-НА-Я    ПОДШИБЛЕННАЯ

ДО-КО-ВЫ-ЛЯ-ЛА          ДОКОВЫЛЯЛА

РАС-ПАХ-НУ-ЛА    РАСПАХНУЛА

ВЫ-НЕС-ЛАСЬ       ВЫНЕСЛАСЬ

ПО-ЧУ-ДИ-ЛОСЬ   ПОЧУДИЛОСЬ

3.Чтение и анализ произведения.

Как вы думаете, о какой птице пойдёт речь в этом рассказе? А какая она эта птица?

Давайте прочитаем рассказ и увидим, правильно ли мы предположили?

Чтение рассказа учителем, дети следят.

- Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?

-  Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

Дополнительное чтение. Рассказ Г. Скребицкого «Самые быстрые крылья».

  • Г. Скребицкий был учёным-биологом. Работал в заповедниках. В своих произведениях писатель учит видеть взаимосвязи в природе, наблюдать и делать выводы о законах природы.

Чтение рассказа по абзацам.

  • Что вы узнали о стрижах из этого рассказа?

Выборочное чтение по вопросам 1, 2 учебника.

3. Третья часть урока: «Контрольная работа «Проверь себя».

Работа по учебнику: выполнение заданий рубрики «Проверь себя».

  • Прочитайте вопросы и задания рубрики. Поставьте «+» рядом с теми вопросами и заданиями, на которые вы знаете ответы.
  • Какие произведения вы уже читали сегодня? Какие хотите перечитать? Какие произведения вам особенно понравились? Почему?

Выразительное чтение понравившихся произведений.

  • Какое задание вы не смогли выполнить? (Задание 8, надо взять книгу из библиотеки.)

Работа по индивидуальной таблице.

Повторение произведений о животных. Работа со схемой.

image78

- Приведите примеры произведений о животных разных жанров. Укажите автора и название.

Выполнение контрольной работы в тетради.

  1. Знакомство с работой (учащиеся могут пользоваться учебником и учебной хрестоматией).
  2. Выполнение заданий под руководством учителя: чтение текста задания вслух; обсуждение алгоритма действий (прочитай, подумай, найди решение); самостоятельное выполнение.
  3. Проверка работы: один ученик читает и объясняет, а остальные проверяют, исправляя зеленой ручкой. Если всё правильно, то ставят «+», а если есть ошибки, то исправляют или дописывают.

4) Самооценка: «У меня всё правильно», «У меня ... ошибки» и т. д.

III. Итог урока.

- Какая часть урока, на ваш взгляд, была самой трудной? самой интересной? Что особенно понравилось? запомнилось? Получился праздник?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века"

Конспект урока разработан в системно-деятельностном подходе в соответствии с требованиями ФГОС. 1класс Ефросинина Л.А. Урок из раздела " Онаших друзьях животных" Э.Шим "Глухарь"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...