Урок внеклассного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Любарская (Байбекова) Татьяна Равилевна

Внеклассное чтение . Стихи А.Барто

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barto.docx459.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: внеклассное чтение .  Стихи А.Л. Барто.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Агнии Барто; закрепить понятия «юмор» и «сатира».

Планируемые результаты:

- совершенствовать навык грамотного и выразительного чтения (Р);

- формировать умение работать с поэтическим текстом (Р);

- воспитание нравственных качеств (В)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

-  развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е.формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

- Дети, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Речевая разминка

-Подготовим наш речевой аппарат к работе. Прочитаем строчки из стихотворения медленно:

-Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу.

Ой, досточка качается,

Сейчас я упаду.

-Прочитаем шепотом, чуть громче, громко. Прочитаем медленно, быстрее, быстро.

-Ребята, кто автор этого стихотворения?

На доске слова-перевертыши: САТИРА, ЮМОР.

Почему эти слова я выбрала как ключевые?

Объясните значение каждого слова.

-Агния Барто

- Сатира -  высмеивание кото0то или чего-то

Юмор - увидеть смешную сторону в чем либо.

3.Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворениями Агнии Львовны Барто. - Эпиграфом к нашему уроку будут слова Агнии Львовны Барто: « Улыбнись на счастье!»

- Мы продолжаем искать разгадку тайны сатиры и юмора.

4.Подготовительная работа

- Когда-то давным-давно, еще до войны сочинила А. Барто шутливую песенку «Вежливый вальс»

(сл. 2)

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых людей

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

- Что и говорить хорошо бы иметь лекарство от подобных болезней, проглотил лежебока пилюлю, и его, как магнитом, потянуло к работе, заносчивый хвастун в один день превратился в скромнейшего человека. Но нет таких пилюль. Никто не изобрел. Надо, видимо искать другое средство. А оно оказывается, уже найдено. Но хранится это средство не в аптеке, а дома на столе, в библиотеке на полке, в книжном магазине на прилавке. Это веселая книга, воюющая со злом и грубостью. Именно такие книги писала А.Барто – любимый поэт всех детей.

- Агния Львовна Барто родилась в Москве 17 февраля 1906 года. Здесь училась и выросла. Стихи А.Барто начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии. Самым строгим ценителем ее стихов был ее отец Лев Николаевич Волохов, ветеринарный врач. С помощью серьезных книг, без букваря, отец обучил Агнию азбуке, и она самостоятельно стала читать. Отец требовательно следил за ней, учил, как надо правильно писать стихи. Но Агнию Львовну в то время манило другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила учиться в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Прошло несколько лет, и Агния Львовна поняла, что поэзия для нее важнее. И в 1925 г. ( ей тогда было всего 19 лет) вышла в свет ее первая книжка «Китайчонок Ван Ли и мишка воришка». Стихи очень понравились читателям.

А. Барто часто можно было встретить среди ребят. Она посещала школы, присутствовала на уроках, встречалась со своими читателями в детских библиотеках. Часто приезжая на выступления Агния Барто предлагала: «Уважаемые дети, - я прочту лишь первую строчку, а вы сами продолжайте остальное». Не было случая, чтобы ребята не вспомнили стихотворение.

- А знаете ли вы творчество А. Барто? Назовите:

1) Имя мальчика, у которого добрая душа? (Вовка)

2) Как звали девочку, у которой синенькая юбочка, ленточка в косе? (Любочка)

3) Подруга Тамары, с которой она ходила парой? ( Таня)

4) Стихотворение, которое начинается словами:

Весна, весна на улице

Весенние деньки: (Веревочка)

5) Продолжите:

«Три очка за:» (старичка)

«Ленточка с:» (букетом)

«Мы не заметили жука:» (и рамы зимние закрыли)

«Леша, Лешенька, сделай одолжение:» ( выучи, пожалуйста, таблицу умножения).

- Агния Барто говорила, что к детям надо постоянно присматриваться, нужно знать их интересы, увлечения. Чувствовать, о чем они думают. Есть у Барто одна необычная книга «Переводы с детского». Агния Барто много путешествовала, была в Болгарии, Исландии, Америке и отовсюду привозила стихи «невеликих поэтов» - так она в шутку их называла. «Переводы с детского» - это стихи Агнии Барто, написанные от имени детей, встреченных ею во время этих поездок. Этот сборник оформлен рисунками учеников художественных школ. Всю жизнь посвятила А. Барто детской поэзии и оставила нам много замечательных стихотворений. В рабочем кабинете писательницы на стене в рамке висел небольшой листок бумаги. На нем крупным, четким почерком написано:

Уронили мишку

на пол:

Ю. Гагарин

Этот автограф дал Агнии Барто первый космонавт Земли на встрече с писателями.

-Агния Львовна Барто писала не только стихи. У нее есть несколько сценариев для кинофильмов: «Подкидыш», «Слон и веревочка», «Черный котенок» и др. Многие стихотворение А. Барто стали песнями: «Любитель- рыболов», «Любаша», «Лешенька, Лешенька».

Агния Барто была не только детским писателем. В годы Великой Отечественной Войны она написала много стихов героических. Выступала по радио в Москве, Свердловске, печатала военные стихи и статьи в центральных газетах. В 1942 году побывала на Западном фронте, как корреспондент «Комсомольской правды».

С 1964 по 1973 год негромкий, спокойный голос Агнии Барто можно было услышать на радио. Она вела передачу «Найти человека».ей удалось соеденить 927 семей разлученных войной. Из полученных писем была составлена в 1969 первая книга прозы «Найти человека» -

 А как сейчас называется такая передача, которая помогает найти пропавших людей?

- Давайте просмотрим отрывок о том, как проходили эти радиовещания.

Посмотрите на выставку книг.

5. Работа над стихотворениями А.Барто

- Давайте предположим, какие могут быть по настроению стихотворения А. Барто?

 - На какую тему они?

 Первую группу стихотворении , которые мы с вами прочитаем и разберем, вы узнаете , разгадав ребус

 

Давайте прочитаем и разберем стихотворения по плану.

1. Название стихотворения

2. Тема стихотворения

3. Главная мысль стихотворения

4. Юмористическое или сатирическое

5. Какое настроение вызывает

- Давайте попробуем составить свое стихотворение - пятистишие.

Синквейн

1 срока - существительное ( о чем)

2 строка -  два прилагательных  (описание )

3 строка  - три глагола ( рассказывают о действии темы)

4  строка - предложение из четырех слов ( выражает суть темы)

5 строка - слово (суть темы)

Школа

Большая, светлая

Встречает, учит, воспитывает

Дети приходят за знаниями в школу.

Знания

- О ком в основном пишет Агния Барто?

- Как вы считаете почему?

- Как в своих стихотворениях, она называет детей?

Давайте прочитаем и  проанализируем их .

- Какими здесь показаны дети?

- А какие вы?

- Только ли о детях пишет поэтесса?

- Назовите стихотворения о животных, которые вы читали?

- Легко ли собаки подаются воспитанию?

Что для этого нужно?

_ Можете ли вы себя назвать любознательным учеником?

- В чем это проявляется?

- Есть ли у Агнии Львовны стихотворения , посвященные наблюдениям детей?

_-прочитайте их

- Вспомните себя в детстве. Как часто вы помогали взрослым? В чем это проявлялось?

- А какие дети-помощники в стихотворениях А. Барто?

- Узнаете себя?

- Сравните Таню и мальчика - маляра.

- Какое у Вас было настроение на протяжении всего урока?

- Какую бы картину вы нарисовали? Какую показали бы природу?

- Перечислите стихотворения из цикла о природе.

Попробуем прочитать их под музыку.

- школа.

- Читают выразительно и анализируют стихотворение.

- составляют синквейн

- о детях

- делают предположения

- ласково по имени.

- отвечают на вопросы

- Нет. Она еще пишет о животных.

- сторож, Собака, Рыжик

- нет

- время, терпение, специальная тактика

- Юный натуралист, Лимон

-

- в одних стихотворениях дети помогают взрослым, а в других только делают вид.

- (Сравнивают героев .)

- Гроза, Дождь в лесу

7. Итог урока

-Согласны ли вы что стихи Агнии Барто – это «незаметное воспитание»? Объясните вашу точку зрения.

- Сатира А.Барто острая, но не злая, автор знает, что у ребенка все впереди и он может избавиться от своих слабостей и временных недостатков, знает, что дети способны многое понять и почувствовать, доверяет уму ребенка.

Прошло уже более 100 лет со дня рождения А. Барто и сколько бы лет не прошло, стихи Барто будут читать, и они будут жить рядом с детьми, будут всегда полезны. А стихи ее до сих пор помнят и знают все. Они сохраняют свою актуальность, направлены против всего того, что существует и в современной жизни, с чем и сейчас ведется работа.

-Поэтические сокровища Барто будут принадлежать во все времена и всем поколениям (портрет).

8. Рефлексия

-Ребята, интересно ли вам было на уроке?

-С каким настроением вы уходите с урока? (покажите мимикой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...