Проект "Читающее детство"
проект по чтению (3 класс) на тему

Проект "Читающее детство". Коллективная работа учителей начальных классов. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitayushchee_detstvo.docx44.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение управление образование

 «Прибайкальский район»

Муниципальное образовательное учреждение

«Горячинская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ «Читающее детство».

Составили: Доржиева Т.Б.-О., Истомина Е.А.,

Кейзерова С.В., Максимова Н.А.

2018 г

«Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик читает, в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира ».

В.А. Сухомлинский.

Введение.

Поддержка и развитие детского, подросткового и юношеского чтения сегодня рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике региона и будущего страны.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Сегодня роль чтения детей (как процесса освоения печатной культуры подрастающим поколением) в духовном и экономическом развитии общества ещё не осознана как национальная проблема. Одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры.

Наблюдается ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Опасения о «не чтении детей», мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети, действительно, читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек школьников. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. Меняются также и источники получения печатной продукции, информации в целом и многое другое.

Проблемы в чтении детей и подростков  нарастают и требуют принятия целого комплекса мер:

  • научить детей любить и понимать книгу,
  • формировать читательские умения детей,
  • обогащать внутренний мира ребенка через книгу.

Цель:

Развивать позитивный интерес к чтению и книге у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования:  чтение младших школьников.

Предмет исследования: читательский интерес и его формирование.

Гипотеза: целенаправленное развитие читательского интереса школьника приводит не только к увеличению объема чтения, но и к изменению его характера, а так же способность расширения круга познавательных  интересов учащихся.

Задачи:

  • сформировать у детей правильный навык чтения;
  •  развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника;
  •  учить работать с учебной и детской книгой.

Методология исследования:

- изучение и теоретический анализ литературы связанной с проблемой исследования.

- анкетирование.

- статистика обработки и анализ данных, полученных в ходе исследования.

Научная новизна проекта: выявлены системы средств и методы мотивационного обеспечения читательских интересов.

Практическая значимость: развитие потребности в чтении позволяет превращать учебный процесс в учебно-исследовательский с постоянными элементами развития культуры чтения.

Основные направления реализации проекта.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2018г - май 2020г.

Проект  состоит из трех тематических модулей:

- «Будем читать!» (поддержка книги и чтения в помощь школьной программе.)

-  «Родной край глазами ребенка» (краеведение)

- «Дружим с книгой всей семьей» (семейное чтение)

Реализация проекта предусматривает привлечение к совместной деятельности специалистов, обладающих высокой квалификацией в различных областях: библиотекарь, психолог, работники сельского дома культуры, педагоги, родители.

1 модуль «Будем читать!».

На протяжении нескольких лет был предпринят ряд важных шагов в направлении возрождения и укрепления интереса к чтению. Поскольку ученик не знает требований  к книгам, учитель принимает на себя заботу о формировании первоначального круга чтения.

Развитию мотивации способствует безошибочная организация читательской деятельности, в схеме которой работают на ученика все компоненты: целевые установки, наличие мира книг, выбор нужной книги, четкое выполнение действий читателя, проверка своих читательских ощущений, в том числе и потребности в новом обращении к книге.

Сегодня много говорят о чтении, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Свое участие в этом процессе мы, как учителя, видим в создании благоприятных условий для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. В своё время Дидро справедливо утверждал: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению». От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм одного поколения к другому поколению.

В нашей школе  работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, а также через внеурочную деятельность. Группы продлённого дня, которые существуют в нашей школе, предоставляют широкие возможности для познавательного развития учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению. Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт, выстроили систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности.

  1. Часы общения с книгой.
  2. Конкурсы чтецов.
  3. Библиотечные часы.
  4. Конкурсы сочинений и рисунков.
  5. Клубы по интересам.
  6. Читательское портфолио.
  7. Кросс-букинг (обмен прочитанными книгами, журналами).
  8. Читательская конференция.
  9. Литературный ринг.
  10. Экран прочитанных книг.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя.

Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

2 модуль «Родной край глазами ребенка».

По нашему мнению побудить интерес к чтению может помочь краеведческая работа.

Обращение к архивным документам, материалам краеведческих музеев, периодическим изданиям (носителям информации) - все это не только помогает познать историю родного края, полюбить его природу, но и развить их интерес к чтению книг краеведческой тематики.

Целенаправленная работа по изучению литературного краеведения углубляет представления детей об исторических и культурных связях родных мест с жизнью родного края, раскрывает богатство и разнообразие художественной литературы, а также знакомит с литературными местами родного края (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях).

Общекраеведческие знания учащиеся получают в большей степени, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти  знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой.

  1. Экскурсии (Этнографический музей народов Забайкалья, Музей природы Бурятия).
  2. Литературные встречи  (с приглашением писателей).
  3. Литературно-краеведческие вечера.
  4. Проектная деятельность.
  5. Создание музея в своей школе.
  6. Исследовательские конференции.

Собирая и изучая факты литературной жизни родного края, школьники учатся видеть прекрасное в обыденном, по-новому оценивают пейзажи близкой природы, памятные места, а главное много узнают о людях, живущих и работающих вокруг них.

3 модуль «Дружим с книгой всей семьей».

Семейное чтение - одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

Семейное чтение... От этих слов веет домашним уютом конца IXX - начала XX веков.   Сейчас, к сожалению, утрачены традиции семейного чтения, в какой-то мере они поддерживаются только в каждой десятой семье.  Многие родители не знают, что читают их дети, какими книгами увлекаются. Редко кто из родителей обращает внимание на качество печатной продукции, которая попадает в руки детям. Им обычно предоставляется абсолютная свобода в выборе книг и журналов, поскольку важность чтения для ребенка довольно часто не признается родителями и их не волнует, что дети читают, как они осуществляют свой выбор. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания и не покупают книги. И, наконец, то участие родителей в детском чтении, которое сложилось во многих семьях, оборачивается назойливым контролем над чтением детей, сказывается на развитии отношения школьников к совместному чтению.

У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребёнку лучше усваивать содержание прочитанного.

В МОУ «Горячинская средняя общеобразовательная школа» среди обучающихся 1-4 классов была проведена анкета и опрос среди родителей, которые включали в себя вопросы на выявление причин снижения уровня чтения, на роль семьи в организации чтения детей.

В результате анкетирования учащихся можно сделать следующие выводы:

1) Обучающиеся не испытывают потребности в серьёзном чтениию

2) Школьную и сельскую библиотеку посещают редко, предпочитая информацию брать из Интернета.

3) Роль семьи в организации чтения детей находится на низком уровне, семья практически не принимает участия в повышении интереса к чтению:

- родители сами пассивные читатели и не могут являться примером для своего ребёнка в чтении книг;

- родители затрудняются точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок;

- прочитанное в семье почти не обсуждается;

- лишь в некоторых семьях практикуется семейное чтение вслух;

- родители редко дарят  и покупают своим детям книги.

Исходя из этих выводов, мы установили, что необходимо искать новые методы привлечения школьников и их родителей к чтению. Главное  – наладить работу с каждым ребенком, чтобы с самых малых лет он получал радость от чтения дома, от непосредственного общения с родителями. Для этого  необходимо:

  1. Разъяснять молодым семьям значимость семейного чтения.
  2. Любую деятельность ребенка считать успешной.
  3. Каждый проводимый праздник должен иметь  книжную составляющую.
  4. Проводить акции:

«В библиотеку всей семьёй»

«Читаем вместе с папой»

«Подари книгу малышу»

«Подари  книгу библиотеке»

  1.  Организовывать выставки книг.
  2. Проводить школьные и сельские конкурсы: «Самая читающая семья».
  3. Проводить форумы  читающих семей, праздники – встречи  с дедушками и бабушками «Наши любимые книжки».
  4. На информационном стенде поместить памятки для родителей по воспитанию интереса к чтению.

Анализ теоретической и практической частей, посвящённых проблеме снижения интереса обучающихся к чтению показал, что данная проблема действительно актуальна.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, и особое место в этом процессе отводится родителям.

"Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души", - говорил Цицерон. Подружите детей с книгой, научите их наслаждаться чтением, наполните теплом наш школьный и семейный дома, верните уют домашнего чтения в наш скоростной XXI век.

Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь  родителей  будет действенной!

Заключение

Анализ теоретических и практических частей показал, что данная проблема действительна актуальна. С помощью  изучения литературы, связанной с данной проблемой, статистики и  обработки анализа данных, полученных в ходе исследования,  гипотеза может быть достигнута на следующих условиях:

- целесообразном отборе художественно-краеведческих произведений для детей.

-планомерной и систематической работе в данном направлении.

-использование разнообразных форм и методов работы учителя, семьи, общественности, работников культуры.

Работа полезна,  прежде всего, как практическое применение. Проблема эта актуальна, поэтому каждому учителю необходимо уделять этому особое внимание.

План-график реализации проекта.

Мероприятия/действия

Сроки выполнения

Ответственное лицо

1

Часы общения с книгой

В течении года

Классный руководитель

2

Экран прочитанных книг

В течении года

Классный руководитель

3

Кросс- букинг

В течении года

Классный руководитель

4

Читательское портфолио

В течении года

Классный руководитель

5

Выставка книг

В течении года

Классный руководитель

6

Информационный стенд для родителей

В течении года

Классный руководитель

7

Разъяснять молодым семьям значимость семейного чтения.

Сентябрь

Классный руководитель

8

Библиотечный час.

Классный руководитель, библиотекарь.

9

Акция «В библиотеку всей семьёй»

Октябрь

Классный руководитель, библиотекарь, родительский комитет.

10

Праздники – встречи  с дедушками и бабушками «Наши любимые книжки».

Классный руководитель, родительский комитет.

11

Экскурсии в Музей природы Бурятия

Ноябрь

Классный руководитель, экскурсовод .

12

Акция «Читаем вместе с папой»

Классный руководитель, родительский комитет.

13

Литературный ринг «Самая читающая семья»

Декабрь

Классный руководитель, родительский комитет.

14

Выставка рисунков «Иллюстрация к любимой книжке»

15

Экскурсия в национальную библиотеку.

Январь

Истомина Е.А.

Экскурсовод

16

Литературная встреча

Классный руководитель.

17

Проектная деятельность

Февраль

Классный руководитель, родительский комитет.

18

Конкурсы сочинений и рисунков «Герои родного края»

Классный руководитель.

19

Исследовательские конференции.

Март

Классный руководитель.

20

Театральная постановка (в этом учебном году) «Сказки народов мира»

21

Литературно-краеведческие вечера.

Апрель

Классный руководитель, родительский комитет.

22

Литературный ринг.

Классный руководитель.

23

Экскурсия в Этнографический музей народов Забайкалья

Май

Классный руководитель, Максимова Н.А., экскурсовод.

родительский комитет.

24

Акция «Подари книгу малышу»

25

Конкурс «Самый читающий класс»

Смета расходов на проведение мероприятий по проекту

«Читающее детство».

Статья  расходов

Расчет

Всего, руб.

Имеется у заявителя, руб.

Требуется, руб

Оборудование.

 Микрофон

2 шт.

2500

00.00

5000

Колонки

2шт.

4259

00.00

8518

Мультимедийный проектор

1шт.

30000

00.00

30000

Ноутбук

1 шт.

15833

00.00

15833

Музыкальный центр

1 шт.

6780

00.00

6780

Принтер (Цветной)

1шт.

12000

00.00

12000

Стеллаж для книг

1 шт.

3500

00.00

3500

Стеллаж для журналов

1 шт.

2700

00.00

2700

Стеклянная витрина

2 шт.

6300

00.00

6300

Материал

Картридж ЦВ

1шт.

1000

00.00

1000

Бензин

120 лит.

42

00.00

5040

Канцелярские товары  

Офисная бумага

4 шт.

250

00.00

1000

Ватман

10шт.

10

00.00

100

Цветная бумага

20шт.

50

00.00

1000

Цветной картон

20шт.

50

00.00

1000

Белый картон

20шт.

40

00.00

800

Цветные карандаши

10 шт.

80

00.00

800

Фломастеры

10 шт.

120

00.00

1200

Краски

10 шт.

60

00.00

600

Гуашь  

10 шт.

80

00.00

800

Кисти

20шт.

60

00.00

1200

Клей ПВА

20шт.

30

00.00

600

Клей карандаш

20шт.

18

00.00

360

Скотч

10 шт.

30

00.00

300

Степлер

3 шт

60

00.00

180

        Персонал

Руководитель проекта

1

4000

00.00

4000

Водитель

1

3500

00.00

3500

Транспорт

Аренда автобуса

3

2000

00.00

6000

Всего

119111рублей 00 копеек

Ожидаемые результаты.

  1. Привлечение внимания к проблемам детского чтения.
  2. Повышение престижа чтения, книги и литературы в каждом муниципальном образовании.
  3. Создание условий для творческой самореализации детей.
  4. Увеличение количества детско-юношеского населения, вовлеченного в литературно-творческую деятельность.
  5. Расширение охвата детско-юношеской категории пользователей библиотечным обслуживанием.
  6. Улучшение качества жизни детей и молодежи.
  7. Повышение популярности и востребованности творчества писателей Бурятии.

Дальнейшее развитие проекта:

Развитие проекта может осуществляться по следующим направлениям:

- стабильное существование проекта в школе.

- вовлечение в  проект желающих членов ученического и  педагогического коллектива.

- расширение и углубление информационной базы.

Работу по направлениям рассчитываем реализовать с привлечением  спонсоров и использованием собственных возможностей (средства от проводимых экскурсий, концертов, изготовленных сувениров ).

Приложение №1

Как привить любовь к чтению. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Приложение №2

Советы родителям

  • Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет школу, умея читать. В 5–6 лет учиться читать легче, чем в 7–8 лет.
  • Терпеливо помогайте ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
  • Обучая детей чтению, опирайтесь на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением. Больше играйте с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
  • Рассказывайте детям сказки.
  • Устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким. Читайте сами – пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
  • Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
  • Собирайте дома словари. Вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  • Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читает.
  • Вместе с ребенком создавайте такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только фантастика и приключения.
  • Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
  • Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Приложение 3

Анкеты для выявления читательского интереса и круга чтения

Анкета №1

  1.  Любишь ли ты читать?
  2.  Какую книгу ты читаешь сейчас?
  3.  Читают ли тебе родители?
  4.  Читаешь ли ты вместе с родителями?
  5.  В твоей семье любят читать взрослые?
  6.  Ты читаешь потому, что надо, или потому, что интересно?
  7.  Есть ли у вас дома интересные детские книги?
  8.  Ходишь ли ты в библиотеку?
  9.  Какую книгу сейчас читает мама? Папа?
  10. Какие книги тебе больше всего нравится читать?

       Анкета  №2

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?
  3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
  4. Какие книги ты предпочитаешь?
  5. Какие журналы тебе нравятся?
  6. Кто советует тебе в выборе книги?
  7. Дарят ли тебе родители книги?
  8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
  9. Читают ли твои родители книги?
  10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
  11. Есть ли у вас домашняя библиотека?
  12. Какую книгу ты прочитал сейчас?
  13. А какой журнал?
  14. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство, детство, ты куда ушло?...

Урок-классный час проводится в выпускном 9 классе 25 мая после торжественной линейки...

Статья "Из детства домашнего в школьное детство»

В статье говорится об одной из самых важных проблем в педагогике: о непрерывности и преемственности в образовательном маршруте при переходе из детского сада в школу....

Социально-педагогический проект по первичной профилактике подросткового алкоголизма и наркомании "Здоровое детство - счастливое детство"

Социально-педагогический проект «Здоровое детство – счастливое детство!» -  это комплексно-целевой проект по  формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, об...

Настоящие друзья детства (рассказ В.Драгунского «Друг детства»)

Урок литературного чтения в 1 классе, УМК «Школа 2100»...