Ёлка М. Зощенко.
план-конспект урока по чтению на тему

конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoshchenko_elka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 4 класс

М. Зощенко «Елка»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Ход урока

I. Организационный момент

– Весело звенит звонок. Начинается урок.

Если хочешь много знать, 
Многого добиться, 
Обязательно читать
Должен научиться.

II. Речевая разминка (Слайд 2)

1. Развитие внимания

  • кёлкайтснегывц (елка, снег)
  • щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?

2. Артикуляционная гимнастика.

  Скороговорки

  • У елки иголки колки.
  • Сыплет снегопад с неба снег.

– После такой разминки мы должны читать и говорить как?

– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

III. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Слайд 3)

1. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.

2. Составить синквейн на тему «Рояль»,  «Дагни Педерсен», «Эдвард Григ».

Памятка:

  1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья Строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (обычно глаголами).
  4. Четвертая строка – фраза, показывающая отношение к теме (чувство).
  5. Пятая строка – это одно слово, которое повторяет суть темы.

IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6, 7)

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

        Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М.М. Зощенко «Ёлка». Слайд 8

Предположите, о чем пойдет речь в этом произведении.

2. Словарно-лексическая работа (Слайд 9)

  • Золотушный ребенок – больной ребенок
  • Длинновязая – высокая
  • Пастилка  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  • Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

V. Первичное восприятие текста (Слайд 10)

Чтение текста учителем.

VI. Проверка первичного восприятия

– Понравился рассказа?

– Кто главные герои рассказа?

– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

Физминутка (Слайд 11)

VII. Повторное восприятие (Слайд 12)

1. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

2.  Ответить на вопросы:

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
  5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

Выборочное чтение. (Слайды 13–18)

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.60
  • 2 рисунок – стр.60
  • 3 рисунок – стр.62
  • 4 рисунок – стр.62
  • 5 рисунок – стр.63
  • 6 рисунок – стр.64

Физминутка (Упражнение для глаз) (Слайд 19)

3. Выяснение главного смысла рассказа (Слайд 20)

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. (Слайд 21)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Работа с пословицами:

  1. На что и клад, если в семье лад.
  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 22)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.(Михаил Зощенко)

VII. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.
  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

VIII. Рефлексия

(Слайд 23) 

 (Приготовить разноцветные шары – красные, желтые, синие .)

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите красный цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – синий.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какая красота, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

 

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Что  могут достать?

Как ест?

Поведение

 

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Что  могут достать?

Как ест?

Поведение

 

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Что  могут достать?

Как ест?

Поведение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему "М.Зощенко "Ёлка""

Конспект урока по УМК "Школа России". В уроке реализуется системно-деятельностный подход....

М. М. Зощенко "Ёлка" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Литературное чтение. 4 класс. Тема:Страна детства. М.М. Зощенко "Ёлка"

Презентация  урока. Литературное чтение 4 класс. Программа "Школа России". Тема: Страна детства. М. М. Зощенко "Ёлка"Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя М. М. Зощенко; развива...

урок чтения в четвертом классе М.Зощенко "Ёлка"

Представлен современный, обучающий, воспитательный, развивающий и интересный урок литературного чтения. Урок включает в себя новые технологии,самостоятельную работу учащихся, работу в парах, в группах...

Ёлка М. Зощенко

Можно искать ответы в произведении (работа с текстом)...

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Ёлка" М.Зощенко

Вашему вниманию представлен конспект урока по литературному чтению в 4 классе УМК "Школа России"...