Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Ёлка" М.Зощенко
методическая разработка по чтению (4 класс)

Ольга Михайловна Свиридова

Вашему вниманию представлен конспект урока по литературному чтению в 4 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc623 КБ

Предварительный просмотр:

МБО СОШ №1 п. Клетня Брянской области имени генерал-майора авиации Г.П.Политыкина

Технологическая карта урока

литературного чтения в 4 классе

по теме М.М.Зощенко «Ёлка».

Свиридова Ольга Михайловна, учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория.

2021г.


Урок литературного чтения в 4 классе по УМК «Школа России»

Тема урока: М.М.Зощенко «Ёлка».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Триединая цель: 

- образовательная: познакомить учащихся с новым произведением М.М.Зощенко «Ёлка»; совершенствовать навык чтения, его правильность, беглость, осознанность и выразительность на примере этого произведения, совершенствовать навык читательской грамотности на примере работы с текстом;

- развивающая: развивать умение  анализировать, делать выводы, обобщать, а также оценивать прочитанное, сопереживать;  развивать познавательные и исследовательские навыки, наблюдательность, внимание, речь учащихся;

- воспитательная: воспитывать нравственные качества ученика, уважение к окружающим людям, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод, метод технологии критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая. 

Оборудование: компьютер, проектор; презентация; листочки с карточками для парной работы; задания в конвертах для групповой работы; учебник по чтению, модель ёлки.

План – конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Примечание

  1. Орг. момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку.

Учитель:

Чтоб книги открыли свои странички,

Чтобы героев лица увидеть,

Чтоб разобраться во всем и понять

Нужно внимательно книги читать.

Нужно работать, нужно трудиться,

Упорным быть и ничуть не лениться.

Если мы будем работать сознательно,

Урок, как всегда, пройдет замечательно.

Закройте глаза и скажите: У меня всё получится, я всё смогу!»

Проверяют своё рабочее место.

Личностные качества: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

Применение ИКТ на протяжении всего урока с соблюдением СЭС.

Слайд 1

  1. Проверка домашнего задания.

- Ребята, как называется  сказочная, удивительная и прекрасная страна,  по которой мы сейчас путешествуем? (Страна детства)

- Вспомним, с какими произведениями и каких авторов мы уже познакомились? (Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков», Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

- С какими мыслями мы перевернем последнюю страницу произведения «Корзина с еловыми шишками»?

- Кто главные герои в этом произведении? (Эдвард Григ, Дагни Педерсен)

- Какое домашнее задание вам было задано? (составить синквейн)

- Мы уже знакомы с порядком составления синквейна, вспомним.

- Зачитайте, что у вас получилось?

Отвечают на поставленные вопросы, размышляют, активизируются.

(Приятно получать подарки, а дарить ещё приятнее. Приятнее отдавать, чем брать. Нужно стараться жить не только для себя, но и для других. Почаще радовать других, чтобы жизнь была счастливее).

Познавательные УУД: умение представлять информацию в виде схемы (синквейна);  

умение обобщать.

Регулятивные УУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Слайд 2

  1. «Открытие» нового знания.

1) подготовительная работа;

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране детства вместе с героями, которые нам уже давно знакомы. О ком идёт речь?

Однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой. А еще эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами.

- Так о ком идёт речь? Герои произведений какого автора?

- Что вы помните об этом писателе?

Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля 1895 года в семье художника и актрисы. В семье было 8 детей. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте   64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

- Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко, а события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлек урок.

- Назовите особенности произведений М.М.Зощенко?

- Название произведения над которым мы сегодня поработаем, вы узнаете, разгадав шифровку. У вас на карточках набор букв. Найдите среди  букв слова, подчеркните их(кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц)

Работа в парах на карточках.

-Какое слово лишнее и почему?

-Сегодня на урок я принесла ёлку.

-Как вы думаете, почему на урок я принесла именно ёлку?

Размышляют, анализируют, делают выводы; отвечают на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся знания.

(Минька и Лёлька).

(М.М.Зощенко «Великие путешественники»)

(Герои рассказов - Леля и Минька. Автор рассказывает истории из своего детства. Такие рассказы называются автобиографическими. Его произведения написаны с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит нас добру, помогает стать лучше)

(Основная тема всех детских книг М.Зощенко – это формирование высокой нравственной культуры. Писатель учит детей быть добрыми, честными, смелыми, сильными и умными.)

(Ёлка, т.к. остальные слова-это явления природы)

 (Будем читать произведение о ёлке)

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; отделять известное, от еще неизвестного; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Слайд 3-5

Слайд 6

2) формулировка темы и цели;

- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? Давайте попробуем сформулировать тему  цель и задачи урока.

- Назовите одним словом,какие ассоциации, образы, чувства, настроение у вас возникают, когда вы слышите слово ёлка? (Соберём корзину идей)

-Что вы можете рассказать об этом дереве из уроков окружающего мира?

-Хотите узнать интересные факты о ёлке?

У вас на столах лежат карточки с текстом об этом дереве. Поработайте с текстом и найдите интересные факты. Зачитайте их. (работа в парах)Эти сведения я нашла на сайте «Природа и животные» Вы можете зайти на этот сайт и узнать там много интересного.

Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая название рассказа и творчество автора?

(М.М.Зощенко «Ёлка». Познакомиться с произведением, выделить главную мысль, отрабатывать навык выразительного чтения)

(Новый год, мороз, зима, снегурочка, семья и т.д.)

(относится к хвойным породам деревьев)

(выбирают интересные факты)

(речь пойдет о праздновании Нового года

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи и целей урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей..

3) работа до чтения;

- Откройте с. 59 вашего учебника. Рассмотрите иллюстрацию.

- В какое время года происходят события? Почему вы так решили?

- Что вы видите на переднем плане?

- А какое настроение у ребят? Почему вы так решили?

Размышляют, анализируют, предполагают.

Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать по признакам.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию

4) прогнозирование (создание проблемной ситуации);

- А теперь соотнесите название текста, иллюстрацию, пословицу и ПРЕДПОЛОЖИТЕ, о чем пойдет речь в произведении, учитывая     особенности творчества автора?

- Почему мнения разделились? Как узнать, кто был прав?

Выдвигают гипотезы.

(О том, как Леля и Минька       праздновали Новый год. Произведение будет юмористическое, в нем будут высмеиваться недостатки детей,  и мы для себя сделаем вывод, как же нужно поступать правильно)

Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и  делать выводы.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные УУД: оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5) словарная работа;

- В тексте встретятся слова, значение которых может быть не ясно, поэтому обратим на них внимание  до чтения.

Чтение слов.

Доска: 

Крымские яблоки – яблоки, привезённые с Крыма ….

Длинновязая   высокая, рослая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не буду церемониться – не буду стесняться

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины

Золотушный ребёнок – больной ребенок

Не ручаюсь – не уверена

- Встретились ли вам слова, значение которых вы не знали?

 - Чем мы сейчас занимались? (пополняли свой словарный запас)

Работают над значением слов.

Познавательные УУД:  ориентироваться в своих знаниях.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников.

Слайд  7-8

6) первичное знакомство с произведением (беседа по содержанию);

Мы определили с вами цель … и для ее достижения прочитаем произведение.

Чтение I части текста до слов "...и поглядим, что там делается"

- От чьего лица идёт повествование? (автор-40 лет, о своём детстве)

– Где и когда происходят события? (в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)

- Кто главные герои? (Лёлька и Минька)   

- Как относились дети к этому празднику? Докажите словами из текста. (Ждали с нетерпением. Подглядывали в щелочку.)

- Как дальше будут разворачиваться события?

Чтение II части текста до слов "Много детей с их родителями"

- Как праздновали Новый год в их семье?  (наряжали елку, готовили для всех подарки и приглашали гостей)

– Чем наряжали елку в то время(начало 20 века)?

- Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

- Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?

- А как вы думаете, почему они так поступили? Что их подтолкнуло к этому?

- Как дальше будут разворачиваться события?

Чтение III части текста до слов "Но вдруг в комнату вошёл наш папа"

 - Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

- Чем закончился праздник? И почему? - Как дальше будут разворачиваться события?

 Чтение IV части текста до конца.

- Какое решение принял папа? Почему? Правильно ли он поступил?

Вывод: родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения.

- Оправдались ли ваши предположения? Кто был ближе к истине?

- Назовите жанр данного литературного произведения?

– Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

- Всегда ли наши идеи (поступки) приносят пользу?

Читают выразительно текст: используют интонацию.

Описывают  свои наблюдения и переживания.

Ориентируются в учебнике.

Объясняют (характеризуют, поясняют) поступки героев.

Включаются в работу, связанную с общением.

(Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) 

(Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям)

(Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть)

(Их подтолкнуло любопытство, жадность и  зависть) 

(Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение)

(Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика)

(Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки)

(Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе)

Анализируют поступки и последствия опираясь на общепринятые нормы.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; выделять существенную информацию из текста; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные качества: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Физ.минутка

Физ.минутка в виде игры «Идеи» (плохая идея – топают; хорошая - хлопают)

Идеи:

 1. Лучше поставить и нарядить  на Новый год искусственную ёлку, а лес сохранить. (Х)

2. Хорошо бы одному без взрослых  запускать на Новый год петарды  и фейерверки. (П)

3. Надо  учить  стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (Х)

4.На Новый год дарить родным и близким подарки. (Х)

5. На ёлке зажечь свечи. ( П)

6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (П)

7. Раскрыть не только свои, но и чужие подарки. (П)

8. Дарить людям радость и хорошее настроение. (Х)

Вывод: прежде чем совершить какой – то поступок, подумай, не навредит ли он тебе и окружающим.

Личностные качества: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

7) анализ произведения (работа в группах);

Следующая цель была … и для ее достижения поработаем в группах.

 - Для анализа содержания рассказа разделимся на 6 групп. Каждая из групп получит свое задание, которое записано на карточке.  

Вспомним правила работы в группах.

Задания:

1 группа – восстановить последовательность событий.

2 группа – составить картинный план (к рисункам найти в тексте соответствующие слова, указать страницу и подготовиться прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку)

3 группа – выбрать пословицы подходящие к данному произведению и объяснить своё мнение.

4 группа – составить по таблице сравнительную характеристику главных героев и сделать вывод, почему с ними произошла данная ситуация.

5 группа – опираясь на текст, выяснить как повлияла данная ситуация на их жизнь в дальнейшем, извлекли ли урок дети; поразмышлять, какими они стали, когда выросли опираясь на слова:

жадные - щедрые                                        

своенравные - послушные

жестокие – милосердные                          

капризные - покладистые

злые - добрые                                            

эгоистичные -  альтруистические

невежливые,  грубые - вежливые                                    

Помочь Лёльке и Миньке исправить ситуацию; поразмышлять, что можно исправить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

Группы работают 5 минут, потом представляют свои проекты и выводы.

- Как вы думаете, в каких строках заключена главная мысль произведения, зачитайте? (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.) (Я не хочу… Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.)

- Как вы понимаете эти слова? (Грубость, жадность, злость …. приводят к  ссорам, конфликтам. Людей, которые так поступают, ждёт одиночество)

- Ребята, с какой целью мы поработали в группах? (чтобы проанализировать рассказ, понять главную мысль и сделать для себя выводы)

- Какие выводы сделали? Какой урок извлекли?  (Прежде чем сказать и сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта. Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству Добрые поступки всегда вознаграждаютсядобрым отношением к нам родных и близких. Быть добрым трудно, этому надо учится с детства. Семья-это самое главное, что есть у нас.)

- Бывали ли у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать?

-Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

- Достигли мы поставленных целей?

Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Контролируют этапы своей работы, оценивают процесс и результат выполнения задания.

Представляют результат работы обосновывая его и делая выводы с опорой на текст.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнеров, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, доказывать своё мнение; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

(Проверка)

Слайд 8-15

  1.  Итог урока.

Домашнее задание.

  1. Какая тема урока была?
  2. Какие цели ставили?
  3. Достигли поставленных целей?
  4. Почему у нас все получилось? Что помогло нам достичь поставленных целей? (взаимопомощь, внимательность, дружба)

Домашнее задание (диф-ое, на выбор):

- подготовить выразительное чтение;

- подготовить пересказ от лица Миньки;

- подготовить пересказ от лица Лельки.

Составить синквей девочки с ключевым словом Лёля, мальчики – Минька.

Отличают новое от уже известного.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи.

Регулятивные УУД: осущ-ть итоговый контроль по рез-ту деят-ти; вносить необходимые коррективы.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Наш урок подходит к концу и нам осталось узнать, каким для вас стал этот урок.

Доска: 

Урок интересный, потому что…

Взволновал…

Заставил задуматься…

Дал понять…

Навел меня на мысль… .

А совсем-совсем скоро Новый год. И я хочу, чтобы он у вас был совсем не таким, как в рассказе у Зощенко. Я хочу, чтобы вы его встретили с радостью, шутками и весельем. Под Новый год всегда дарят друг другу хорошие пожелания. И у меня есть « Ёлка желаний» Я вас прошу написать доброе пожелание всем, кто вас окружает.В группе возьмите шарик для ёлки. Мы украсим нашу ёлку игрушками с пожеланиями. Посоветуйтесь в группах и запишите пожелание , которое поможет каждому не сделать в жизни ошибок, не совершать плохих поступков.

 

Итоги, выводы и цели

Достигли мы, чего хотели.

Наш урок мне хочется закончить словами М.М.Зощенко: «Нет, мне,быть может не удалосьстать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.»

Стремитесь быть хорошими.

Спасибо классу за урок.

Всем отдыхать звенит звонок.

Дают эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса и самого себя  на уроке.

Слайд  16

Слайд 17

Приложение 1.

Карточки для парной работы (шифровка).

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгыц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц

Кжснегщнаскуёлкайтморозсакпурганедгывц


Приложение 2.

Карточки для групповой работы.

ГРУППА 1

Задание: восстановите последовательность событий.

8

 Ссора взрослых.

7

 Мама обнаружила испорченные подарки.

10

Папа  потушил ёлку.

1

Подготовка к Новому году.

4

Испорченная кукла.

5

Мама вошла в комнату.

9

Мама удивилась, что мы остались одни.

3

Поедание сладостей с ёлки.

2

Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка.

6

Пришли гости.


ГРУППА 2

Задание: к рисункам найдите в тексте соответствующие слова; укажите страницу и подготовьтесь прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку.

ГРУППА 3

Задание: выберите пословицы подходящие к данному произведению и объясните своё мнение.

Дружба правдой крепнет.

Будь добр и к тебе будут добры.

Старый друг лучше новых двух.

Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

Того не уважают, кто не уважает других.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

На что и клад, если в семье лад.

Не рой другому яму, сам в неё попадешь.

ГРУППА 4

Задание: составьте по таблице сравнительную характеристику главных героев и сделайте вывод, почему с ними произошла данная ситуация.

 

Лёля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать ёлке?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел


ГРУППА 5

Задание: опираясь на текст, выясните как повлияла данная ситуация на  жизнь детей в дальнейшем, извлекли ли они урок; поразмышляйте, какими они стали, когда выросли опираясь на слова.

жадные - щедрые

своенравные - послушные

жестокие – милосердные

капризные - покладистые

злые - добрые

эгоистичные -  альтруистические

невежливые,  грубые - вежливые

Задание: помогите Лёльке и Миньке исправить ситуацию; поразмышляйте, что можно исправить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

                                                                                                                      Приложение 3

Еловые леса удивительным образом влияют на климат. Зимой в ельнике теплее, а в летнюю жару прохладнее.

Ствол прямой, кора тонкая, в молодости гладкая, позже пластинчатая.Шишки свисают или расположены под углом к ветвям. Они имеют продолговатую цилиндрическую или яйцевидную форму, созревают в первом же году и не рассыпаются, а опадают целиком. Каждая еловая шишка содержит около сотни семян. В еловой хвое содержится много витамина С.

Ель обыкновенная развивает поверхностную корневую систему и потому нередко подвергается ветровалу. До возраста 10-15 лет ель растет медленно, достигая в возрасте 10 лет высоты всего лишь 1-2 м, позже она растет быстрее и дает годичные побеги длиной до 70 см и более. Ель обыкновенная не особенно долговечна - предельный возраст ее 250-300 лет, в редких случаях 400-500 лет.

                                                                             Приложение 4

https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/prazdniki/elochnyi-shar/moi-raskraski-elochnyi-shar-18.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...