Методическая копилка
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Альгина Лариса Леонидовна

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс 1 часть «Школа России»

Тема раздела. Авторские сказки

Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Урок № 2 (по сказке)

Цели:

- Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович». 
 - Учить детей  давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение. 

– Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– Развивать  умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; умения аргументировать свою точку зрения;

– Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

 

Проверка домашнего задания.

-Дома вы перечитали сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович».

  1. Игра «Кто это»?

- Умная девочка рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась.

(Рукодельница)

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/rus_skazki/moroz_ivanovi4/002.jpg

- Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт -  валит густой пар.

(Мороз Иванович)

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/rus_skazki/moroz_ivanovi4/003.jpg

- А про кого я загадку не загадала?

2. Попробуйте сами составить загадку.

(В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… )

(Ленивица)

http://vclassic.narod.ru/Mult/mo3.jpg

3.Выборочное выразительное чтение отрывков, которые проиллюстрировал художник в учебнике.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

Вопрос на повторение

 -Что это за высказывание?

Нам даром без труда ничего не дается,

    - недаром исстари пословица ведется.

(Это эпиграф к сказке, в этих словах содержится главная мысль сказки, Нужно трудиться, в жизни это пригодится).

Физминутка:
Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем

Творческий пересказ сказки.

1. Подготовительная работа.

– С чего начинается сказка?

– Чем закончилась сказка?

- Почему у девочек такие имена: Ленивица и Рукодельница?

- Какая беда приключилась с Рукодельницей?

-Почему нянюшка не пожалела Рукодельницу?

- Что решила сделать Рукодельница, чтобы вернуть ведёрко?

2. Какие вопросы по тексту сказки вы составили?

Помните, вопросы не должны повторяться, отмечайте у себя в тетради, какие вопросы уже задали?

 -Чьи просьбы выполнила Рукодельница до встречи с Морозом Ивановичем?

- Ей пригодился пирожок и яблочки?

- Как жила Рукодельница у Мороза Ивановича?

- Почему Ленивица прыгнула в колодец?

- Почему Мороз Иванович так наградил Ленивицу?

- Почему петушок был на стороне Рукодельницы?

- Чьи слова: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром и изюмом обжарился; кто мен из печки возьмёт, тот со мною и пойдёт». «Мы созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт»?

- Что было под периной Мороза Ивановича?

- Почему Мороз Иванович сидел в колодце?

- Мороз Иванович злой или добрый?

3. Хитрый вопрос.

- Подумайте, почему автор заканчивает сказку такими словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…?

- Какими словами можно было бы закончить сказку?

(Какова твоя работа, такова и награда).

- А как в вашей жизни может пригодиться это высказывание?

– Кто рассказал всю эту историю?

4.Вам сейчас нужно подготовить пересказы

  • Пересказ сказки от имени Рукодельницы.
  • Пересказ от имени Ленивицы.
  • Пересказ от имени Мороза Ивановича.

– Будет ли рассказ героев отличаться друг от друга?  (Да.)

– Чем?

– С чего начнётся рассказ? (Я жила, я жил..)

– Чем закончит он свой рассказ?

5. Подготовка к пересказу  проходит самостоятельно.

6. Пересказ.

Рассказ учителя о писателе.

(Презентация)

(Приложение1)

Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, педагог, философ, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. (Приложение 2)

Последний потомок старинного княжеского рода Рюриковичей. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой.

В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. (Приложение 3)

 С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года.

По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.

Был знаком с Михаилом Глинка, русским композитором, работал с А.С.Пушкиным, Грибоедовым, Е.А.Баратынским, Н.М.Языковым в журнале «Современник».
В 1833 были изданы Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою (эту словесную маску Одоевский использовал до конца дней), которые произвели чрезвычайное впечатление на Н.В.Гоголя и предвосхитили образность и тональность его Носа, Невского проспекта и Портрета.

В 1834 отдельно опубликован Городок в табакерке, одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок. Мы обязательно её прочитаем.

По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для народа». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В. Даль.

Имя Владимира Фёдоровича помнят потомки, ему посвящена марка, памятники, памятные знаки. (Приложение 4, 5, 6,7)

Игра «Собери сказку»

-Вы сейчас посмотрите иллюстрации к сказке «Мороз Иванович» талантливого  художника детских книг Владимира Михайловича Конашевича. Мы с вами уже рассматривали его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Приложение 8)

Выберите правильный ответ.

Презентация. (Приложение 9,10,11,12,13,14, 15)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, пересказывали сказку от имени героя)

– Какое умение формировали?

– С каким настроением уходите с урока?  

 – Как бы вы сами оценили свою работу?  

ΙV. Домашнее задание.

Придумать историю, объясняющую слова из сказки: « Какова твоя работа, такова и награда». Можно с иллюстрациями.

Деятельность учащихся:

– Участвовали в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читали вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

– Пересказывали текст от имени сказочного персонажа подробно и выборочно.

- Восстанавливали содержание сказки по иллюстрациям.

Литература

1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. –

М.: Современное слово, 2003. - 280 с.

2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Академия, 2005. - 344 с.

3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.

4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.

5. Беседы с учителем (методика обучения): Третий класс четырехлетней начальной школы /

 Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 480 с.

6. Беседы с учителем. Методика обучения: Третий  класс четырехлетней начальной школы /

Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.

7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /

 Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.

8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы /

Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.

10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. /

 ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. -- М.: ПЕРСЭ, 2005.




Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3 класс 1 часть «Школа России»

Тема раздела. Авторские сказки

Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Урок № 2 (по сказке)

Цели:

- Продолжить работу со сказкой «Мороз Иванович». 
 - Учить детей  давать характеристику героям; развивать умение передавать зрительную информацию в словесную; развивать речь, память, воображение. 

– Формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– Развивать  умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; умения аргументировать свою точку зрения;

– Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

 

Проверка домашнего задания.

-Дома вы перечитали сказку Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович».

  1. Игра «Кто это»?

- Умная девочка рано вставала, сама, без нянюшки одевалась, а вставши с постели, за дело принималась.

(Рукодельница)

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/rus_skazki/moroz_ivanovi4/002.jpg

- Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт -  валит густой пар.

(Мороз Иванович)

http://audioskazki.net/wp-content/gallery/rus_skazki/moroz_ivanovi4/003.jpg

- А про кого я загадку не загадала?

2. Попробуйте сами составить загадку.

(В постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… )

(Ленивица)

http://vclassic.narod.ru/Mult/mo3.jpg

3.Выборочное выразительное чтение отрывков, которые проиллюстрировал художник в учебнике.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

Вопрос на повторение

 -Что это за высказывание?

Нам даром без труда ничего не дается,

    - недаром исстари пословица ведется.

(Это эпиграф к сказке, в этих словах содержится главная мысль сказки, Нужно трудиться, в жизни это пригодится).

Физминутка:
Пусть дорога нелегка,
И замерзли мы слегка
Руки мы сейчас согреем
Все на свете мы умеем

Творческий пересказ сказки.

1. Подготовительная работа.

– С чего начинается сказка?

– Чем закончилась сказка?

- Почему у девочек такие имена: Ленивица и Рукодельница?

- Какая беда приключилась с Рукодельницей?

-Почему нянюшка не пожалела Рукодельницу?

- Что решила сделать Рукодельница, чтобы вернуть ведёрко?

2. Какие вопросы по тексту сказки вы составили?

Помните, вопросы не должны повторяться, отмечайте у себя в тетради, какие вопросы уже задали?

 -Чьи просьбы выполнила Рукодельница до встречи с Морозом Ивановичем?

- Ей пригодился пирожок и яблочки?

- Как жила Рукодельница у Мороза Ивановича?

- Почему Ленивица прыгнула в колодец?

- Почему Мороз Иванович так наградил Ленивицу?

- Почему петушок был на стороне Рукодельницы?

- Чьи слова: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром и изюмом обжарился; кто мен из печки возьмёт, тот со мною и пойдёт». «Мы созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт»?

- Что было под периной Мороза Ивановича?

- Почему Мороз Иванович сидел в колодце?

- Мороз Иванович злой или добрый?

3. Хитрый вопрос.

- Подумайте, почему автор заканчивает сказку такими словами: « А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье…?

- Какими словами можно было бы закончить сказку?

(Какова твоя работа, такова и награда).

- А как в вашей жизни может пригодиться это высказывание?

– Кто рассказал всю эту историю?

4.Вам сейчас нужно подготовить пересказы

  • Пересказ сказки от имени Рукодельницы.
  • Пересказ от имени Ленивицы.
  • Пересказ от имени Мороза Ивановича.

– Будет ли рассказ героев отличаться друг от друга?  (Да.)

– Чем?

– С чего начнётся рассказ? (Я жила, я жил..)

– Чем закончит он свой рассказ?

5. Подготовка к пересказу  проходит самостоятельно.

6. Пересказ.

Рассказ учителя о писателе.

(Презентация)

(Приложение1)

Одоевский Владимир Федорович (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, педагог, философ, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве. (Приложение 2)

Последний потомок старинного княжеского рода Рюриковичей. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой.

В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион. (Приложение 3)

 С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года.

По переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор.

Был знаком с Михаилом Глинка, русским композитором, работал с А.С.Пушкиным, Грибоедовым, Е.А.Баратынским, Н.М.Языковым в журнале «Современник».
В 1833 были изданы Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою (эту словесную маску Одоевский использовал до конца дней), которые произвели чрезвычайное впечатление на Н.В.Гоголя и предвосхитили образность и тональность его Носа, Невского проспекта и Портрета.

В 1834 отдельно опубликован Городок в табакерке, одна из лучших во всей мировой словесности литературных сказок. Мы обязательно её прочитаем.

По свидетельству Белинского, Одоевский породил «целую литературу книг для народа». В статьях издания Одоевский под маской дяди (а позднее «дедушки») Иринея говорил о сложнейших вопросах простым народным языком, которым восхищался В. Даль.

Имя Владимира Фёдоровича помнят потомки, ему посвящена марка, памятники, памятные знаки. (Приложение 4, 5, 6,7)

Игра «Собери сказку»

-Вы сейчас посмотрите иллюстрации к сказке «Мороз Иванович» талантливого  художника детских книг Владимира Михайловича Конашевича. Мы с вами уже рассматривали его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (Приложение 8)

Выберите правильный ответ.

Презентация. (Приложение 9,10,11,12,13,14, 15)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по пред-ложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, пересказывали сказку от имени героя)

– Какое умение формировали?

– С каким настроением уходите с урока?  

 – Как бы вы сами оценили свою работу?  

ΙV. Домашнее задание.

Придумать историю, объясняющую слова из сказки: « Какова твоя работа, такова и награда». Можно с иллюстрациями.

Деятельность учащихся:

– Участвовали в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читали вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

– Пересказывали текст от имени сказочного персонажа подробно и выборочно.

- Восстанавливали содержание сказки по иллюстрациям.

Литература

1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. –

М.: Современное слово, 2003. - 280 с.

2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Академия, 2005. - 344 с.

3. Биржевая, Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в 3 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.

4. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. - М.: Инфра-М, 2004. - 329 с.

5. Беседы с учителем (методика обучения): Третий класс четырехлетней начальной школы /

 Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2001. - 480 с.

6. Беседы с учителем. Методика обучения: Третий  класс четырехлетней начальной школы /

Под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Графф, 2002. - 384 с.

7. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /

 Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 320 с.

8. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы /

Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.

10. Карабанова А.О. Восприятие сказки // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. /

 ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. Т. 3. -- М.: ПЕРСЭ, 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...