"Л.Н.Толстой сказка "Два Брата", басня "Белка и волк"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Колесникова Елена Михайловна

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

учитель начальных классов ЧОУ Православная гимназия им. свщмч.Константина Богородского Колесникова Е.М.

Тема: « Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и волк».

Цель:  познакомить детей с произведениями Л.Н. Толстого.

Задачи:

1). Учить различать жанры произведений.

2). Закреплять умение самостоятельно работать с произведением.

3). Развивать мышление, память.

4). Воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока.

1.Оргмомент
- Сегодня на уроке мы с вами начнем изучение творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. С его произведениями вы уже встречались в 1, 2 классах.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!

2.Повторение пройденного материала
Учитель читает отрывки из произведений Л.Н. Толстого, изучаемых в 1, 2 классах, а ученики должны вспомнить и назвать произведения.

  • Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками схватил его, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак…(Котёнок.)
  • Вася никогда не ел слив, и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел… (Косточка.)
  • Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

-А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают… (Два товарища.)

  • Отец и говорит: «Так-то вы: если вы в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь, вас всякий легко погубит» (Рассказ «Отец и сыновья»).

3. Объяснение нового материала.  Рассказ о писателе

Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей.

Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучившись 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ,  Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Вернувшись обратно в Ясную Поляну Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.

В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. «Азбука» вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.

Но вскоре, Лев Николаевич утратил всякий интерес к жизни, ему надоело наслаждаться достигнутым благосостоянием. Он старается быть ближе к народу: занимается физическим трудом, пашет, шьет сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. Он отдаёт семье всё своё состояние, отказывается от прав литературной собственности.

В конце жизни писатель завещал похоронить себя здесь же, в Ясной Поляне, на краю лесного оврага, где в детстве они с братом искали "зелёную палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

- Сегодня мы познакомимся с двумя произведениями из «Азбуки» Л.Н. Толстого сказкой «Два брата» и прозаической басней «Белка и волк».

4. Самостоятельная работа со сказкой: «Два брата».

- Ребята, прочитайте самостоятельно произведение Л.Н. Толстого.

- Назовите это произведение и его автора (Лев Николаевич Толстой «Два брата»)

- Понравилось произведение? Что понравилось? (Ответы детей)

- С произведением какого жанра вы познакомились? (Мы познакомились со сказкой)

- Есть ли в сказке Л.Н Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?
(
Волшебных чудес нет. Это бытовая сказка, а не волшебная. Чудеса легко объясняются. Для каждого из братьев было чудом то, что ночью он пересыпал свое зерно другому, а зерно не убывало).

- Откройте свои тетради. Выполните задание №4. (Сделать модель обложки)

- Молодцы. Прочитайте, пожалуйста, задание к тексту. Как вы ответите на вопрос: «Почему стала еще крепче любовь между братьями?» (Братья увидели насколько они любят и заботятся друг о друге. Каждый был готов отдать свое, только бы брату было хорошо. Старший заботился о брате и его четырех детях. Младший заботился о старшем, у которого не было детей).

- Дети, давайте еще раз внимательно прочитаем это произведение и попробуем поделить на части.

- Как вы думаете, на сколько частей можно  поделить текст? Давайте попробуем озаглавить каждую часть и составим план сказки.

План:

  1. Жизнь братьев.
  2. Забота братьев.
  3. Разоблачение.
  4. Братская любовь.

- Откройте тетрадь. Прочитайте задание №2. Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажите её.

Физкультминутка

5. Работа с басней Л.Н. Толстого «Белка и волк». 

- Что мы знаем о басне? (Басня – короткий рассказ, в котором действуют животные, растения. Вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня - иносказательное произведение. Она содержит скрытый смысл. В баснях высмеивают недостатки людей. Басня всегда содержит нравоучение – мораль.)

- Послушайте басню Л.Н.Толстого «Белка и волк» (чтение учителем)

 Выполнение заданий к тексту (учебник с. 111)
- Почему волк отпустил белку?
(Она пообещала сказать ему причину веселья белок).
- Кто оказался хитрее? (Белка)
- Кто произносит мораль басни? (Белка)
- Найдите и прочитайте мораль?
(Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).
- Откройте тетрадь и выполните задание №1 к басне Л.Н. Толстого «Белка и волк».

6.Подведение итогов 
- Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. С какими произведениями мы познакомились?
(Со сказкой «Два брата», с басней «Белка и волк»).


7. Домашнее задание: задания в тетради к сказке «Два брата», пересказ сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по басне И.А. Крылова "Волк и ягнёнок",2 класс

Урок, посвящён творчеству И. А. Крылова и способствует пониманию различий литературных жанров. Дети учатся работать по памятке сравнения, понимать мораль басни, а также сопоставлять творчество Эзопа ...

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века» Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.

Урок литературного чтения 3 класс «Начальная школа ХХI века»Тема: Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...

Л. Н. Толстой «Два брата» сказка. «Белка и волк» басня.

Представляю вашему вниманию мою разработку урока по программе Начальная школа 21 века по теме: Л.Н.Толстой  «Два брата» сказка.  «Белка и волк» басня....

Братья Гримм Сказка «Три брата»

Урок по литературному чтению...

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...