Использование кинезиологических упражнений как средства социальной адаптации через предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
методическая разработка по чтению по теме

Марченкова Ольга Павловна

Развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Использование кинезиологических упражнений как средства социальной адаптации через предмет  «Речь и альтернативная коммуникация»  

у обучающихся вступивших во ФГОС О с у/о. (вариант II).

Развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений.

Задачи:

• Развивать межполушарное взаимодействие мозга;

• Синхронизировать работу полушарий мозга;

• Развивать мелкую моторику;

 • Развивать компоненты речи;

 • Развивать все психические процессы.

Главная цель курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» - формирование навыков коммуникации и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умение пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

   Основной целью своей работы мы считаем развитие у детей жизненно-необходимых умений и навыков в условиях дома-интерната, в котором они проживают постоянно.

   Дети с выраженным нарушением интеллекта, чаще всего имеют грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. Поэтому, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. К альтернативным средствам коммуникации принято относить: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово).

Коррекционно-дефектологическая работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения, формирование и усвоение средств общения - вербальных и невербальных (жесты, мимика), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Таким образом, дефектологическая работа с детьми с тяжелой умственной отсталостью осуществляется по следующим направлениям:

  • Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему.
  • Формирование невербальных средств общения (мимики, жестов), выражать эмоции.
  • Формирование и развитие пассивного словарного запаса.
  • Развитие понимания обращённой речи.
  • Развитие активной подражательной речевой деятельности.
  • Развитие мелкой моторики, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Формирование умения понимать и выделять из речи названия предметов и действий с ними, отвечать на вопросы с помощью жеста.
  • Формирование умения выполнять по показу и самостоятельно по заданию следующие действия с предметами: складывание предметов в коробку.
  • Формирование умения выполнять действия с предметами разного цвета, величины (находить, показывать, группировать).

Развивать внимание, память, мышление.

  • развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
  • развитие функций голоса и дыхания;

развитие чувства ритма, что является предпосылкой для дальнейшего развития речи или невербального общения

При работе с «неговорящими» детьми, говорит, в основном, педагог. Ребенок слушает и наблюдает за действиями педагога, отвечает на обращенные к нему вопросы движением глаз, головы или отдельными звуками, словами, а также показом определённых предметов, помощью жестов. В работе с детьми, имеющими в анамнезе умеренную и тяжёлую умственную отсталость, в т.ч. «безречевых» детей, необходимо создавать ситуации, которые будут стимулировать их речь. В работе с «безречевыми» детьми необходимо стремиться добиваться подражания и повторения обиходных слов, простых фраз, звукоподражаний. Очень важный момент состоит именно в том, чтобы ребенок с умственной отсталостью, речевой и «безречевой», умел подражать. Это относится и к речи, и к движениям. Если ребенок подражает, он учится произносить звуки, используемые нами в речи. Использование жестов занимает очень важное место. Дети имеют заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом, органами зрения и слуха, движения. Именно поэтому мы уделяем внимание выражению детьми своих потребностей и эмоций доступными им жестами. У некоторых детей есть свои жесты, понятные ближайшему окружению. Ведь вытянуть и поднять руку, сложить или, наоборот, распрямить пальцы, сделать движение кистью руки – все, что в понимании взрослого элементарно просто, от ребенка требует значительных усилии

У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в интернате, затруднено понимание обращённой речи. Одни воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу, инструкцию, требующую пространственного восприятия, не понимают и не реагируют адекватно. Другие воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, но у них также отмечается недостаточное восприятие более сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются.            Коррекционная работа заключается в расширении пассивного словаря и формировании понимания обращенной речи. На первых этапах работы свою речь педагог сопровождает указательным жестом, помощью ребёнку. В дальнейшем, жест уходит на второй план, а потом и вовсе остаётся только слово.

   Также на занятиях необходимо знакомить детей с разнообразием форм, звуков, движений, учим выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Основное внимание в коррекционной работе уделяется тому, чтобы воспринятое и усвоенное понятие соотносилось со словом для формирования у ребёнка представлений о пространственных признаках предметов. Таким образом, происходит формирование и расширение словарного запаса, что очень важно для формирования у детей понимания обращенной речи. Если ребёнок не соотносит слово и картинку, то мы работаем с объёмными предметами.

Но есть дети, которые соотносят слово и рисунок на карточке. Тогда мы используем карточки. Ребёнок показывает на карточке предмет (по заданию педагога).

   Также в формировании и развитии устной речи детей с тяжелой умственной отсталостью большое значение имеет уровень развития их общего моторного и речевого моторного развития, поэтому в коррекционной работе мы используем игры и упражнения на развитие общей моторики, мелкой мускулатуры рук, артикуляционной моторики.

В работе очень полезно использовать кинезиологические упражнения. Кинезиология (кинезис — движение, логос — учение) — научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Тело способно передать гораздо больше информации, чем слова. Несколько упражнений, используемых в работе с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития:

  • «Кулак - ребро - ладонь». Ладони лежат на столе или на коленях. Сменять последовательно три положения руки: ладонь сжимают в кулак, ладонь ставят на ребро, ладонь кладут на стол (колено).
  • «Рубим капусту». Постучать ребром ладони по парте.
  • «Барабан». Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет.

Из большого количества известных кинезиологических упражнений я выбираю для своих учеников те, которые доступны для выполнения, способствует развитию эмоциональной связи ученика и учителя. А так же которые способствуют простому привлечению внимания. Известно, что внимание детей с умственной отсталостью неустойчиво.

Задания на тактильную чувствительность:

  1. «Что в руке?» - ребятам на ощупь нужно угадать, что за предмет у них в руках (снежок, снежинка, сосулька, елочный шарик и др.) На выполнение задания отводится 5 минут. За каждый правильно угаданный предмет команда получает один балл. Чем больше угаданных предметов, тем больше баллов в копилку команды.
  2. «Помоги снеговику». Предварительно ребятам показывают снеговика, каким он должен быть. А затем ребята надевают «шапки-невидимки», закрывая глаза (либо им просто их завязывают). И каждой команде предлагается недоделанный снеговик (из пластилина). У снеговика может не быть какой-то 1 составляющей или нескольких: одного из шаров, лап-веточек, ведра на голове или морковки. Команды должны на ощупь в течение 5 минут восстановить своего снеговика, помочь ему стать таким, каким он должен быть. Оценивается качество и быстрота выполнения задания по критериям: ???

         Задания на мимическое, пантомимическое общение:

  1. «Новогоднее кино»
    Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Слова относятся к тематике «Зимние забавы». Заранее можно заготовить картинки и предметы для помощи тем, кто будет затрудняться в придумывании.
Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово так, чтобы слова были связаны между собой и соответствовали теме, третий - повторить первые два слова и сказать свое,  четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. 

В итоге должно получиться предложение, которое дети должны показать как фильм с помощью пластики и мимики.

  1. «Если «да» — кивай, если «нет» — головой качай»

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, кивая, если согласны, или качая головой, если утверждение неверно.

В ледовом городке с горки катаются на коньках и лыжах. У снеговика нос – морковка. Ледянка – это предмет для того, чтобы лепить снеговика. На сноуборде можно кататься по улицам города. В хоккее игроки забрасывают в ворота шайбу.

  1. Интервью

Необходимые приспособления: стул.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди садятся на стул и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по фамилии-имени-отчеству, рассказать о том, из какого города он приехал, сколько ему лет, из какой он школы, как зовут его друзей и т. д. А потом ведущий просит участника показать ребятам свое любимое зимнее увлечение

НЕ ПРОИЗНОСЯ НИ СЛОВА!
         Задания на невербальную коммуникацию,   сотрудничество, единение

  1. На лыжне

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по лыжне через поле, покрытое глубоким снегом. В любой момент снег может провалиться! Для этого на полу чертится 2 полоски, каждая из которых шириной по 7-10 см. По условию, по «лыжне» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека. Важно не сходить с лыжни, иначе играющий считается свалившимся в сугробы и выбывает из игры. Пока два ребенка идут по «лыжне», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца. Таким образом, игра формирует чувство товарищества, формирует умение работать в паре, понимать друг друга без слов.

  1. «Снежинки». Цель упражнения: раскрепощение участников.

Инструкция: «Представим себе, что все мы снежинки. Снежинки постоянно двигаются, кружатся (покажем как). Иногда снежинки объединяются в снежные хлопья. Число снежинок в хлопьях может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро плавно кружиться, и я буду говорить, например, три. И тогда снежинки должны объединиться в снежные хлопья, по три снежинки в каждое.
* Если в команде будет мало участников, то педагоги тоже могут поиграть с участниками.

1 «Покажи, нарисуй, расскажи»

Каждый участник команды выбирает пиктограмму с изображением 1 из зимних видов спорта. Участники по очереди должны объяснить команде, что за вид спорта изображен на пиктограмме, используя способ, который укажут ведущие: показ, рассказ, рисование др. На объяснение каждому участнику – 2 минуты.

Выигрывает та команда, члены которой угадают как можно больше зимних видов спорта и правильно назовут их.

Если команда справится быстро, можно провести игру по 2 кругу.

E:\Альт.коммуникация\depositphotos_7411590-Winter-activity-chairlift-skiing-snowmobile.jpg

2 «Немое кино»

Команде предлагается «озвучить» фильм. Выбирают двоих участников – сценариста и актера. Остальные – зрители. Задача зрителей - определить, что происходит на сцене и подобрать субтитры к сценам фильма. Для этого сценарист показывает актеру «сценарий», актер должен сыграть то, что изображено на картинках. Зрители находят подходящий кадр и подбирают к нему субтитры – находят табличку с соответствующим предложением и показывают (читают) сценаристу, или самостоятельно составляют его и записывают, проговаривают.

Выигрывает та команда, участники которой верно подберут как можно больше субтитров к «кадрам фильма» в течение 5 минут.

E:\Альт.коммуникация\image001_148.jpg

Примерный перечень табличек с субтитрами:

Зимой идет снег.
Он укрывает землю белым ковром.
Снежинки падают, дует холодный ветер, температура понижается.
Снежинки падают на крыши домов.
Люди топят печки, чтобы не замерзнуть.
Кругом белые сугробы, метели и лед.
Взрослые и дети катаются на лыжах, коньках и санках.
Еще они лепят снеговиков и строят крепости из снега, играют в снежки.
И взрослые, и дети очень любят зиму.

Упражнение "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка"

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Кулак-ребро-ладонь.

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении младших школьников.

 

I. Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

II. Дыхательные упражнения

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

4. “Надуй шарик”

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

 

 

III. Телесные упражнения

1. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

 

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

 

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 

5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 

6. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

 

7.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

 

8.«Крюки». Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

VI. Упражнения на релаксацию

 

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

 

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

 

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

 

 

V. Глазодвигательные упражнения

 

1. “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

2. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3.«Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

6. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

7. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Вывод:

Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.

Список использованной литературы: :

1.Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.

2.Картушина.М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.

  1. КоноваленкоС, В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  2. ПожиленкоЕ, А, Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001 г.
  3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М.: ТЦ Сфера, 2002. г.    
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001г
  5. .Цвынтарпый В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование кинезиологических упражнений в образовательном процессе школы VIII вида"

Доклад посвящен использованию кинезиологических упражнений в учебном процессе с детьми с легкой степенью умственной отсталости, направленных на развитие головного мозга через движение....

Презентация-доклад "Использование кинезиологических упражнений с детьми, имеющими нарушения речи"

В презентации-докладе рассказывается об использовании кинезиологических упражений с детьми, которые имеют нарушения речи...

«Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи» с презентацией

познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и  психотехнических приемов при подготовке детей с нарушениями речи к школе....

«Использование кинезиологических упражнений в физкультминутках на занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Данна презентация освещает, на мой взгляд, очень важные вопросы психологического развития детей с интеллектуальными недостатками. В настоящее время с такого рода проблемами встечается практически ...

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Буклет для педагогов на МО на тему "Развитие мелкой моторики через использование кинезиологических упражнений"

Буклет по развитию мелкой моторики предсназначен как для родителей, так и для педагогов....

Кинезиологические упражнения как средство развития и активации мыслительной деятельности

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие....