Главные вкладки

    Технологическая карта по литературе
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Трубина Татьяна Александровна

    Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_lit.docx27.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Трубина Т.А. 4 А класс

    Тема урока: Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»

    Тип урока: объяснение нового материала

    Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

    Цели:

     Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением Н. М. Рубцова. «Тихая моя Родина»

    учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.
    Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.

    Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину.

    Планируемый результаты: 

    Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.

    Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

    Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.

    Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст.
    Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

    Технология проведения

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Планируемые результаты

    Предметные

    УУД

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Проверяют готовность к уроку

    - Ребята, какие советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

     

    Познавательные УУД 

    формулирование познавательной цели
    Личностные УУД 

    Жизненное самоопределение

    2. Проверка домашнего задания.

    Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу

           - С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке?

           -Как называется  произведение, которое мы изучали ?

           - Многие поэты обращались к теме о родной земле. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете прочитанные произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:

    заголовок

    автор

    жанр

    А.А.Блок

    Стихотв.

    «Россия»

    «Детство»

    Роберт Бёрнс

    Стихотвор.

    «Берёзы»

    проверка в паре

    Уметь работать в паре, находить определение понятиям.

    II. Формулирование темы урока, постановка цели

    С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

    Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением НМ.Рубцова. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора.

     3. Введение в тему

       Просматривание слайдов со стихотворением о Родине, с иллюстрацией картины А.М.Васнецова «Родина»

    -Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                            

    4  Работа с пословицами.

         Работа в группах.

        Найдите пословицу о Родине и объясните её смысл.

            1. Родина-мать, умей за неё постоять.

            2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

            3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

        - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине – России. 

         - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?(выслушиваются ответы детей).

           

    Познавательные УУД 

    формулирование познавательной цели

    Коммуникативные УУД 

    оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
    Личностные УУД

     профессиональное самоопределение

    III. Работа по теме. Актуализация знаний.

     

    Работа с учебником.

    Учатся в группе работать с толковыми словарями в группах

    Учатся находить главные и существенные признаки в определении.

    Выполняют физминутку.

    Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаковОрганизует работу с учебником.

    физминутка

    Послушайте аудиозапись этого стихотворения

    Беседа по содержанию.

    - Понравилось ли вам стихотворение?

    - Какие впечатления оно у вас вызвало? - Как вы думаете в каком значении слово Родина употреблено  теперь в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя  родина»? Почему? Докажите.

    - в малом значении.

    - Какие чувства во время чтения стихотворения возникли у вас: радость, восторг, сожаление, грусть? Почему?

    - О чем это стихотворение?

    Самостоятельное чтение стихотворения

    - Как автор стихотворения относится к малой родине? Подтвердите свое мнение строками из текста.

     - Назовите художественное средство, которое помогло поэту выразить свои чувства. (эпитеты)

    Словарно - лексическая работа в группах ( со словарями)

            Обоз - группа повозок, перевозящих груз.

            Погост - сельское кладбище.

                Обитель - (устар.) монастырь

       - Прочитайте самостоятельно стихотворение,  поработайте над выразительностью чтения.

    -Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет держать  его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно прожить без таких вроде бы простых  слов: Родина, родился, родители, родня, родной.

      

    Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.

    Коммуникативные УУД.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

    Познавательные УУДосуществлять анализ объектов.

    Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной форме

    Регулятивные УУД

    Проговаривание последовательности своих действий

    Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков

    Коммуникативные УУД учиться работать в группе

    Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    Познавательные

    формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы

    IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.

    Работа в рабочей тетради

    Самостоятельная работа

    Организует работу в тетради

     Выполнение упр. № 1. «Проталинки»

    заполняют карточку для самостоятельной работы

    - Совместная проверка.

    Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.

    Регулятивные УУД

    Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные УУД

    Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Коммуникативные УУД

    Уметь работать в группе

    V. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

    Отвечают на вопросы учителя.

    Самооценка учебной деятельности.

    - С каким произведением мы познакомились на уроке?

    - Какую цель ставили? Достигли цели?Докажите.

    - Оцените свою деятельность на уроке

    Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

    РегулятивныеУУД

    Выделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.

    VI. Домашнее задание

    Записывают домашнее задание.

    запись д/з.

    На выбор :

    1. Выразительно прочитать стихотворение.
    2. Выучить наизусть понрав. отрывок.


    Родина-   мать,   умей   за   неё   постоять.

           

    Родная  сторона- мать,  чужая –  мачеха.


    Лист самооценки

    Я могу прочитать стихотворение выразительно

    Внимательно слушал учителя, одноклассников

    Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

    Лист самооценки

    Я могу прочитать стихотворение выразительно

    Внимательно слушал учителя, одноклассников

    Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта по литературе

    Тезнологическая карта по литературеТема: «К.Паустовского в рассказе «Золотой линь»Цель:создать условия для реализации знаний, идей, навыков в изучении произведений о природе на примере рассказа К.Паус...

    Технологическая карта урока литературы

    К.Д. Бальмонт "Как я пишу стихи", "У чудищ"...

    Технологическая карта урока литературы

    Технологическая карта урока литературы на Тему урока: Сказка В.Катаева «Цветик-Семицветик»...

    Технологическая карта урока литературы

    тему: буква Кк и звуки [к`] [к]...

    Технологическая карта урока литературы: Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

    Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с разделом «Страна фантазия» и произведением Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»; создание условий для раскрытия смысла...

    Технологическая карта урока литературы: Кир Булычев «Приключения Алисы»

    Цели деятельности учителя: первичное ознакомление с произведением Кира Булычева «Приключения Алисы»; создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися произведения...

    Технологическая карта урока литературы 3 класс "Н.А. Некрасов "Не ветер бушует над бором""

    Анализ портрета герояв поэтическом произведении через художественные средства (олицетворения, метафоры и сравнения, эпитеты)....