Урок по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Детство"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Хазеева Лейсан Хайдаровна

Урок по литературному чтению для учащихся 4 класса, сопровождается мультимедийной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._n.tolstoy_detstvo.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство

 Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой разминки, задания, пословицы), аудиопесня «Мама» О.Газманова, презентация.

Ход урока

I.Орг момент

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу.

К уроку готовы?  Тогда – за работу!

II. Актуализация прежних знаний

Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока

- Мы сегодня познакомимся с повестью великого русского писателя. А вот кто это?

Предлагаю вам расшифровать, что здесь написано. (Лев Николаевич Толстой.) Слайд 1

UЛGEWB        SHИVKOWJЛSAEGBSИWЧ      WTSOIЛISCTVOHSЙ

2. Работа по теме урока

Заранее подготовленные ученики  рассказывают биографию Л.Н.Толстого

 (Выходят к доске и рассказывают) Слайд2

1 ученик.  Л.Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) в 1828г. в имении Ясная Поляна.

- Отец - Николай Ильич Толстой, отставной полковник, помещик Тульской губернии Крапивенского уезда.

"Мать - Мария Николаевна, была образованной женщиной, знала английский, немецкий, французский и итальянский языки. Была чутка к художеству…, была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки.

Толстой не  помнил своей матери, потому что она умерла в 1830 г., когда ему было полтора года.

2 ученик  В 1837 г. умер отец. Воспитанием детей занялась дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. В 1841 г. дети переехали в Казань к тетушке – опекунше Пелагее Ильиничне Юшковой.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, а в 1847 г. подал прошение об увольнении его из числа слушателей.

В 1851 г. с братом Николаем поступил на военную службу.

В 1859 г. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных детей и больницу для народа, а потом помог открыть более 200 школ в окрестных деревнях. Он сам обучал ребят грамоте.

 Составил "Азбуку”, "Книгу для чтения”. Написал рассказы, сказки и басни для детей. Создание этих книг он считал одним из самых важных дел в своей жизни.

Учитель: Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

- Ребята, а ещё Л.Н.Толстой  создал «10 уроков жизни» для детей.  (Каждый учение читает и вывешивает на доску)

1) Делай все по возможности сам, не будь "барином”.

2) Не будь назойлив.

3) Будь внимательным.

4) Не надо жадничать.

5) Не нервничай, держи себя в руках.

6) Будь тверд и стоек.

7) В игре, спорте, в труде - будь разумен.

8) Будь организованным.

9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается

10) Имей свое мнение.

- Согласны ли вы с тем, что уроки Толстого полезны всем ребятам?

-Действительно, уроки Л.Н. как тропинка, по которой если идти, выйдешь на правильный путь. И все его рассказы, очень мудрые, поучительные.

3. Знакомство с повестью

-Ребята, с автором произведения мы познакомились, а какое же произведение мы будем сегодня с вами изучать? Предлагаю вам обратить внимание на доску Слайд 3

- Ребята, что вы видите? (Дети играют, веселяться)

-Что вы думает об этом (Радость, беззаботное время)

-Каким одним словом можем назвать эту картину? (Детство)  

Значит, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? (Детство)   музыка 5 секунд

4. Чтение произведения

-Мы с вами познакомились с произведением. Теперь давайте проведем словарную работу и разберем незнакомые слова.   Слайд 4

Один ученик выходит к доске и объясняет значения слов

Maman – мама  Мамаша – мама

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон

– Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.
Возвышает мою душу – стремится к лучшему.
Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия.
– Сладкие грёзы – приятные мечты.
Ангел– утешитель – сверхъестественное существо, покровитель человека

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Беседа по тексту

- Какие события описывает Л.Н.Толстой в главе "Детство”? (Л.Н.Толстой вспоминает в этой главе о своём счастливом детстве.)

- Почему Толстому так дороги воспоминания? Подтвердите словами из текста.  (Эти воспоминания дороги ему потому, что это самые беззаботные счастливые годы жизни. К сожалению, их вернуть невозможно.) Чтение 1 абзаца.

- Что здесь важнее: описание событий или внутренний мир героя? (Здесь важней внутренний мир героя.)

- Какими чувствами переполнен отрывок?  (Отрывок переполнен чувством душевного переживания, огромной любви.)

- Найдите в тексте слова, с которыми Николенька обращается к матери, как он ее называет? ( -Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю.)

- Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы.)

-С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка, с плеском воды)

Учитель: Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или не дай бог теряем её, понимаем, как много мы ей не додали, добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад. Я предлагаю вам сейчас удобнее сеть, закрыть глазки, послушать песню Олега Газманова и подумать о своей мамочке, может прямо здесь вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней. 

Звучит песня Олега Газманова «Мама»

Учитель: Для каждого из нас мама - самый дорогой и любимый человек. Сейчас проявите сообразительность.

— Сейчас Вы получите конверт, в котором находятся карточки со словами. По моей команде вы должны будете собрать из этих слов пословицу. Затем нужно прочитать ее хором
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.

При солнышке тепло, а при матери добро.

 Нет друга лучше, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать плачет, что река льется.

Нет милее дружка, чем родная батюшка

-Посмотрите на доску – здесь ваши  любимые мамочки!  Слайд 5

Доскажите фразу: Моя мама  …. Я никогда больше не буду … Я желаю моей маме …Мамины руки… Мамино сердце… Мамин голос…

Учитель: Мама -  это первое слово каждого человека. Мама дает жизнь, любит тебя и опекает.

Для каждого мама - главный человек.

 

-Ребята, а вы знаете какой праздник у нас приближается? (Да, день матери 27 ноября)

Вы должны  знать, кем является для вас мама, что сделала она для вас и какого почтения заслуживает. Своим рождением, жизнью, успехами мы обязаны нашим дорогим и любимым мамам. Нет ничего прекраснее и бескорыстнее материнской любви. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое на земле, так и любовь матери всегда согревает ребенка.

Хлынул дождь — и все в горах намокло,

Разбежались по воде круги...

Слышу: через крышу, через стекла

Молят капли: —

Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:

 «Мама — это дерево родное!»

 Голосом отца твердит земля:

«Мать — весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,

В черном небе не видать ни зги...

Грохот грома — голос твой, природа,

Просит каждый час любого года:

«Душу мира, маму, береги!»                                         Р. Гамзатов

IV. Рефлексия

—  Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

V. Подведение итогов урока

—  О каких особенностях жизни, характера и  творчества Л.Н. Толстого вы сегодня  узнали?

VI. Постановка домашнего задания

Читать произведения Л.Н.Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать  текстом, соотносить иллюстрацию  с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: продолжение знакомства с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворением «Лунная сказка»Планируемые результатыПредметные: - уметь извлекать информаци...