урок по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кувшинова Екатерина Ивановна

Д.Н. Мамин- Сибиряк "Аленушкины сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_m-s.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 60. Д. Н. МАМИН-СИБИРЯК «АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ»
3 класс. УМК: «Школа России».

Раздел 6: «Литературные сказки». Урок в этом разделе: 1.

Тип урока:урок открытия новых знаний.  (технология продуктивного чтения)

Педагогические задачи: способствовать формированию понятия «литературная сказка»; создать условия для ознакомления со сборником авторских сказок Д. Н. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки»; обучения работе с повествовательным текстом (определение темы, главной мысли, основного содержания произведения; характеристика героев сказки; сравнение литературной и народной сказок); поиску жанровых особенностей сказки; работе с книгой (прогнозирование содержания произведения по обложке, поиск книги по тематическому и алфавитному каталогу)

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятсяс авторской сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка;

научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; осмыслять специфику народной и литературной сказки

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осмысливают литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) авторской сказки, её основных особенностей; понимают главную мысль; дают характеристику героям произведения; осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирают книги; находят книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.);

коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные:

осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование

Проектор, экран, компьютер; презентация, карточки-задания для работы в парах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация к учебной деятельности.

II.Речевая разминка.

Приветствует  учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, психологически настраивает учащихся на предстоящую работу на уроке:

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз

– Почему важно начинать работать с хорошим настроением?

-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- Что вы ждете от сегодняшнего урока? (познакомиться с новым произведением, новым автором)

–  Итак, за работу.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

– Проведем разминку. У вас на партах лежат карточки, прочитайте медленно и четко скороговорку.

Самоконтроль готовности
к уроку.

Приветствуют учителя. Психологический настрой на предстоящую работу на уроке.

Отвечают на вопрос.

Индивидуальная работа.

Жужжащее чтение

+

+

+

Жаба,журавльи желтый жучок

В гости к ежихе шли на лужок,

Чтобы пришила на место портниха

Буковку Ш и в лесу стало тихо.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте грустно.

-Прочитайте весело.

-Прочитайте выразительно.

Фронтальная работа.

Хоровое чтение.

III. Актуализа-ция знаний, Введение в тему.

– Какие книги вы принесли на урок? Расскажите о своей любимой сказке.

- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

– Назовите жанр произведений, с которыми  мы познакомимся в этом разделе?

– Что такое сказка?

-Что значит литературные сказки?

- На какие две группы разделены все сказки? Как их различить?

-Какие признаки сказки называли на прошлом  уроке?

-Где вы встречались с присказкой?

-Какие из них помните?

- Сегодня  на уроке мы прочитаем  присказку писателя. Но она не такая , какие мы знаем.

Ответы детей

Литературные сказки

Сказка.

Вид устного народного творчества.

Это авторские сказки. Их написали писатели.

Народные сказки появились давным – давно. Долгое время эти сказки рассказывали    устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неё есть автор.)

Присказка – это …Предполагают.

«Жили- были…», «В некотором царстве…»

+

+

+

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Рассказ учителя об авторе

2.Работа с текстом до чтения.

3. Беседа после чтения.

– Посмотрите на доску.  С творчеством  какого писателя мы сегодня познакомимся?

Рассмотрите его портрет.

1. Рассказ учителя об авторе.(В приложении)

V.Физкультминутка

По дорожке, по дорожке        До лужайке добежим.

Скачем мы на правой ножке,        На лужайке, на лужайке

И по этой же дорожке        Мы попрыгаем как зайки.

Скачем мы на левой ножке.        Стоп. Немного отдохнем

                  По тропинке побежим,             И домой пешком пойдем

Откройте учебники на с. 182.

– Как называется произведение?(Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам» на с.182.

-Как вы поняли, что такое «Алёнушкины сказки»? Как, вы, думаете, звали дочь писателя?

– К какой группе сказок мы отнесём эту сказку? Почему?

– С чего начинаются «Алёнушкины сказки»?

– Что такое присказка? Где посмотреть значение этого слова?

-Послушайте присказку.  

- Кто хочет нам рассказать, какие чувства вы испытали, слушая присказку? - Понравилась ли вам присказка автора?

 

- Что напоминает эта присказка?

- Как вы думаете, почему Дмитрий Наркисович для своей дочки Алёнушки сочинил для укачивания не песню, а сказку?  

 В чём особенность присказки писателя?

Контролируют правильность ответов.

Д.Н. Мамин-Сибиряк

Алёнушкины сказки.

Отвечают на вопрос.

Алёнушка.

Авторская сказка. Она написана писателем.

С присказки.

Присказка– ПРИ СКАЗКЕ — разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине и конце сказки, например: «Это присказка, а сказка еще впереди» (в начале); «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»...

Чтение присказки учителем и учащимися.

Наличие эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей.

Колыбельную песню.

Колыбельная песня –  передаёт мир,  любовь, доброту,  нежность,  ласку от матери.Колыбельные  – самые древние песни  человечества. Слово «колыбельная» происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать), соответственно пелась такая  песня   малышу, которого укачивали в колыбели. Для каждого младенца  колыбельная  была своя – её при рождении сочиняла  мать.  Считалось, что потом эта песня всю жизнь будет оберегом ребёнка.)

А особенность этой присказки в том,что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, Скворец, Петух, Заяц, Медведь, Воробей, Волк.

+

+

+

4. Работа в  парах.

Теперь поработаем парами. Проверим, на сколько вы были внимательны при чтении. Возьмите карточку желтого цвета, вставьте пропущенные слова, когда работа будет закончена, поднимите вверх соединенные руки.

( Дети работают парами на карточке.)

(Спи, _____________, спи, красавица, а папа будет ____________сказки. Кажется, все тут: и ______________кот Васька, и лохматый _____________пёс Постойко, и серая Мышка-___________, и Сверчок за____________, и пёстрый ________________в клетке, и _____________Петух.

- Давайте проверим. Сравните свою работу с работой на экране.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

-Поднимите руки, кто выполнил задание правильно.

-Оцените свою работу в паре.

- Почему писатель назвал так свои сказки?   (Алёнушкины)                                                              - В какой момент происходят события? (Перед сном)

- Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказки. (В ней собираются герои этих сказок: кот Васька,  пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей.)                                                                                                         - Сколько героев упомянул автор в присказке? (сосчитать)  (10)

Дети читают информацию в парах, обсуждают, затем сравнивают результат своей работы  с эталоном.

Оценка работы в паре.

Ответы на вопросы. Работа с текстом.

Выборочное чтение.

Окончание табл.

V.

Рефлексия

VI. Подведение итогов урока.

- Ребята, какую же простую истину хотел донести до нас автор?

Дарите друг другу радость и любите своих близких, совершайте для них добрые дела.

- С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

- Что вы узнали о его жизни и творчестве?

– Что же на уроке тебя удивило?

– Какой урок ты взял из этой сказки?

– Хорошо ли поработали на уроке? Обоснуйте.

– У кого были трудности, в чём?

– Что нового и интересного узнали?

Выставление оценок.

Подводят итог урока.

Ответы детей

– Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы.

– Не надо бояться никаких трудностей.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

VII.Домашнее
задание.

Впереди нас ждут интересные сказки Мамина – Сибиряка. Поэтому закончить урок мне хочется словами:

«Недаром дети любят сказку –

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.»

У этого писателя много интересных сказок и рассказов и я советую вам их прочитать ребята.

Найти «Алёнушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара – Комаровича»


РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ (УЧЕНИКА) О Д. Н. МАМИНЕ-СИБИРЯКЕ

Д. Н. Мамин-Сибиряк родился в небольшом заводском посёлке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк русский писатель, который открыл читателям красоту Урала .Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в небольшом заводском посёлке Пермской губернии в 1852 году на Урале, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.

Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

В этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»

     Свои первые рассказы он подписывал « Д. Сибиряк» Со временем псевдоним ( вымышленное имя) присоединился к настоящей фамилии –Мамин. Теперь все знают русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

В 1892 году умерла в родах его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь – Алёнушку.

Цикл «Алёнушкиных сказок» создавался от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их.

В отличие от сказок природы этот цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это своеобразный урок, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление – всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берёт», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире и наоборот. Имей в виду: пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу. А главное – надо уметь любить жизнь.

В центре «Алёнушкиных сказок» – животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи – в предельно лаконичной форме дать детям представление о законах человеческого бытия. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников получил название «мамин слог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...