Конспект урока литературное чтение 3 класс
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Шустова Марина Ростиславовна

Конспект урока и  презентация урока литературное чтение в 3 классе.

Тема. А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтанге, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди" УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_cht.docx28.23 КБ
Office presentation icon pushkin.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературное чтение 3-А класс    13.11.18 г.

Учитель Шустова М.Р.

Тема. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре  Гвидоне  Салтановиче  и о прекрасной Царевне Лебеди»

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомство  учащихся с произведением

 А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Развивающие: развитие творческого воображения, творческой активности учащихся, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине, родному краю; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в работе в паре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Учащиеся получат возможность научиться:

Выразительно читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, высказывать своё отношение , объяснять значение некоторых слов с опорой на текст с помощью словаря в учебнике, толкового словаря С. И. Ожегова, называть волшебные события и предметы в сказке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных ключевых слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); работа со словарями.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысления правил взаимодействия в паре, развитие  актёрского мастерства.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: портрет  А. С. Пушкина,  портрет И. Билибина),словарь

 С. Ожегова, В. Даля, презентация : биография А. С. Пушкина, кроссворд (карточки).

Ход урока:

Мотивация к учебной деятельности.

Мы – умные!

Мы - дружные !

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

-Начнём с речевой разминки. Прочитайте вполголоса все вместе.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

- К чему призывает нас автор?

- Прочитайте стихотворение С. Михалкова с разной интонацией:

 бодро,     радостно;      печально,    задумчиво;

-Как думаете, как бы сам автор хотел, чтобы вы читали эти строки? Прочитайте, убеждая всех в важности, необходимости чтения книг.

-Надеюсь, вы и сами так же будете относиться к чтению.

Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока.

На уроке мы будем читать. Вы все умеете читать. А для чего мы продолжаем  учиться читать?

-А как надо читать? За какое чтение вы можете получить хорошую оценку?

- Будем рассуждать. Для чего нужно уметь рассуждать?

За какие рассуждения можно получить оценку? (доказывать, сравнивать)

-Работать со словарями. Какие словари вы знаете? ( показать словарь Ожегова) Для чего нужно уметь работать со словарями?

-Работать в тетрадях. 

-Разгадывать кроссворд –работать в паре. Как надо работать в паре?

--Увидим небольшую сценку. За эту работу ребята тоже получат оценку.

Для чего нужно уметь показать сценку?

Старайтесь правильно оценивать сою работу и работу своих товарищей.

На прошлом уроке  мы читали сказку .А. С. Пушкина.

До конца дочитали сказку или нет?

Вспомните полное название сказки. Попробуйте правильно сложить название сказки.

( отдельные слова из  названия сказки)

Так какая же тема урока?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре  Гвидоне  Салтановиче  и о прекрасной Царевне Лебеди»

Проверка домашнего задания:

Выразительное чтение сказки и оценивание (самооценка, взаимооценка).

  1. Чтение и оценивание прочитанного.
  2. Чтение по заданной строчке.
  3. Чтение отрывка (Просьба царицы-царица вопит) Что вы чувствуете , когда читаете эти строчки?

Работа по теме урока.

 Лучше представить , то о чём  говорится в сказке?

Иллюстрации.

Просмотрите , какие иллюстрации к сказке.

Кто автор этих иллюстраций? (И. Билибин)

Сообщение приготовила ученица …..( оценивание выступления.)

Сегодня  ребята расскажут о А.С. Пушкине, но не просто расскажут . а представят своё актёрское  мастерство.

(презентация , сценка.) (Оценивание, взаимооценка).

(слайд 1)

Действующие лица:

Гусар, две барышни, маленький Пушкин

Учитель: Это имя бесконечно дорого каждому из нас. Оно знакомо нам с детства

(слайд 2)

Учитель: 6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

(слайд 3)

Гусар: Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

(слайд 4)

1 барышня: Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

(слайд 5)

2 барышня: В семье Пушкиных было трое детей. Старшая - Ольга, средний - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

(слайд 6)

Гусар: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна

Учитель: Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

(выбегает маленький Пушкин, обнимает няню, садится рядом)

Учитель: Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их

Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай

Учитель: И он, как заворожённый, слушал

(выходят гусар и барышни, Пушкин уходит, садится за парту, няня остаётся вязать))

 (слайд 7)

1 барышня: Здесь мы видим комнату Александра Пушкина. В каждой комнате была железная кровать, комод, конторка,

2 барышня зеркало, стул, столик для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. (садятся)

Учитель: В этой комнате Пушкин писал свои замечательные произведения

(слайд 8)

Учитель: Пушкин любил читать свои стихи любимой няне.(музыка громче, входит взрослый Пушкин, читает на ходу)

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне

Подруге юности моей

Учитель: Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует тёплые отношения поэта и Арины Родионовны

Пушкин: Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

(няня смахивает слезу)

Няня: Ох, Сашенька, голубчик мой! (уходят)

Учитель: -Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и талантливой няни. Многие её сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

Физминутка.

Песенка- зарядка.

  1. Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать: раз, два, три,

И вставать:раз,два, три.

Прыгать и  скакать.

  1. Пусть не всё иногда может получиться,

Не печалься, дружок, надо научиться .

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать: раз, два, три,

И вставать:раз,два, три.

Прыгать и  скакать.

Работа с текстом.

-Чтение и работа со словарями.( в учебнике, словарь Ожегова).

-Анализ  прочитанного.

Беседа по содержанию сказки

-Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?

-Что заставило Гвидона превратиться в комары?

-Как наказал свою тетку Гвидон?

-Осуждает ли автор своего героя?

-Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

-В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

-О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

-Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

-О каком чуде рассказала повариха?

-О каком чуде рассказала ткачиха?

-Прочитать отрывок и задать вопрос по прочитанному отрывку.

(Оценивание)

Работа в тетрадях.

Записать число, классная работа , тему урока.

Подобрать синонимы

Добрый ужин-…

Молвит русским языком…

Горе…

Лебедь тешится….

Блещут…

Проверка.

    Положительные герои: князь Гвидон, царица, царь Салтан.

     Отрицательные герои: ткачиха, сватья баба Бабариха, повариха.

Работа в парах.

Кроссворд.

Проверка.

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравивщийся отрывок.

Можно выучить  8 - 10 строчек – это на «4»

Если 15 и более –это на «5»

Рефлексия. 

-Что понравилось на уроке?

-Какие трудности  были?

-Какие задания хотели бы ещё выполнить на следующем уроке?

1 барышня:- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина

2барышня : Сказки…Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес

Гусар: Читайте Пушкина, учите Пушкина!, А главное – любите Пушкина!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837

Слайд 2

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802

Слайд 3

Отец, Сергей Львович , небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин. 1824.

Слайд 4

Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Н.О. Пушкина. 1800-е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал "Арап Петра Великого" А.П. Ганнибал

Слайд 5

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев Сергеевич Александр Сергеевич

Слайд 6

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. Ганнибал Мария Алексеевна Яковлева Арина Родионовна

Слайд 7

В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине. Комната Александра Пушкина

Слайд 8

Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...

План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».

Цели :1) учить соотносить звук с буквой, со­ставлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зри­тельное и слуховое восприятие; на­глядно-действ...