Урок литературного чтения на тему "Докучные сказки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Наталья Ивановна Лысенко

Комбинированный урок-игра ("Веселые ребячьи посиделки") с элементами литературного творчества. Внеклассное чтение, русский фольклор, 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 2 класс

Тема: Докучные сказки

Форма проведения: комбинированный (урок-игра «Веселые ребячьи посиделки» с элементами литературного творчества)

 Цели: 

- продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора (докучными сказками);

- совершенствовать умение различать малые жанры фольклора;

- развивать творческие способности, речь, память, мышление;

- обогащать словарный запас;

- прививать интерес к чтению;

- совершенствовать умение работать в группе;

- воспитывать уважительное отношение к родному (русскому карельскому) художественному наследию

Оборудование: 

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Уч.:

Встреча гостей:

Стук в дверь. Мальчики входят, спрашивают:

- Девочки, гостей принимаете?

Девочки  приглашают парней в гости  «на посиделки»

1)  Дорогие гости, проходите,

  Давно мы вас ждём-поджидаем,

  Посиделки без вас не начинаем!

2)  Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста,

  Веселья вам да радости!

3)  У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

4)  Ждёт вас множество затей:

  В игры можно поиграть,

  Ум, смекалку показать!

5)  Дорогие ребята, время зря не тяните!

               В гости к нам  поскорей заходите!

        Все рассаживаются по группам (5 столов по 4-5 учеников). Жеребьевка – картинки-яблочки разного цвета (из корзинки)

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Уч.:

-  Осенними и зимними вечерами  собиралась деревенская молодёжь на посиделки. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, обсудить последние новости, показать своё искусство в мастерстве, рукоделии.

-  На Руси посиделки начинались после окончания осенних забот, когда собран урожай. У каждого своё занятие в долгие зимние вечера: парни лапти да корзины плетут, девушки рукоделием занимаются: кто пряжу прядёт, а кто вышивает да вяжет.

 - И продолжались посиделки до Благовещения, до весны, когда начиналась серьёзная крестьянская работа. Так что время посиделок ещё не закончилось!

Как вы думаете, а чем мы-то с вами будем заниматься на наших, ребячьих, посиделках?

  1. Введение в тему урока

Уч.:

Время посиделок обычно делилось на рабочее и праздное. Давайте представим, что рабочее время уже закончилось. А чем занимались в это время девчонки, мы сейчас узнаем с помощью игры «Про Мазая»:

        Выбирается с помощью считалки Мазай (мальчик), он выходит за дверь, потом его зовут в класс

        Девочки:         Здравствуй, дедушка Мазай!

                        Из коробки вылезай!

                        Где мы были – мы не скажем!

                        А что делали – покажем!

(Имитируют деятельность: вышивают, вяжут спицами, прядут пряжу, режут овощи и т.д.)

Уч.:

Ну а теперь пришло время отдохнуть, позабавиться…

На доске карточки: Устное народное творчество:

- Малые жанры:

- пословицы,

- скороговорки,

- загадки,

- заклички, приговорки,

- считалки,

- небылицы,

- … сказки (докучные)

С обратной стороны из букв получается слово ФОЛЬКЛОР

  1. Работа по теме урока

Уч.:

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится!

Игра «Собери пословицу»: соединить 2 части в одну.

  1. Делу – время,                                 гуляй смело!
  2. Без труда                                        на добрые дела.
  3. Любишь кататься -                         не вытянешь и рыбки из пруда.
  4. Жизнь дана                                        потехе – час.
  5. Кончил дело                                люби и саночки возить. 

Уч.:

Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.

Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя - чистоговорки.

Игра «Вспомни – продолжи»: Читаются первые строчки скороговорки, а дальше нужно продолжить

  1. Как на горке, на пригорке…
  2. Вёз корабль карамель…
  3. Чёрной ночью чёрный кот…
  4. Мёд в лесу медведь нашёл…
  5. Еле-еле Лена ела…

 Уч.:

На посиделках любили загадывать и отгадывать и загадки.

Ваши загадки для друзей на столе, а отгадки в моем сундуке.

 Дети поочередно загадывают загадки. Если разгадывают, из сундучка вынимается предмет-«отгадка»

Загадки:

  1. Выпучив  глаза, сидит,

По-французски говорит,

Как блоха прыгает,

Как человек плавает. (Лягушка)

  1. У кого есть шапка без головы,

А нога без сапога? (Гриб)

  1. Не по рыбам,

А сети расставляет.

И плетет он сито –

Не руками свито. (Паук)

  1. Маленький,

Беленький,

Всё полюшко

Покружил;

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык! (Заяц)

  1. Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мяконька,

Белок сладенький,

А желток костяной. (Слива)

  1. А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десять братьев

Двух шуб хватает. (Рукавицы)

  1. Без рук, без ног, а скачет. (Мячик)

Уч.:

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Ну как не потешить друг друга небылицами?

Современные авторы тоже придумывают свои небылицы.

Юнна Мориц «Хохотальная путаница»

Восстанови пропущенные строки в стихотворении(работа в командах)

С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!

Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я-горчица, я-лимон!
Я закрылся на ремонт!»

Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!

По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!

Уч.:

У зимы с летом сладу нету

А мы вспомним заклички да приговорки как привет лету!

 

Игра «Вспомни – расскажи»: показывается картинка (солнышко, дождик, бабочка, божья коровка) – дети вспоминают и рассказывают заклички и приговорки.

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Уч.:

Сказка – складка, послушать сладко

 

А вы любите сказки? Рассказать вам сказочку? Слушайте:

Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?

Жило-было два мочала,

Вот и сказочке начало.

Было-жило два павлина,

Вот и сказке половина.

А жило-было два гуся,

Вот и сказка вся!

Понравились сказки? А чем понравились?

Называются эти сказки ДОКУЧНЫМИ

Владимир Иванович Даль:

        «бесконечные сказки, рассказываемые тем, кто докучает (надоедает) просьбами».

Владимир Яковлевич Пропп:

        «Это, собственно, не сказки, а прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок», они «используются, чтобы отделаться от настойчивых просьб рассказать сказку».

Инсценирование сказок

Импровизация

Тётушка Арина

Кашу варила,

Егор да Борис

Из-за каши

Подрались.

Мочала-мочала,

Начинай сначала!

Шёл мужик в лес, видит мост, а на мосту ворона сохнет. Взял ворону за хвост, кинул её под мост – пусть ворона мокнет. Пошёл дальше. Опять видит мост, под мостом ворона мокнет. Взял ворону за хвост, кинул её на мост – пусть ворона сохнет. Пошёл дальше. Опять видит мост…

Летела-летела, летела-летела ворона. Ну и села. Сидела-сидела, сидела-сидела и полетела. Летит-летит, летит-летит и сядет. Сидит-сидит, сидит-сидит и опять полетит…

Жил-был старичок, накосил сена стожок. Ты скажешь - хорошо, да я скажу – хорошо. Жили-были два старичка, да накосили сена два стожка. Ты говоришь – хорошо, да я скажу – хорошо…

Жил да был помидор

На соседней грядке.

И решил помидор

Навести порядки.

Он пошёл к огурцу

И поймал там овцу.

Овца закричала.

Начинай сначала!..

Сказки Саши Колесникова:

Жил-был дед,

        Ел щи на обед,

        А на ужин ел кашу.

        Вот и вся сказка наша.

        Жил-был мальчик,

        Был он глуп,

        Шубу принял за тулуп.

        Здесь начало,

        Там развязка.

        Хороша ли моя сказка?

        Жила-была корова,

        Бурёнкою звалась.

        И на лугу корова

        Зелёненьком паслась.

        Ни с кем не говорила,

        А только лишь мычала.

        Понравилась вам сказка?

        Так начинай сначала.

Хотелось бы вам свою докучную сказку сочинить?

Для начала попробуем подобрать рифмы к словам:

Огурец –

        Сказка –

        Муравей –

        Кот –

        Овечка –

        Крокодил –

        Хвостик –

        Ребята –

Сочиняем сказку вместе

Работа в группах

Кошка – на окошке, карася – сказка вся, мочало – сначала!

Огурец – молодец, сели – съели, прочти – повтори!

Овечка – у речки, травку – козявку, закричала – сначала!

Лягушка – старушка, свечку – на печку, чай – повторяй!

Бараны – барабаны, гости – кости, не грусти – повтори!

  1. Рефлексия

Приглашение - яблочко превратите в смайлик  в зависимости от вашего настроения (доволен - не доволен своей работой на уроке)

  1. Подведение итогов урока

С каким новым малым жанром народного творчества познакомились?

Перевернем карточки на доске и прочитаем, как по-другому называют народное творчество (ФОЛЬКЛОР)

  1. Домашнее задание

Сочинить свою докучную сказку



Предварительный просмотр:

       

 

                 

                   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения в 3 классе.Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка".Конспект урока и презентация....

Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"

Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Р...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...