Открытый урок А.П. Чехов "Ванька"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цель урока:

Обеспечить учащихся возможностью ознакомиться с поставленными в рассказе А. П. Чехова «Ванька» проблемами нравственного характера на примере жизненной истории главного героя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2018g_1.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 «А» классе

Учитель: Селезнева О. В.

Автор учебника: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова

Тема: А. П. Чехов «Ванька»

Цель урока:

Обеспечить учащихся возможностью ознакомиться с поставленными в рассказе А. П. Чехова «Ванька» проблемами нравственного характера на примере жизненной истории главного героя.

Задачи:

Образовательные:

- Предоставить учащимся возможность самим проанализировать художественный текст;

- Совершенствовать умение учащихся грамотно работать с художественным текстом;

- Выработать у учащихся понимание авторской позиции и умение её определять;

- Выработать у учащихся умение формировать собственную читательскую позицию.

Воспитательные:

- Воспитывать в учащихся приемлемые в обществе моральные качества;

- Воспитывать в учащихся чувства сопереживания и сострадания, научить их ценить проявляющееся в человеческих   поступках и помыслах добро.

Развивающие:

Развивать в учащихся любовь к художественной литературе и чтению;

Развивать способности к совместной работе в коллективе, в парах. Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении рассказа А.П. Чехов «Ванька»; РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство с общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения, уважение мнения собеседника.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический. Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая

Оборудование: Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова «Литературное чтение. 3 класс», ноутбук, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, портрет А. П. Чехова, карточки с цитатами А. П. Чехова и Агаты Кристи, репродукции картин, карточки с заданиями для групп, карточки для рефлексии.

Содержание взаимодействия с учащимися

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Методы и приемы

1.

Вводно-мотивационный этап.

Организационный момент.

Рефлексия.

- Я дарю свою улыбку всем вам! Поделитесь и вы своей улыбкой друг с другом и с нашими гостями. Ощутите тепло и свет, радость и счастье. У меня на столе лежит конверт. Он будет играть важную роль на уроке.

- Я вижу по вашим улыбкам, что настроение у вас хорошее и вы светитесь счастьем. К вашему настроению как нельзя лучше подойдет цитата знаменитой английской писательницы А.Кристи «Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека – счастливое детство»/

-Вы согласны с её высказыванием?

Дети настраиваются на работу! Демонстрируют готовность к работе.

Учащиеся отвечают, аргументируют свои ответы.

Высказывают свои мысли.

Демонстрация фотографий детей нашего класса с совместно проведенного праздника с детьми из интерната. Психологический настрой.

Прием актуальности.

2.

Актуализация опорных знаний.

Подготовка к восприятию.

Картинная галерея.

- О детстве пишет много писателей. Один из них А.П. Чехов. Сегодня мы с вами продолжаем изучать биографию и творчество писателя.

- Ребята, а похоже ли ваше детство на детство маленького А.Чехова? («В детстве у меня не было детства»)

-Дети посмотрите на репродукции известных художников. Какие из них подтверждают цитату А.П. Чехова, а какие А. Кристи?

-Я попрошу вас распределить репродукции так, чтобы они соответствовали цитатам на доске.

Заранее подготовленный ученик сообщает факты из биографии А.П. Чехова.

Отвечают, высказывают свои мысли

Рассматривают картины.

Сообщение биографических сведений учеником.

Демонстрация картин.

Объяснительно-иллюстративный метод. Технология проблемного обучения.

Работа в паре.

3.

Формулирование учащимися темы и задач урока

Проверка домашнего задания. Словарная работа.

-А пока ребята работают у доски, обратите ваше внимание на конверт.

-Как вы думаете почему он сегодня появился на нашем уроке и кому он адресован?

-Можете ли вы определить тему нашего урока?

-На прошлом уроке мы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Ванька»

-Какую работу нужно было сделать дома? (узнать содержание и отвечать на вопросы)

-Проверить вашу домашнюю работу нам поможет интерактивная игра.

-А теперь проверим правильно ли ребята выполнили задание.

- Я предлагаю вам выбрать от каждой группы по два человека, которым я смогу поставить «5» за подготовку домашнего задания.

Рассуждают, размышляют.

Определяют тему урока.

Рассказывают о выполненной работе дома.

 В группах отвечают на вопросы интерактивной игры. Ориентируются в системе своих знаний.

Проблемно-поисковый метод.

Использование ИКТ.

4.

Мотивация

-Кто это?

-В какой исторический период происходят описанное событие А. П. Чеховым?

-А вы в каком веке живете? - Какие чувства вы испытали, посмотрев этот отрывок?

-Почему?

-Чем похож Ванька на вас?

-Что его отличает от вас?

-Сегодня через это произведение А.П. Чехова мы познакомимся со временем, в котором жил писатель, раскроем замысел рассказа, будем учиться высказывать собственное мнение и уважать мнение других.

Театрализованная постановка.

Отвечают на вопросы учителя.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, выражают свою точку зрения.

Наглядно-образный метод.

Создание проблемной ситуации.

5.

Физмимнутка

-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым

-Поднимите руки те, кто ощущает себя любимым

-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным

-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители

-Сделайте три приседания те, кто провел незабываемые летние радостные каникулы

-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым.

Следуя инструкции учителя, выполняют физминутку.

Здоровьесберегающая технология.

6.

Анализ произведения

Закрепление знаний и способов действий.

Работа в группах.

-Ребята, к какому жанру можно отнести данное произведение? (рассказ).

-Я хочу остановиться на тех признаках, которые характеризуют рассказ как литературное произведение. (повествовательность, небольшой объем, небольшое кол-во героев, описание эпизода и кратковременность)

 

- Найдите в тексте описание Москвы 19 века.

- Накануне какого праздника происходят события, описанные в тексте?   (Рождество.)  

- А что в это время делает Ванька?    (тайком пишет письмо).

- О чем думают дети, славя Господа в Рождественских песнях?    

- А о чем думает Ваня?

- От кого он когда-то получил подарок? Какой подарок? Найдите в тексте.

- Почему Ольга Игнатьевна   кормила Ваньку леденцами, выучила его читать, писать, считать до 100 и даже танцевать кадриль?  Найдите в тексте. (от нечего делать)

1 группа: нарисовать обложку к данному произведению.

2 группа: подготовить краткий пересказ произведения по схеме из учебника.

3 группа: образ Ваньки.

Определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

Отвечают на вопросы, свои ответы подтверждают выдержками из текста.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве

Презентация (структура рассказа, герои, Москва 19 века, Рождество (дети идут со звездой))

Беседа, словесный метод.

Работа с текстом.

Групповой метод.

7.

Обобщение и систематизация знаний

- Часто детей называют цветы жизни, почему?

-Вы тоже видите перед собой цветок, который поможет подвести нам итоги урока.

а) Простые знания (1 лепесток)

- Где происходят события?

- Почему Ванька просит дедушку забрать его из Москвы?

- Что обещает Ванька дедушке, если тот его заберет.

б) Уточняющий (2 лепесток)

«Правильно ли я понимаю, что жизнь одного описываемого А.П.Чеховым ребенка сироты из крестьянской семьи 19 в., была похожа на жизнь многих детей того времени» (предлагаю обратить внимание на выставку книг, объединенных одной темой «Трудное детство»)

в) Оценочный (3 лепесток)

«Какие чувства вы испытывали, читая это произведение?»

г) Практический (4 лепесток)

«Как бы вы поступили, если бы оказались на месте главного героя?»

д) Творческий (5 лепесток)

«Что было бы, если бы дедушка получил письмо…»

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы.

Методика «Блума».

Презентация.

 8.

Домашнее задание.

Есть праздник, что светлее всех других,
Есть день, когда весь мир добром лучится -
Ведь в Рождество все может приключиться,
Чтоб изменить теченье дней иных...

День дарит веру всем, надежду и любовь
На то, что будем жить в добре и счастье.
Спеши творить добро, открой души покров
И помолись за всех, кто может быть несчастлив.

-Именно в светлый праздник Рождества Христова загорается звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются. Давайте и мы представим такой поворот событий. Придумайте концовку рассказа так, чтобы Ванькина мечта, загаданная накануне светлого праздника Рождества, сбылась.

 

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Творческий метод.

9.

Оценочно – рефлексивный  этап.

- Но вы знаете, что к очень большому сожалению и в наши дни не у всех детей счастливое детство.

- Наш класс дружит с детьми из интерната. И сейчас в преддверии новогодних праздников, я предлагаю нам поучаствовать в акции «Подари новогодний подарок ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации».

- Продолжите высказывание:

а) «Урок заставил меня задуматься….».

б) «Я понял, что…»

- С каким настроением вы уходите с урока? Придумайте пожелания для детей, которые в настоящие время находятся в трудной жизненной ситуации. У вас на партах лежат серебряные и золотые звезды. Пусть золотая звезда загорится в том случае, если урок заставил вас задуматься, а серебряная, если урок оставил вас равнодушными.

- Сегодня на уроке вы все хорошо потрудились.  Молодцы!

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...