Великая война и Великая Победа
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ольга  Борисовна Иванова

Урок-отчет по внеклассному чтению в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Корцовская средняя общеобразовательная школа»

Солигаличского района Костромской области

Урок-отчет по внеклассному чтению в  4 классе

Тема « Великая война и Великая Победа»

Учитель начальных классов:

 Иванова Ольга Борисовна.

Сохранить память о героях- наш долг.

Урок комплексного применения знаний и умений.

Цели урока: -расширение представлений обучающихся о Великой Отечественной войне и ее героях;

-воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, Костромскому краю;

-активизация творческого потенциала обучающихся.

Задачи:- развитие познавательного интереса к истории России;

-воспитание уважения к людям старшего поколения;

-совершенствование навыка правильного выразительного чтения;

-развивать устную речь обучающихся.

Характеристика учебной деятельности: закрепление приемов поиска и отбора книг и произведений на заданную тему, внешнего и внутреннего анализа отобранных произведений.

Планируемые результаты:

-предметные: обращаться к титульным данным; ориентироваться в мире книг по алфавитному  каталогу, открытому доступу книг в библиотеке, сравнивать и проводить аналогии между произведениями близкой тематики.

-личностные: испытывать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, ориентироваться в нравственном содержании поступков людей.

-анализировать, аргументировать личный выбор, конкретно строить высказывания, осуществлять само- и взаимопроверку, корректно высказывать оценочное мнение.

Методы обучения: метод творческого чтения, исследовательский, практический.

Приемы обучения: создание проблемной ситуации, аналитическая работа с текстом, организация исследовательской деятельности учащихся.

Виды деятельности обучающихся: выразительное чтение наизусть, пересказ, творческая работа (домашнее задание).

     Оборудование:

  1. Видеофильм  «Памяти Великой Отечественной войны».
  2. Запись песни «День Победы».
  3. Запись стихотворения Р.Рождественского «Помните…».
  4. Выставка книг о Великой Отечественной войне.
  5. Выставка рисунков по теме Великой Отечественной войны.
  6. Мультимедийный проектор.
  7. Ноутбук.
  8.  Газеты «Северный рабочий» от 24 июня и 15 июля 1941 года и «Северная правда» от 9 мая 1945 года.

        Технологии: работа в паре, использование ИКТ, педагогика сотрудничества.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. 1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Чего бы вы хотели больше всего на свете? (1 мин.)

-В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу. А сейчас посмотрите видеоклип и подумайте, о чем мы с вами будем разговаривать на уроке.

-Видеофрагмент «Памяти Великой Отечественной войны».(5 мин.)

-Так, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.(1 мин.)

- Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне.(2 мин.)

-Давайте прочитаем, что у вас получилось.

-Мы составили представление о войне на основе ваших знаний. Посмотрите, как много вы уже знаете о войне.

-Мы из года в год посвящаем этой теме классные часы, общешкольные и другие мероприятия, говорим о ней на уроках литературного чтения. Как вы думаете, для чего? Что мы должны вынести, усвоить из нашего урока. Продолжите фразу: сегодня мы рассказываем о героях войны, анализируем стихи о войне для того, чтобы…( 1 мин.)

Обучающиеся отвечают на вопрос.

+Сегодня на уроке мы продолжим разговор  о Великой Отечественной войне.  Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово- война.

Дети записывают свои ассоциации.

Дети продолжают фразу вслух.

3. «Экскурсия» в прошлое.

- Я предлагаю вам посмотреть газету «Северный рабочий» от 24 июня  и 15 июля 1941 года. Почитайте заголовки, посмотрите фотографии. Сколько лет уже прошло, а вы сейчас  прикасаетесь к нашему прошлому. Что чувствуете вы?(1 мин.)

4. Обобщение раздела «Прошла по земле война». (Учебник литературного чтения 4 класс. УМК «Планета знаний»).3 мин.

-Все, от мала до велика, встали на защиту Родины. Кто защищал Родину в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»?

-В каких словах Матвея Кузьмина раскрывается его глубокий патриотизм?

-Чей подвиг напомнил  вам героический поступок Матвея Кузьмина?

-А в стихотворении А. Твардовского «Рассказ танкиста»?

-Что делал мальчик из стихотворения А.Твардовского до прихода наших войск? Какие качества помогли ему оказать помощь танкистам?

-Какие еще произведения мы изучали в разделе?

-Какой вывод можно сделать по всем этим произведениям?

+Старики.

+ «Хотел купить старого Матвея? По себе о людях судишь, фашист!..»

+Ивана Сусанина.

+Обыкновенный парнишка помогает танкистам.

+Стихотворения А.Ахматовой «Мужество», «Памяти друга», К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»

+Все встали на защиту нашей Родины. Война была Великой.

5. Прослушивание записи песни «День Победы»(4мин.)

-Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тылу врага- это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. И он пришел, этот день – 9 мая 1945 года- День Победы!

-«День Победы», слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.

Дети слушают запись песни.

6. «Экскурсия» в прошлое.( 1мин.)

-С каким нетерпением ждали его люди всего мира. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания. Май 1945 года… Разве можно забыть события тех дней? Они памятны каждому русскому человеку.

-Газета «Северная правда»  от 9 мая 1945 года

Дети рассматривают газету от 9 мая 1945 года.

7. Физкультпауза (3 мин)

8. Сообщения о героях Великой Отечественной войны.(6  мин)

-Почти 70 лет назад, 24 июня 1945 года, в городе Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты- победители бросили к подножию Мавзолея знамена разгромленных немецких армий.

-Каких героев войны вы знаете?

Пока дети рассказывает о герое, на экране можно видеть фотографию героя.

-Время неумолимо отодвигает в прошлое дни, когда затихли последние залпы Великой  Отечественной войны. Ее история – это история всенародного подвига. Она состоит из тысяч фактов героизма и самопожертвования во имя блага, во имя пути к светлому, мирному будущему. К сожалению, многое из пережитого в те годы уже забывается. Но нельзя забыть о тех, чья стойкость и мужество в тяжелых сражениях осилили врага, спасли нашу Родину, о героях, оставшихся в живых, и о тех, кто отдал во имя нашей победы самое дорогое- свою жизнь.

+Дети знакомят друг друга с материалами о героях Советского Союза Серогодском  Михаиле Николаевиче и Серогодском Василии Александровиче, которые подготовили самостоятельно.

9. Выразительное чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне. ( 4 мин.)

-Говорят, что,  когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в страшные, грозные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины. Послушайте стихи, которые были написаны уже после нее.

Петр  Давыдов  «Тот долгожданный май»;

Егор Исаев. Отрывок из поэмы «Суд памяти».

Ольга  Маслова «Пусть будет мир»

Иван Радченко «Еще стояла тьма немая…»

10. Рассказ о детях войны, которых посетили обучающиеся в ходе подготовки к уроку внеклассного чтения.( 3мин.)

Война коснулась и нашего села. Многие мужчины ушли на фронт. Вернулись не все.

Дети рассказывают об односельчанках Капустиной Валентине Михайловне и Крамбалевой Марии Михайловне, о том, что помнят о Великой Отечественной войне они.

11. Минута молчания.

В память об односельчанах, не вернувшихся с войны, поставлен памятник. К сожалению, на территории нашего поселения уже не осталось ветеранов ВОВ. Давайте почтим их  и павших в боях героев минутой молчания.

-Р.Рождественский «Помните…».(3 мин)

Дети слушают запись стихотворения в исполнении Р. Рождественского.

12. Рефлексия.(1 мин.)

-А теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?

-Я благодарю класс за работу и надеюсь, что вы захотите прочитать еще книги о Великой Отечественной войне, что вы будете гордиться героями земляками, что полученные знания из истории нашей родины вам пригодятся в дальнейшей жизни.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

13. Д.З. Написать сочинение «След Великой Отечественной войны в моей семье».(1 мин.)

Дети записывают домашнее задание в дневник.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА"

Мероприятие посвящённое 65-летию великой победы над фашизмом...

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведён в 4 классе по теме " Великая Война и Великая Победа", форма урока- заседание клуба " Поиск Истины" Урок представлен с методическим обоснованием. Использование ИКТ ...

урок окружающего мира "Великая война и великая Победа" 4 класс, УМК «Школа России»

Представленный  урок позволяет  решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия....

Великая война и Великая Победа

Письменная проверочная работа  по окружающему миру тестового характера 4 класс "Школа России" Разработка учителя начальных классов Тарасовой Л.А....

Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...


 

Комментарии

Смирнова Ольга Александровна

Очень интересный и полезный материал по патриотическому воспитанию, которое так необходимо современной школе! Рекомендую для использования как на уроках внеклассного чтения, так и на классном часе.

Володина  Наталья Алексеевна

Спасибо большое за интересный и полезный материал.