Главные вкладки

    Конспект урока "Нравственные ценности в иранской народной сказке "Счастливый мальчик".
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Косова Нина Владимировна

    Конспект урока литературного чтения 2 класс иранская народная сказка "Счастливый мальчик". УМК Планета Знаний

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_schastlivyy_malchik.docx25.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока  Счастливый мальчик. Иранская народная сказка.

    Цель:  Определить общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.

    Задачи: 

    Обучающие: формирование представления о народной  сказке зарубежных писателей; расширение словарного запаса  учащихся.

    Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствование  навыка самостоятельной работы и работы в парах.

    Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

    Планируемые образовательные результаты
    Предметные:

    научатся:  работать с текстом сказки; проводить исследование текста сказки;

    получат возможность научиться: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

    Метапредметные:
    познавательные – раскрывать значение слова «сверстник», «лачуга» «невод», «опостылела», «скитаться», «облачиться», использовать их в активном словаре;  -определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; раскрывать  образ героя сказки по его поступкам и обосновывать свое мнение; определять черты характера  героя сказки и обосновывать свое мнение;

     коммуникативные -формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания; договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

    регулятивные – понимать  задачи урока и стремление их выполнить; выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; соотносить результат с поставленной целью в сотрудничестве с учителем.

    Личностные: -проявлять интерес к изучению темы; желание читать народные сказки; развитие интереса к внутренней жизни человека, развитие умения определять и высказывать собственную позицию, аргументируя её, обогащение нравственных представлений.

    Тип урока: «открытие» нового знания.
    Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
    Методы: частично  - поисковый,  проблемный,

     Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная презентация, учебник «Литературное чтение.  2 класс, 1 часть» Э.Э.Кац

    Ход урока.

    I Мотивация.

    Прозвенел звонок для нас.

    Мы зашли спокойно в класс.

    Встали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Вижу, класс наш  хоть куда.

    Мы начнём урок, друзья.

    II  Актуализация.

    Ребята, у меня сюрприз для вас. Послушайте эту музыкальную запись. Включаю запись русской народной песни «Как на тоненький ледок».

    -Знакомо вам это музыкальное произведение. К какому творчеству относится это произведение? (Устному народному творчеству)

    Как одним словом мы называем устно народное творчество -Фольклор

    - Скажите, пожалуйста, какой жанр вы только, что прослушали? (песня)

    - У вас на партах лежат карточки зелёного цвета, переверните их, прочитайте, что на них написано. Я попрошу вас выбрать только те карточки, на которых написаны название малых фольклорных жанров. Выбираем карточки, зачитываем их названия вслух и вывешиваем на доску.( загадки, сказки, потешки, поговорки, считалки, скороговорки).

    Молодцы вы справились с заданием.

    - Скажите, над каким большим фольклорным  жанром мы с вами работали на прошлых уроках? (Народные сказки).

    - На какие  две группы мы можем разделить сказки?

    (Народные и авторские)

    - Какие виды сказок вы знаете?  О животных, бытовые, волшебные).

    -Назовите признаки сказки?

    III Этап выявления места и причин затруднения

    Было утром тихо в доме.

    Я писала на ладони имя мамино…

    Не в тетрадке на листке,

    Не на стенке каменной –

    Я писала на руке имя мамино,

    Было утром тихо в доме,

    Стало шумно среди дня…

    - Что ты спрятала в ладони? –

    Стали спрашивать меня.

    Я ладонь разжала –

    Счастье я держала!

    Ребята, как вы думаете, какого человека мы можем назвать счастливым? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

    IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

    -Скажите, какое произведение, вы прочитали дома?

    - Ребята, какая тема нашего урока?

    Иранская народная сказка «Счастливый мальчик»

    Давайте попробуем определить цель урока-

    - Познакомиться с иранской народной сказкой «Счастливый мальчик».

    Задачи :

    1.Прочитать произведение;

    2. Определить его жанр;

    3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

    4. Развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость. Сегодня на уроке нам нужно подумать над тем, что же тревожит и радует людей из иранской народной сказки «Счастливый мальчик», и понять, что иранский народ считает добром, а что злом. Найти ответы на эти вопросы мы можем, прочитав и проанализировав содержание сказки. 

    V этап реализации выхода из затруднения

    Короткая справка об Иране.

    - Это древняя страна, она находится недалеко от Индии, среди высоких гор. На севере и на юге ее границы выходят к Каспийскому морю и Персидскому заливу Индийского океана.

    Открываем учебник на странице 87

    С чего мы начинаем изучения нового произведения.

    Словарная разминка. РАБОТА СО СЛОВАРЁМ.

    ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом.

    ОПУШКА (леса) – край леса.

    СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.

    НЕВОД – большая рыболовная сеть.

    ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.

    ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.

    Давайте прослушаем запись сказки.

    Включаю аудиозапись сказки, сопровождаю показом презентации

    - Понравилось ли вам прочитанное произведение?

    У вас на столах лежат цветовые карточки, возьмите  и покажите мне ту карточку,которая выражает ваше настроение, после прослушивания сказки. Объясните почему.

    VI Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

    - К какому литературному жанру относится это произведение?     (сказка)

    - Почему?       (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)

    - К какому виду сказок мы её отнесём?       (и бытовая и волшебная)

    - Есть ли у сказки автор?     (нет, значит, она народная)

    - Верно. Это иранская народная сказка.

    - Кого поймал мальчик? Золотисто-красно-синию рыбу.

    - О чём она попросила? Зачитай…

    - Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…

    - Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…

    («Ему так хотелось …… не делай этого!»)

    Инсценировка

    -Почему мать не рассердилась, её настроение не испортилось, она улыбалась своей прежней улыбкой?

    - Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…

    -В каких словах рыбки заключена главная мысль сказки. Найди в тексте Прочти их.

    Главная мысль заключена в словах "Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости"

     - На что похожи эти слова?

     -Это иранская пословица.

    Собери пословицу. ( в парах)

    Счастье дороже богатства.
     Счастье не в кошельке, счастье в руках.

    Семь раз отмерь, один отрежь.

    Поспешишь, людей насмешишь

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Век живи, век учись

    У вас на столах лежат красные и синие карточки. Красные карточки это начало пословицы, синие это её вторая половинка. Начинаем читать красную карточку, кто подберёт окончание выходят к красной половинке и вывешивают на доску.

    -Как вы считаете, какая из этих пословиц подходит к нашей сказке и почему?

    VII Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

    Рабочая тетрадь стр        28 выписать основную мысль и проверить по эталону.

    VIII Этап включения в систему знаний и повторений.

    . Если бы в ваши руки попали волшебные ножницы, чтобы вы вырезали, чтобы быть счастливыми?

    Работа в группах.

    У вас на столах лежат кирпичики из которых мы с вами построим  фундамент для нашего  счастливого дома. Поработайте в группах и решите, что вы с собой возьмёте, а что оставите.

    Зло, добро, счастье, грусть, взаимопонимание, ссоры, уважение, ненависть, богатство, любовь, тепло, уют, предательство, дружба, забота, безразличие, понимание, хорошая учеба

    Прикрепляем на доску, кирпичики с надписями.

    Обсуждения.

    IX Рефлексия

    Давайте, вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока.

    1.Прочитать произведение;

    2. Определить его жанр;

    3. Сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);

    4. Развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость.

    Все ли задачи мы решили?

    Оцените свою работу на уроке.

    *зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.

    *желтая карточка - знал ответы не на все вопросы

    *красная карточка - было трудно

    Д\З Пересказ сказки от имени мальчика или от имени мамы. Кто, что выберет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".

    На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...

    Конспект урока внеклассного чтения. "Устное народное творчество. Ярмарка".

    Нетрадиционный урок внеклассного чтения  "Устное народное творчество. Ярмарка" является обобщающим по разделу "Устное народное творчество" во 2 классе....

    Урок по чтению. "Семейные ценности в русских народных сказках".

    Проведение данного урока позволит детям понять о том какие взаимоотношения должны быть в семье, и узнают о некоторых правилах поведения в семье....

    Конспект занятия_ЦЕННОСТИ НАШЕЙ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЬЕ.

    Занятие по курсу Мир Деятельности с применением здоровьесберегающих технологий....

    Русская народная сказка "Мальчик с пальчик"

    Данная работа представляет из себя презентацию к уроку литературного чтения во втором классе по программе "Планета знаний". Работа содержит материал по знакомству с новой сказкой, а также материал для...