Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа составлена по УМК "Школа России", авторы учебников Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_b.docx90.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

Сергиево-Посадского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ  «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»

_________________  Л.В. Иванова

«_____» ________________ 2018г.

М.П.

Рабочая программа по литературному чтению

(базовый уровень)

4 «Б» класс

Составитель: Депенчук  Ирина Валентиновна

учитель начальных классов  высшей  категории

2018г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки России 01.02.2011г., регистрационный номер 19644);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»;
  • Учебного плана МБОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа» на 2018-2019 учебный год.

Изучение курса проводится по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 4 класс» Учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016.

Авторская программа реализуется в полном объёме.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина» в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в минигруппе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»,  накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных  жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать5—10 слайдов  к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные УУД

 Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  •  читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;  
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  •  находить в произведениях средства художественной выразительности;
  •  готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  •  осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного  обучения  по другим предметам;
  •  приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  •  воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  •  осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно - эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  •  на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  •  пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать
  • текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т.д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  •  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  •  создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного курса

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Летописи. Былины. Жития. 

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»,  «И вспомнил Олег  коня своего». Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былины «Ильины три  поездочки». Прозаический текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». «Житие Сергия Радонежского» -   памятник древнерусской  литературы.

8 ч

2

Чудесный мир классики. 

П.П. Ершов «Конёк - Горбунок» (отрывок);  А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...» , «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях»; М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»,  «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство», Л. Н.Толстой «Как мужик убрал камень». Басня. А. П. Чехов «Мальчики».    

16 ч

3

Поэтическая тетрадь.

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» .А. Фет  «Бабочка»,  «Весенний дождь» Е. А. Баратынский  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…».  А. Н. Плещеев «Дети и птичка».  И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». И. А. Бунин  «Листопад».  

9 ч

4

Литературные сказки. 

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе». Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце».  С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

15 ч

5

Делу время – потехе час.  

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» .  В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В. В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».

7 ч

6

Страна детства. 

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». М. М. Зощенко «Елка».

7 ч

7

Поэтическая тетрадь. 

В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская», С. А. Есенин «Бабушкины сказки», М. И. Цветаева  «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

5 ч

8

Природа и мы. 

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин  «Выскочка» ,Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

10 ч

9

Поэтическая тетрадь.

Б. Пастернак. «Золотая осень»,  С.А. Клычков "Весна в лесу", Д.Б. Кедрин. «Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь» , С. А. Есенин «Лебедушка».  

5 ч

10

Родина. 

И. С. Никитин «Русь»,  С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Проект: "Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!"

4 ч

11

Страна Фантазия. 

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», К. Булычев «Путешествие Алисы»

5 ч

12

Зарубежная литература.

 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», Г.-Х. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойера». Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете».  

11 ч

Общее количество часов

102 ч


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование темы

Универсальные учебные действия

Плановые сроки

прохождения

Фактическая дата

прохождения

Летописи. Былины. Жития (8 ч)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»  

Регулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.

Познавательные:  анализировать  научно - познавательный  текст с опорой на вопросы, выделять в нём основную мысль;  проявлять индивидуальные творческие способности; сравнивать летопись и былину, находить в них сходство и различие; определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития), осознавать смысл изобразительно – выразительных средств языка произведения.

Коммуникативные: отвечать на вопросы  на основе научно- познавательной статьи учебника, ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя; кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале строить рассуждения и доказательство своей точки зрения (9 – 10)  предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

 Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратность в её использовании,  доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

03.09 - 07.09

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи  «И вспомнил Олег  коня своего».

03.09 - 07.09

Летопись - источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

03.09 - 07.09

Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

10.09 - 14.09

Прозаический текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой.

10.09 - 14.09

Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».

10.09 - 14.09

 «Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской литературы.

17.09 - 21 .09

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития. Проект «Создание календаря исторических событий»

17.09 - 21.09

Чудесный мир классики (16 ч)

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок)

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре, принимать её,  сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); составлять план работы по решению учебной задачи уроков мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока.

Познавательные: сравнивать лирические и прозаические произведения, народную и литературную сказку; понимать смысл русских народных  сказок;

сравнивать сказку бытовую и волшебную; находить сходства и различия;
соотносить литературное произведение или эпизод из него с репродукцией картины художника; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива
.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения (9 - 10предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания;

Личностные: осознанное  желание готовиться к урокам литературного чтения;

желание читать  выразительно, передавая  позитивные чувства.

 

17.09 - 21.09

П. П. Ершов  «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

24.09 - 28.09

П. П. Ершов «Конёк-Горбунок». Характеристика главных героев.

24.09 - 28.09

А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!...»

24.09 - 28.09

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

01.10 - 05.10

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев.

01.10 - 05.10

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части.

01.10 - 05.10

Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина.

08.10 - 12.10

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

08.10 - 12.10

Хорошие и плохие поступки людей. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

08.10 - 12.10

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

15.10 - 19.10

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

15.10 - 19.10

Умный и находчивый герой. Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Басня.

15.10 - 19.10

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

22.10 - 26.10

А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

22.10 - 26.10

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

22.10 - 26.10

Поэтическая тетрадь (9 ч)

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…»

Регулятивные:  формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.)

Познавательные: находить  в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать их в своих творческих работах; определять основную идею произведения, объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого.

Личностные: желание читать  выразительно стихи о природе, передавая  позитивные чувства; с гордостью  и уважением относиться к  творчеству русских поэтов - классиков, известных во всем мире, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений.

05.11 - 09.11

Красота природы. Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

05.11- 09.11

Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении А. Фета «Бабочка»,  «Весенний дождь»

05.11 - 09.11

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…»

12.11 - 16.11

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

12.11 - 16.11

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

12.11 - 16.11

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

19.11 - 23.11

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад».  

19.11 - 23.11

Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь»

19.11 - 23.11

Литературные сказки (15 ч)

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

Регулятивные:  составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини - группе или паре, предлагать совместно с группой (парой)  план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе  по выработанным критериям;  предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Познавательные: сравнивать   народную и литературную сказку; находить сходства и различия; создавать   высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений; проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов; в процессе чтения по ролям, при инсценировании  и выполнении проектных заданий.

Коммуникативные: объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;  опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Личностные: осознанное желание готовиться к урокам литературного чтения;

 желание читать  выразительно, передавая  позитивные чувства; с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

26.11 - 30.11

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

26.11 - 30.11

Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ. В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

26.11 - 30.11

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и  розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.  

03.12 - 07.12

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст -описание в содержании художественного произведения.

03.12 - 07.12

В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

03.12 - 07.12

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

10.12 - 14.12

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни.

10.12 - 14.12

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

10.12 - 14.12

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

17.12 - 21.12

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

17.12 - 21.12

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

17.12 - 21.12

Деление текста на части. Составление плана сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

24.12 - 28.12

Выборочный пересказ сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

24.12 – 28.12

Обобщение по разделу: «Литературные сказки»

24.12 - 28.12

Делу время – потехе час (7 ч) Часть 2.

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Регулятивные: принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки

предложенного плана;  выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; анализировать  причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию;   фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;  предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

 проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора.

Коммуникативные: пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

Личностные: формирование положительного отношения к уроку литературы; осознанное желание готовиться к урокам литературного чтения;  желание читать  выразительно, передавая  позитивные чувства.

14.01 - 18.01

Е. Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.

14.01 - 18.01

Авторское отношение к героям «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца.

14.01 - 18.01

Средства создания комического эффекта. В. Ю. Драгунский «Главные реки».

21.01 - 25.01

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

21.01 - 25.01

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

21.01 - 25.01

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».  

28.01 - 01.02

Страна детства (7 ч)

 -Плохое и хорошее в поступках людей. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); выбирать вместе  с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.).

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

сравнивать мотивы  поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

 определять основную идею произведения (эпического или лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет.

Личностные: воспитывать чувство гордости за свою страну;  с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.

28.01 - 01.02

Взаимоотношения детей и взрослых. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».  

28.01 - 01.02

Поступки как средство характеристики героев. К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

04.02 - 08.02

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми  шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

04.02 - 08.02

М. М. Зощенко «Елка». Герои произведения.

04.02 - 08.02

Обобщение по разделу «Страна детства».

11.02 - 15.02

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.

11.02 - 15.02

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.)

Познавательные: определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради; создавать   высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; высказывать свою точку зрения (7 - 8предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;  руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Личностные: формирование положительного отношения к уроку литературы;

осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни; проявлять интерес к познанию природы.

11.02 - 15.02

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

18.02 - 22.02

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

18.02 - 22.02

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

18.02 - 22.02

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

25.02 - 01.03

Природа и мы (10 ч)

Отношения человека  к природе  в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

 Регулятивные:  формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;  анализировать причины успеха/неуспеха.

 Познавательные:  анализировать  литературный  текст с опорой  на вопросы;  

 работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; определять основную идею произведения (эпического или лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

находить в литературных текстах сравнения и  эпитеты, использовать их в своих творческих работах.

 Коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;  объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;  определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.

 Личностные: осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни; проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

25.02 - 01.03

Доброта – это великий Божий дар, щедрость души. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

25.02 - 01.03

Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприна «Барбос и Жулька».

04.03 - 08.03

Поступок как характеристика героя произведения  А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

04.03 - 08.03

Писательская наблюдательность  М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

04.03 - 08.03

Характеристика героя на основе поступка. М. М. Пришвин «Выскочка».

11.03 - 15.03

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении.

11.03 - 15.03

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

11.03 - 15.03

 В. П. Астафьев  «Стрижонок Скрип».  Составление плана.  

18.03 - 22.03

Обобщение по разделу «Природа и мы». Проект «Природа и мы»

18.03 - 22.03

Поэтическая тетрадь (5 ч)

Картины осени в лирическом произведении. Б. Пастернак. «Золотая осень».

Регулятивные:  читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной

речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);  осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы

в пользу своего плана работы;

 Познавательные: находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,

олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и

олицетворения в своих творческих работах; понимать смысл и значение создания   стихотворений   для русской и мировой литературы;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

Коммуникативные:  формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось

бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

18.03 -22.03

Картины весны и лета в произведениях С.А. Клычкова «Весна в лесу», Д.Б. Кедрина «Бабье лето».

03.04 - 05.04

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

03.04 - 05.04

Мотивы народного творчества в авторском произведении. С. А. Есенина «Лебедушка»  

08.04 - 12.04

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

08.04 - 12.04

Родина (4 ч)

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому  в стихотворении  И. С. Никитина «Русь»

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов.

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения (7 - 8предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;  принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения.

Личностные: у обучающегося будут сформированы  первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность); проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

08.04 - 12.04

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

15.04 - 19.04

Красота и величие природы в стихотворении  А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»

15.04 - 19.04

Обобщение по разделу «Родина". Проект: "Как не гордиться мне тобой, о Родина моя!"

15.04 - 19.04

Страна Фантазия (5 ч.)

Поведение человека  в необыкновенных условиях. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Регулятивные: оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;  фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−»,  «?»);

Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные: определять  самостоятельно  критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои  достижения   по выработанным критериям.

Личностные: у обучающегося будут сформированы  первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность).

22.04 - 26.04

Герои фантастического рассказа  Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»

22.04 - 26.04

Особенности фантастического жанра. К. Булычев «Путешествие Алисы»

22.04 - 26.04

Сравнение  героев рассказа фантастического жанра. К.Булычев «Путешествие Алисы»

29.04 -  03.05

Обобщение по разделу «Страна Фантазия»

29.04 - 03.05

Зарубежная литература (11 ч)

Фантастические события, персонажи в произведении Дж. Свифта «Путешествие Гулливера»

Регулятивные:  принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
 выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов.

Познавательные:   проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов; в процессе чтения по ролям и  при выполнении проектных заданий;  предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

 Коммуникативные:  воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);  готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

 Личностные:  формирование положительного отношения к уроку литературы;

на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).

06.05 - 10.05

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

06.05 - 10.05

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

13.05 - 17.05

 Авторская сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка»

13.05 - 17.05

Составление плана к  сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка»

13.05 - 17.05

Персонажи сказки  Г.Х. Андерсена «Русалочка»

20.05 - 24.05

Тема первой любви  в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»

20.05 - 24.05

Сравнение героев и их поступков в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»

20.05 - 24.05

Библейские сказания. С.Лагерлеф «Святая ночь»

27.05 - 31.05

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете».

27.05 - 31.05

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

27.05 - 31.05


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014. –128 с.
  2. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с аудиоприл. на электронном носителе. В 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с. – (Школа России).
  3. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 110 с. – (Школа России).

Интернет-ресурсы:

  • http://www.gramota.ru/slovari – электронные словари и грамматика
  • http://school-collection.edu.ru – единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов  
  • http://www.nachalka.com – сайт учителей начальных классов
  • http://www.uchportal.ru – учительский портал
  • http://infourok.ru – видео – уроки
  • http://it-n.ru – сеть творческих учителей

Учебно-лабораторное оборудование:

1.        интерактивная доска;

2.        проектор;

3.        документ-камера;

4.        ноутбуки

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

начальных классов

Протокол № _______

от «____» ____________ 2018г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

______________ Е.Ю. Неврова

«____» ______________ 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....