Урок литературного чтения "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Чердонова Елизавета Жамбаловна

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Развитие критического мышления».

                     Цель: познакомить детей с произведением В.Бианки “Мышонок Пик” через приемы по технологии РКМ.

Задачи:

1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

2) расширить представления детей о жизни; научить  оценивать поступки, поведение героев произведения;

3) развивать творческое мышление младших школьников;

4)помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто нас окружает;

5 ) воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме: 

«В.Бианки «Мышонок Пик».

(Первый урок. Знакомство)

Слайд 1

Время проведения: 3 четверть

Возраст учащихся: 3 класс (9 лет)

Время: 45 мин.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Развитие критического мышления».

           

           Цель: познакомить детей с произведением В.Бианки “Мышонок Пикчерез приемы по технологии РКМ.

Задачи:

1) учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;

2) расширить представления детей о жизни; научить  оценивать поступки, поведение героев произведения;

3) развивать творческое мышление младших школьников;

4)помочь понять детям, как надо относиться к тем, кто нас окружает;

5 ) воспитывать чувство сострадания, любви к животным, правильного отношения к природе.

Оборудование урока: портрет В.Бианки, выставка книг, раздаточный материал для учащихся, презентация,  энциклопедический и справочный материал, толковый словарь.

Ход урока

1. Организационный момент.

Стадия вызова. Вступительное слово учителя.

 Слайд  2

…Здравствуйте те, кто мечтал хотя бы однажды совершить путешествие…

…Здравствуйте те, кто задумывался над тем, как нелегко бывает маленьким …

…Здравствуйте те, кто знает,  как помочь тем, кто вокруг нас…

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох,  так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.

- Кто услышал о каком писателе я вам рассказала?

Слайд  3

А кто знаком с этим писателем? Что вы о нём уже знаете?

На доске подсказка:

Знаток ( чего?)

Любит (кого? Что?)

Злой - добрый

Серьёзный – шутливый

Внимательный – рассеянный

Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому.  Писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки помогал ребятам проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.

              Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить. Писателю удалось найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе.

 Слайд  4

- Посмотрите на выставку книг. Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?

-  А вот  о ком мы будем читать сегодня, узнаем из загадки:

Маленький рост, длинный хвост.

Серая шубка, острые зубки. Кто это? (Мышь)

Слайд  5  ( показ картинки)

- Что вы знаете о мышах? ( приём «До и После» - запись на доске фиксируется.) Какие чувства вы испытываете, когда видите мышонка или думаете о нём?

2.  Основная часть.

1) Стадия вызова.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

/Запись ответов на доске./

- Рассмотрим книгу и только по обложкам , иллюстрациям, названиям глав предположим о чём она? (стратегия «Бортовой журнал»)

- Обратите внимание на слова, которые встречаются в названии глав, уточните свои предположения.

(стратегия «Ключевые слова») Слайд  6

МЫШОНОК

МОРЕПЛАВАТЕЛЬ

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

НОЧЬ

ХВОСТ-ЦЕПЛЯЛКА

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

Бортовой журнал

Предположения

Новая информация

Слайд  7

Предположите жанр произведения.

2) Стадия осмысления.

Стратегия “Чтение текста с остановками”.

1 часть ( до слов «.. и пошёл в кусты.»)

– Что вы узнали из этой части?

Как вы теперь предполагаете, о чем далее пойдет речь?

2 часть ( до слов «.. я её сейчас.»)

– Что вы узнали из этой части?

– Как вы думаете, что произойдет дальше?

3 часть ( до слов «…у нас хлеб воруют»)

– О чем вы прочитали?

– Как будут далее развиваться события?

4 часть (до слов «… и пошёл к берегу..»)

( проверка предположений после прочтения каждой части)

– Чем закончится рассказ?

- Какие чувства вы испытали? За кого переживали? Кто больше всего понравился из героев?

Прочтите самостоятельно ещё раз первую часть, обратите внимание на незнакомые слова.

Слайд  8

Словарная работа:

порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны

извести – уничтожить, убить

      рубнул  -  ударил ножом, срубил

Слайд  9  Возврат к стратегии «Бортовой журнал».

- Правильно ли мы предугадали содержание? В чём вы были правы?

- Чего не смогли предугадать?

- Каков жанр этого произведения?

- Это сказки – несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. Сказка – это путешествие мышонка и его приключения. Научно-познавательный рассказ ( несказка) – удивительные подробности из жизни маленькой полевой мышки.

Физминутка   

 Вверх рука и вниз рука

Потянулись мы слегка.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

   

А теперь играем с вами

Хлопнем только лишь тогда, когда со мной согласны.

Топнем ножкой, тогда когда совсем не согласны.

Тест на усвоение содержания.

(+ правильный ответ – хлопок, - неправильный ответ – топнуть ногами)

Ребята пускали по реке лодочки? –

Брат делал их из бумаги. –

На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. +

Мышонок был один и жил под камнем. –

Он был серого цвета.  -

Это был дикий мышонок. +

Мальчик ранил его ножом, когда доставал. +

Ребята решили убить мышонка. –

Слайд  10

Проектная деятельность. «Корреспонденты».

Задачи проекта: 1) подготовить вопросы каждому герою.

                            2) исследовать поведение героев, речь;

                            3) дать характеристику главным героям рассказа;

Планируемый результат: интервью у героев рассказа.

1. Погружение в проект.

 Стратегия «Зигзаг»

Работают 3 рабочих группы и 3 экспертных группы.

2. Организация деятельности.

Для работы групп даются задания:

   

  Вопросы для экспертных групп.

  1. Каким был мальчик?
  2. Какой была девочка?
  3. Каким был мышонок Пик?

           

Вопросы для рабочих групп.

Составьте по одному вопросу для каждого героя: девочке, мальчику, мышонку Пику.

Что бы вы хотели спросить у них после прочтения первой главы?

Прослушав сообщения экспертов, выберите, кто из вас будет задавать вопросы мышонку, мальчику, девочке.

Каждой группе даются карточки - помогайки:

План характеристики героя:

  1. Описание.
  2. Что говорит о герое автор, другие герои.
  3. Вывод о герое. Свои чувства к нему.
  4. Выработайте манеру общения каждого героя, согласно его характеру: голос, темп, мимика, жесты и т.д.
  5. Выберите, кто из вас будет озвучивать мышонка( мальчика, девочку).
  6. Пройдите в свою рабочую группу и расскажите им о характере вашего героя.

Как подготовить вопросы:

(Стратегия «Ромашка вопросов)

Шесть лепестков - шесть типов вопросов.

Простые вопросы.

    Кто ?

   Что ?

   Когда ?

   Было ли ...?

   Согласны ли Вы ...?

   Верно ли ...?

Уточняющие вопросы.  

«То есть ты говоришь, что...?»

«Если я правильно понял, то...?»

Интерпретационные 

«Почему …?».

Творческие вопросы. 

Что, если бы…?

Как бы ты.. ?

Оценочные вопросы.

«Почему то, что…. хорошо?

«Почему то, что…. плохо?»

Практические вопросы. 

«Как бы вы поступили на месте …?»

«Приходилось ли тебе в обычной жизни…?

3. Осуществление деятельности.

Сначала идет работа в экспертных группах, а затем вновь в первоначальных.

Вернувшись в "родную" группу, эксперты в порядке следования  знакомят "родную" группу с ответом на свой вопрос. После такой работы любой ребенок из команды может дать ответ на любой вопрос по тексту.

В «Родных» группах составляется по одному  вопросу каждому герою.

3. Рефлексия.

Презентация. Интервью.

Слайды  11, 12,13.

Идет озвучивание: вопрос - ответ. Группы задают подготовленные вопросы, дети, озвучивающие героев, отвечают на них.

Сравнение мультипликационных средств и литературных.

- По  многим рассказам В.Бианки созданы мультфильмы. Посмотрите отрывок из мультфильма «Мышонок Пик»

Слайд  14.

- Чем отличается словесная сказка от мультипликационной? Совпадают ли действия героев?

- Как вы думаете , что ждёт мышонка впереди?

 - Об этом  вы узнаете дома и на следующем уроке.

Домашнее задание.

Прочитать вторую и третью главы с. 75-79 , по желанию подготовьте небольшие сообщения о тех животных, которые в них встретятся.

4.  Итог урока.

Слайд  15.  ( возврат к  приёму  «До и После»,  закончить вторую половину)

- Изменились ваши знания о мышах? Что нового вы о них узнали?

- Изменились ли ваши чувства? Почему?

Слайд  16.

- Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, к своей душе. Слышите? Это рождается новое великое чувство любви ко всему живому. Позвольте ему поселиться в вашей душе навсегда, не гоните его. Вам стало хорошо и тепло. 

- Откройте глазки и попробуйте обобщить свои впечатления .      Слайд  17.

- Над чем же заставил вас задуматься В.Бианки? Что он изменил в вас?

Поднимите одну из  карточек, которые лежат у вас на столах:

- Урок понравился. Задания были понятны и трудностей не вызывали.

- Испытывал затруднения при выполнении некоторых заданий.

- Урок вызвал интерес и желание ещё раз повторить такую работу.

Слайд  18.

Выставление отметок.

Подарки ученикам. ( закладки от мышонка Пика, на обратной стороне сочинённые хокку по сказке).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: В. Бианки «Мышонок Пик» УМК «Школа России» Литературное чтение, 3класс

Слайд 2

Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа та, которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь.

Слайд 3

- Когда Мальку проносило мимо меня,… - … за ночь река разлилась, … - …, чтобы поймать собачонку.

Слайд 4

Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа та, которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь.

Слайд 5

(1894 – 1959) Сведения о писателе Русский писатель. Задания

Слайд 6

Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и увлекающаяся, артистическая натура. От отца — ученого-орнитолога — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет». «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отечеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. … И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!». (Виталий Бианки. Отчего я пишу про лес.)

Слайд 7

Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» (1923) до последней – «Гоголенок» (1959) – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный «дивья» – дивных героев и событий, больших тайн и маленьких отгадок, – настоящая «страна Див». Писатель был очень внимателен к детям, учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное.

Слайд 8

Маленький рост, длинный хвост. Серая шубка, острые зубки. Кто это?

Слайд 9

"Мышонок Пик" Словарно-лексическая работа Техника чтения

Слайд 10

При-ла-жи-ва-ла По-на-до-ба-лась Кро-шеч-но-го Взмо-ли-лась

Слайд 11

Дол-блё-но-е Су-дё-шыш-ко Без-за-щит-но-го Пу-те-шест-ви-е

Слайд 12

За-кру-жи-лись Врас-сып-ну-ю Пе-ре-вер-ну-лось Пе-ре-вер-нув-шим-ся

Слайд 13

У-го-мо-ни-лись Крюч-ко-ва-тым Ко-раб-ле-кру-ше-ни-е

Слайд 14

Словарно-лексическая работа мачта сосунок чайка вертикально стоящая конструкция, обычно поддерживаемая растяжками. детёныш млекопитающего, ещё сосущий матку. Живущая по берегам морей, рек, озёр птица с короткими ногами, длинными крыльями и густым оперением. Рыболов-скопа хищная птица отряда соколообразных. Длина ок. 60 см. Обитает у водоемов; питается рыбой. Сорокопут-жулан хищная птица из разряда пташек. Длина ок. 18 см.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

осторожный неутомимый настойчивый жизнерадостный глупый ловкий умный быстрый

Слайд 18

Самый лучший день – сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая лучшая работа та, которую ты любишь. Самая большая потребность – общение. Самое большое богатство – здоровье. Самый большой дар – любовь.

Слайд 19

Домашнее задание: с.73-81чт.



Предварительный просмотр:

Маленький лесной мышонок.

Он смотрит на мир доверчивыми глазками.

Люби всё живое вокруг!

Оглянись вокруг:

Мы не одни на планете.

Земля – наш общий дом!

Мореплаватель.

Маленький, беззащитный.

Дрожит, замирает, боится.

Что ждёт его впереди?

Пассажир.

На берегу  реки

Пускали кораблики дети.

Куда он поплыл?

Мореплаватель.

Маленький, беззащитный.

Дрожит, замирает, боится.

Что ждёт его впереди?

Пассажир.

Оглянись вокруг:

Мы не одни на планете.

Земля – наш общий дом!

Ты – часть природы.

Люби всё живое вокруг.

Все хотят жить!

Человек.

Добрый, любящий.

Наблюдает, сострадает, помогает.

Видит живое вокруг себя.

Дитя природы.

Ты – часть природы.

Люби всё живое вокруг.

Все хотят жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...