Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Бурлуцкая Лилия Александровна

Знакоство с литературным творчеством А.С. Пушкина. Биографические данные. Литературные сказки А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

Актуализация знаний учащихся.

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

-Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

Целеполагание.

Прочитайте слова и словосочетания:

Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.

- Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?

-Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.

-Давайте познакомимся с его жизнью и творчеством поближе. 

Новый материал.

Рассказ учителя

-Родился он в Москве, в богатой семье. Для мальчика были приглашены учителя-гувернёры, иностранцы, которые занимались его воспитанием, учили его. Первым маленький Пушкин выучил французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за французские книги, которых у отца было очень много.  А.С. Пушкин с жадностью бросался на книги, читал без  устали день и ночь. В 9 лет мальчик уже сочинял стихи на французском языке. Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по – русски.

- С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня  знала  много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.
 -Но его любознательность, страсть к чтению сохранилась до конца жизни. Потому и не удивительно, что он был одним из самых образованнейших людей своего времени.
- Я просила вас вспомнить сказки Пушкина и принести книги из домашних библиотек. У нас получилась прекрасная выставка книг.
-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6, из них одну не закончил)

 -Давайте их перечислим:
1. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2. «Сказка о царе Салтане…»
3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
4. «Сказка о золотом петушке»
5. «Сказка о попе и его работнике Балде»
6. «Сказка о Медведихе» или «Жених»

Проблемная ситуация.

-Поднимите руку те, кто знает сказку о рыбаке и рыбке?

- Вы поможете сегодня нам на уроке, т. к. разговор у нас будет именно об этой сказке.

-Первый вопрос: А сколько всего действующих лиц в нашей сказке? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд, разгадав который мы назовём всех действующих лиц.

  1. Кто поймал золотую рыбку?
  2. Кто жил со стариком в ветхой землянке?
  3. Кто выполнял все желания старика?
  4. Человек, который рассказывает нам сказку?
  5. Кто верой и правдой служил старухе, кроме старика?

-Задание выполнено не до конца, что будем делать?

Первичное восприятие текста.

-Послушаем грамзапись с чтением сказки мастером художественного слова. (Звучит грамзапись. Отрывок) читаем синхронно с аудиозаписью.

-Отрывок помог ответить на кроссворд? Не переживайте, еще не вся сказка прочитана. Кто захочет узнать ответ, может дочитать до конца сказку дома.

- Все ли слова были понятны?

Словарная работа проводится в парах.

Учитель раздает слова ученикам.

Класс делится на мини группы по 4 человека ( 8 групп).

Учащиеся обсуждают, полученное задание – слово. Пользуются Толковым словарём и сносками на страницах учебника.

Узнав значение слова, учащиеся помещают слова на доску и озвучивают их значение.

Невод - большая сеть для ловли рыбы.

Корысть - выгода, польза.

Ветхая – очень старая

Невежа - грубый, невоспитанный человек

Простофиля - глуповатый человек, разиня. 

Землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Откуп – плата 

Кликать - звать

Пуще - больше

Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

Вопросы для работы над содержанием.

- Где жили старик со своею старухой?

-Как жили?

- Сколько лет?

-Чем занимался старик? А старуха?

-Найдите, ребята сказочную примету (Трижды закинул невод в море)

-Еще есть сказочная примета? (Золотая рыбка)

-Что просила старуха в первый раз? (Корыто)

- Что теперь захотелось старухе? (Избы)

- Что происходило с морем? (Оно менялось) Почему?

-Восстановите перепутанные иллюстрации. Кто хочет оживить иллюстрации цветом, может взять рисунки на перемене и разукрасить их дома.

 ФИЗМИНУТКА

1.Для глаз: интерактивная доска
2.Упражнения стоя

Рыбка плавает в водице, 
Хочет рыбка поиграть.
Ах, ты, рыбка – озорница 
Мы хотим тебя поймать!

Закрепление материала.  

Обобщение характера старика и старухи.

- Напомните, кто является главными героями сказки?

-Давайте выясним, какой характер у старика и старухи. Слова - подсказки прочитайте на слайде. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются и записываются в тетради на странице 44 №2.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

Работа над выразительностью.

- Как характер героев отразится на их голосе, интонациях?

 - Где в ее словах обращение? Найдите. (Отпусти ты, старче, меня в море)

-Как разговаривает старик? (Ласково, тепло)

- А как он рассказывает о чуде старухе? (С удивлением)

- Какими словами обращается старик к рыбке? (“Смилуйся, государыня рыбка”)

- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во

второй раз? (“Разбранила меня моя старуха…”“ Избу просит сварливая баба…”)

Чтение отрывка детьми. Редактирование интонации по ходу чтения.

Подведение итогов. 

Проблемная ситуация

-Какая  из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к отрывку сказки Пушкина, который мы читали? Поясните своё мнение.

 Много захочешь—последнее потеряешь.

Много желать—добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Домашнее задание.

Работа над выразительностью с.135-139, т.к. попробуем озвучивать мультфильм.

Кто хочет узнать ответ на задание кроссворда, может прочитать сказку до конца.

Кто хочет сделать иллюстрации к сказке цветными, можете взять рисунки и их разукрасить.

Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, продолжив предложение

1. На уроке я работал:

С интересом/ без интереса

2. Материал урока мне был:

Полезен / бесполезен

3. Домашнее задание мне кажется:

Интересным / неинтересным

Учитель оценивает работу учащихся и озвучивает отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературное чтение 2 класс "Сказка о рыбаке и рыбке."

презентация к сакзке  Пушкина " Сказка о рыбаке и рыбке."...

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....

Урок литературного чтения во 2 классе ФГОС "Школа России". Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Урок первый из трёх по плану.

Подробная технологическая карта, презентация и файл для физминутки заявленного урока....

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"

Урок литературного чтения по теме: "Сказка о рыбаке и рыбке. Характеристика главных героев"...