Альтернативные способы оценивания на уроках литературного чтения.
методическая разработка по чтению

Лобанова Наталья Васильевна

критерии оценивания на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа" с. Визинга

Лобанова Наталья Васильевна, учитель начальных классов

Эффективные альтернативные способы оценивания на уроках литературного чтения в начальной школе.

Альтернативное оценивание - это процесс подведения результатов обучения, в котором применяется не только пятибалльная шкала как способ количественного выражения результата оценочной деятельности, но и многие другие качественные  виды оценок.  Содержательный контроль и оценка строятся на критериях, выработанных совместно педагогом и учащимися. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими. Альтернативные способы оценивания помогают детям определить границы своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а так осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Ученики начальной школы могут оценивать любую деятельность на уроке, любое задание, но не целиком, а по этапам, расчленяя его на единицы - умения.

Например, на уроке русского языка в задании нужно списать текст, в каждом предложении найти и выделить основу. Ребенок, прочитав задания, вычленяет умения, которые он сам будет контролировать и оценивать, выполняя это задание. Вот какие умения видят дети:

а) грамотно списывать текст;

б) находить основу предложения.

А ещё они с большим удовольствием оценивают каллиграфию и аккуратность.

Пример альтернативного оценивания на уроке математики - задание решить задачу. Дети планируют предполагаемую последовательность своих действий:

а) составить краткое условие;

б) выбрать действия для решения задачи;

в) верно записать наименования;

г) верно записать пояснения;

д) без ошибок произвести вычисления;

е) записать ответ.

Каждый из этих шагов является умением в алгоритме действий. Сформулировав задания, дети решают задачу  и оценивают себя  по каждому из умений. Оценка может быть разной – шкалы, значки, баллы и т.д. Вид оценки предварительно обсуждается детьми с учителем.

Самым трудным, на мой взгляд, для детей остается определение умений по литературному чтению. Поэтому свою работу я построила ориентируясь на конкретные умения, которым мы должны научить детей к завершению начальной школы. Для этого я подобрала ряд заданий и способы их оценивания. Нам всегда проще понять на примере заданий, попробовать все на себе.

1 умение. Одним из важных умений является осознанное чтение со скоростью .

Мы регулярно проверяем темп чтения и часто видим, что дети не понимают содержания. Хочу привести пример задания для оценивания этого умения.

Дается знакомый текст (дом. задание), в нем  есть слова в скобках, из этих слов надо выбрать верное и его подчеркнуть. При этом засекается минута. По её истечении ставится черточка. И далее дети читают текст до конца.  Проверить правильность выполнения работы можно по учебнику.

Задания на понимание смысла прочитанного.

        Жила-была на свете лягушка – (квакушка, попрыгушка, квакша). Сидела она в (болоте, озере, листке), ловила комаров да мошку, (весною, летом, осенью) громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её (цапля, аист, гуси). Но случилось одно происшествие. Однажды она сидела на (сучке, листке, кочке) высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким (ветерком, воздухом, дождиком).

     «Ах, какая сегодня прекрасная (сухая, дождливая, мокрая) погода! -думала она. -Какое это наслаждение-жить на свете»

       Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не (запела, заквакала, заплакала), но, к счастью, вспомнила, что была уже (весна, осень, лето) и что (весной, осенью, летом) лягушки не (поют, квакают, плачут), - на это есть (весна, осень, лето), - и что, она может уронить свое лягушачье достоинство.

Оценивание: 1 балл – за правильный выбор слов.

Но ведь гам нужно эти баллы перевести в отметку. Для этого использую соотношение уровневых достижений и традиционных отметок.

отметка        

проценты

баллы

«3»

50-65%

11-14 баллов

«4»

66-90%

15-18 баллов

«5»

91-100%

19-22 балла

2  умение. Устанавливать последовательность основных событий произведения.

Здесь может быть много разных вариантов заданий. Вот например такие:

  1. Пронумеруй по порядку предложения из произведения.
  2. Деформированный план

Чаще такое задание выполняется в парах или группах.

Оценивание

критерии

Умение сотрудничать

Знать содержание произведения

(правильно пронумеровать)

Презентовать

3 умение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

  1. Набор вопросов учителя.
  2. Варианты работы с тестами.
  3. Вопросы из учебника.
  4. Синквейн (на стадии рефлексии)

Оценивание:

критерии

Ответ соответствует содержанию произведения

Ответ полный.

4 умение. Задавать вопросы по содержанию произведения.

  1.  Тестовые вопросы (работа может быть построена в группах или парах)

 Оценивание:

критерии

Вопрос соответствует содержанию произведения

Ответы правильно составлены.

Умение сотрудничать.

  1. Метод критического мышления. (можно дать начало вопросов, дети должны их закончить).

Кто………. (простой вопрос)

Что……… (простой)

Где……….(простой)

Когда……(простой)

Почему…(объясняющий)

Зачем……(объясняющий)

Правильно ли я поняла…(уточняющий).

Верно ли…..(уточняющий)

Что было бы, если….(творческий)

Оценивание:

критерии

Баллы

Соответствовать содержанию произведения.

2 балла

Количество придуманных вопросов и их сложность.

Постой – 1

Сложный – 2

5 умение. Определять героев произведения.

Задания могут быть такими: записать всех героев произведения, главных - подчеркнуть.

Оценивание:

1 балл – за каждого героя.

2 балла – за главного героя.

6 умение. Осознанно пользоваться поисковым чтением с целью нахождения конкретной информации.

 Работа над значением слова. Со значением слов мученики знакомятся в начале работы над произведением. Обычно эту работу учителя упрощают. Не тратя лишнего времени на уроке. Можно организовать эту работу в парах или группах. Ребятам даются слова и их значения, необходимо их соединить. По необходимости, можно воспользоваться словарями (если у кого-нибудь не совпали ответы)

Исстари

Чистая половина крестьянской избы

Платки рубить

Колодец

Студенец

Подшивать платки

Горница

Спать

Почивать

Издавна

Неряха

Обработанный алмаз

Перина

Если бы

Кабы

Набитый пухом или пером мешок, который клали на кровать

Брильянт

Устала

Утомилась

Неаккуратный человек

Оценивание: взаимопроверка по образцу.

7 умение. Одним их основных умений мы считаем –умение выразительно читать доступные для данного возраста стихотворные и прозаические произведения, в том числе и декламация после предварительной подготовки.

Ребенок знакомится с произведением и понимает, что его надо прочесть правильно, выразительно. Часто дети не понимают, что значит правильно, выразительно. Для этого вырабатываются критерии с учениками, затем фиксируются в виде таблиц или линеек, или другим способом.

Мы выработали такие критерии. Договорились, что  2 – все верно, 1 – не более 3 ошибок, 0 – более 3 ошибок.

Критерии выразительного чтения

баллы

Соблюдение интонационных пауз внутри и в конце высказывания.

2

Правильная постановка ударений.

2

Чтение без ошибок (пропуски, замены)

2

Передача голосом настроения героя, рассказчика.

2

Правильный выбор темпа чтения.

2

9, 10 баллов – «5»

6,7,8 баллов – «4»

5 баллов        – «3»

Такое оценивание конечно проводиться не на уроке знакомства с произведением. Можно организовать взаимопроверку. Обычно выходит к доске оценщик и выставляет баллы . учитывая все ошибки.. У ребят есть памятки личные и есть общая памятка оценки данного умения.

8 умение. Выразительно читать вслух по ролям прозаического текста с диалогом.

Оценивание:

Критерии чтения по ролям

баллы

Соблюдение интонационных пауз внутри и в конце высказывания.

2

Правильная постановка ударений.

2

Чтение без ошибок (пропуски, замены)

2

Передача голосом настроения героя, рассказчика.

2

Правильный выбор темпа чтения.

2

Верно выделенные герои.

2

                                        11,12 баллов    -  «5»

8,9,10 баллов   – «4»

  6,7 баллов        – «3»

Вывод: Использование альтернативных способов оценивания на уроках  литературного чтения, позволяет научить детей не только видеть и формулировать умения, но и с большим интересом оценивать свою деятельность, как исполнительскую, так и творческую. Их оценки становятся более адекватными, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно и оценивать.

Используемая литература:

Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. Стандарты второго поколения часть 3./ Г.С.Ковалева, О.Б.логинова – М.: Просвещение, 2012.

http://upr.1september.ru/article.php?id=200702408


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения...

Критерии оценивания на уроках литературного чтения

Презентация содержит  базовые нормы чтения....

Презентация опыта работы "Организация критериального оценивания на уроках литературного чтения" 1 часть выступления

Презентация опыта работы "Организация критериального оценивания на уроках литературного чтения", участие в акции "Педагогические открытия 2017 год1 часть выступления...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ) 3 класс с тяжелой умственной отсталостью

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ)3 класс с тяжелой умственной отсталостью...

Критериальный подход к оцениванию на уроках литературного чтения в начальной школе.

Статья раскрывает  методику, которая строится на использовании современных технологий обучения.   Осмыслить результаты своей работы, стать полноправным участником образовательного проце...

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

АннотацияВ статье рассмотрены основные особенности реализации формирующего оценивания, обеспечивающего повышение образовательных результатов младших школьников на уроках литературного чтения.  Пр...