Формирование навыков чтения
план-конспект по чтению

Зубкова Ольга Александровна

Формирование навыко правильного, осознанного и выразительного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков чтения обучающихся с умственной отсталостью

Введение

Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации.

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.

Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения обучающегося в этот период еще очень ограниченно. Понимание значения прочитанного слова существенно отстает от его произношения, так как требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести  слово и только после этого «узнать» его.

Но уже на данном этапе, освоив послоговое чтение,  предпринимает попытки догадаться о слове в целом, основываясь на первом слоге. Но поскольку смысловая догадка не работает на уровне слога, как правило, ошибается. Однако наличие желания угадать слов свидетельствует о стремлении  к сознательному чтению.

На этапе синтетического чтения единицей становится слово. Время прочтения предложения заметно сокращается и приближается к моменту произнесения последней речевой единицы в структуре синтагмы или предложения.

  • Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с умственной отсталостью

Дети с умственной отсталостью – это дети с нарушением интеллекта, у которых имеется диффузное органическое поражение головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы ребенка и нарушений в его физическом развитии. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции.

Психика ребенка с нарушением интеллекта представляет собой своеобразную систему, дефектность которой обусловливает различные отклонения протекающих психических процессов и деятельности в целом. Для школьников с недостатками умственного развития характерно неумение приспосабливать свое зрительное восприятие к измененным условиям. Если предметы, твердо ориентированные в пространстве, т.е. обладающие четко выраженным верхом и низом, предъявляются ученикам младших классов перевернутыми на 180°, то они воспринимаются ими как другие. Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия учащихся обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т. е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других особенностей строения.

У обучающихся специальной школы непреднамеренное запоминание текста происходит успешнее в тех случаях, когда его содержание разыгрывают с помощью игрушек.

У обучающихся с умственной отсталостью позднее формируется фонематический слух, служащий основой для восприятия речи окружающих.

Словарный запас, которым располагают обучающиеся специальных школ, весьма ограничен. Бедность словаря обусловлена многими причинами, среди которых основной, несомненно, является низкий уровень их умственного развития. Существенную роль играют также ограниченность их социальных и вербальных контактов, низкий уровень словесно-логической памяти. Значения слов, употребляемых обучающимися, неточны, нечетко отграничены друг от друга, расплывчаты. Диалогическая речь, с которой  приходят в специальную школу, ни в коей мере не является полноценной. Потребность в общении у них снижена, побуждения к речи быстро исчерпываются.

У начинающих обучаться детей письмо по слуху вызывает большие затруднения, обусловленные несовершенством их языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ осуществляется ими недостаточно четко, что препятствует разделению слова на составляющие его звуки. Обучающиеся, особенно имеющие дефекты произношения, анализируя слово, пропускают некоторые звуки, другие смешивают звуки на основе акустического сходства, а также нередко изменяют их порядок, нарушая тем самым строение слова. Не всегда справляются школьники с соотнесением звуков с соответствующими буквами. В начале обучения начертание букв нередко ими упрощается, графический образ теряет свою специфику, буквы взаимоуподобляются. Это часто наблюдается у обучающихся, страдающих нарушениями оптического восприятия и пространственной ориентировки, для которых характерна также довольно стойко сохраняющаяся зеркальность письма.

У обучающихся специальных школ нередко имеются нарушения моторной сферы, недостатки координации движения мелких мышц, недоразвитие мышц пальцев, неустойчивость кисти руки, что затрудняет процесс письма.

Мышление обучающихся с умственной отсталостью развивается по тем же законам, что и в норме. Но  их мышление развивается значительно медленнее и в более поздние сроки. Отмечается растянутость этапов становления мышления. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают у учеников такого уровня, который прослеживается в мыслительной деятельности их нормально развивающихся сверстников. Мыслительные операции протекают у обучающихся специальных школ с большим своеобразием. Наблюдаются фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщения.

Произвольное внимание у обучающихся с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключемостью, малой произвольностью и др. Многие авторы подчеркивают тесную взаимосвязь между нарушениями познавательной деятельности  с недоразвитием их произвольного и непроизвольного внимания.

Обучающиеся с недостатками умственного развития, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости обучающихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т. е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

  • Особенности овладения навыками чтения у обучающихся с умственной отсталостью

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью, Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы,

недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов,

испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

В связи с тем, что контингент класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы. Так, во 6-м классе некоторые обучающиеся уже могут читать, но большинство детей только осваивает слоговое чтение.

По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточно быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим (эти недостатки в какой-то степени преодолеваются еще в 1-м классе), сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Характерные для умственно отсталых детей косность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических приемов чтения к синтетическим (от слогов к целым словам).

В результате обучающиеся, начав читать по слогам, с трудом переключаются на чтение целыми словами даже хорошо знакомых и усвоенных лексем. И наоборот, сразу прочитав первое слово, пытаются так же быстро прочитать и следующее, но, как правило, ошибаются.

Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у умственно отсталых детей ограниченное. Они обычно видят только ту букву (тот слог), на которую в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие обучающиеся длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом – интеллектуальной недостаточностью.

Беглость чтения – качественно новый этап этого процесса, когда скорость восприятия текста возрастает настолько, что понимание опережает по времени произнесение.

У умственно отсталых обучающихся в связи с затруднениями в осмыслении текста, бедностью речевого запаса, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормальных детей. При этом наблюдается значительная амплитуда колебания скорости чтения у отдельных обучающихся.

Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что умственно отсталые обучающиеся читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряют строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для обучающихся массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для обучающихся специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.

Если говорить о навыках выразительного чтения, то здесь можно отметить следующее: обучающиеся не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерны или излишне громкое чтение, или излишне тихое. В целом же оно отличается монотонностью. По мере повышения уровня беглости и сознательности чтения улучшается и его выразительность. При этом, как и обучающиеся с нормальным интеллектом, многие обучающиеся обладают неплохими способностями к выразительному чтению.

Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения. По мере перехода детей из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Увеличивается круг тем, в которых обучающиеся начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и смысловые связи между блоками информационных единиц.

Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже).

Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности  в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством последнего.

Процесс формирования навыка осознанного чтения у обучающихся  с умственной отсталостью длительный и сложный процесс. Понимание прочитанного подразумевает осознание  значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Это требует от него соответствующего возрасту словарного запаса, умения грамотно строить правильные грамматические конструкции, уяснения смысловой связи между предложениями; подбирать синонимы при передаче основного смысла всего содержания прочитанного, т.е. при пересказе всего текста или отдельных его эпизодов. Важна способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т.е. такая сторона навыка чтения, как осознанность. Чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание. Следовательно, осознанность, его глубина определяется не только технической стороной навыка (тем способом, которым читает ребенок), но и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познает ребенок, тем лучше развивается и его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного. Вот почему, работая над формированием такого компонента навыка чтения, как осознанность, особое внимание необходимо уделять развитию речи обучающегося.    

Умение читать включает в себя соотнесение зрительного образа речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с ее слухоречедвигательным образом и последнего с его значением. Триединство этого процесса сохраняется при любом виде чтения, будь то чтение вслух или чтение про себя.

В сложном процессе чтения психологи различают три основных момента:

1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.

В процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение , мышление человека. Когда обучающейся читает слова, то не только складывает букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадывается о целом слове.

2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное, может вызывать в сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание этого слова. В одном случае в сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.

3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к ее содержанию наблюдается, как известно, не всегда.

У обучающегося школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное чтение,  меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т. д.

  • Цели и задачи методики формирования навыков чтения у школьников с умственной отсталостью

Основная цель методики – формирования навыка чтения – всех трех элементов, входящих в него:

–восприятие слов – уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются;

 понимание содержания, связанного с прочитанными словами;

 оценка прочитанного.

Сформировать все четыре качества навыка чтения:

–правильность – определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

–беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

–осознанность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

–выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Задачи – формирование основных предпосылок успешного освоения навыка чтения:

–технические навыки – соответствующая физическая (натренированность дыхания, устранение дефектов речи и т. д.) и интеллектуальная подготовка  – способность воспринять текст, правильно поставить паузы, читать с верной интонацией и т. д.

–уровень развития речи – развитие активного и пассивного словарного запаса.

  • Методика (разработка) формирования навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью

Свою работу я построила по 4 направлениям:

-формирование правильности чтения

-формирование осознанности чтения

-работа над выразительностью чтения

-развитие беглости чтения

Исходя из вышесказанного я определила пути, методы, приёмы развития навыков чтения.

     Приёмы, способствующие формированию правильного чтения:

- звуко-буквенный анализ слов;

- чтение таблиц с трудными словами;

-предварительное послоговое прочтение слов-

-чтение небольших текстов (написанные на доске);

 - хоровое чтение трудной части рассказа;

- распределение частей текста для чтения между обучающимися с учетом возможностей каждого;

- тренировочное чтение с заданиями различного характера

     Упражнения на формирование правильности:

-выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации.

Даже при систематической работе над правильным навыком чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов.

Для выработки правильности чтения, кроме каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимо  поставить  контроль за правильностью чтения обучающихся и своевременное исправление ошибок.

     Пути в  работе над ошибками:

–Я  фиксирую  все ошибки обучающегося, однако прерываю  чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;

– ошибки в окончании слов я исправляю  сама, не прерывая чтения ученика;

– ошибки, искажающие смысл предложения, исправляю путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.

     Наиболее важным является воспитание сознательного чтения. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идей, образов в роли художественных средств.    

    Приёмы:

-подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя);

-установка на целенаправленное восприятие текста;

-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная  беседа с использованием наглядности и словесных средств обучения;

-беседа (установление последовательности событий, причинно-следственные связи в развитии сюжета, понимание взаимосвязи, логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);

-словарная работа;

-работа над планом (словесное рисование, озаглавливание каждой части рассказа, деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков);

-пересказ;

Разбор жизненных ситуаций;

-заключительная обобщающая беседа.

Работа над интонационным компонентом навыков чтения начинается с вырабатывания умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).  Является важным-  логическое ударение ( это умение найти самое главное слово  и выделить его голосом).                   Упражнения: Например, «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с вырабатывания  умения подражать моей интонации.

     Упражнения по формированию правильной интонации : изменение тона (прочитать грубо, сердито,  тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по ролям; инсценировки басен, сценок.

      Упражнения:

– Найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя (с помощью учителя;

– Соотнеси характер героя с его поступком (сочувствие, симпатия,  антипатия;

      Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляю  в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.

     Речевая гимнастика  совершенствует  четкость  произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствует формированию выразительности речи ( провожу 3-5 минут);

Речевая гимнастика - включает:

- упражнения для дыхания; по модуляции силы голоса;  по отработке интонации, темпа речи;

Пятиминутка чтения – этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:

– чтение слоговых таблиц;

чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения обучающихся  как условие совершенствования техники чтения.

     Систематическое использование данных заданий, принесло положительный результат. У обучающихся  появился интерес к чтению.

    Упражнения - уточняют и обогащают словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.       Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.

    Беглость (такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого).

    Приёмы:

-– ежедневная тренировка;

– неоднократное перечитывание;

– предварительная ориентация обучающихся перед чтением текста;

– чтение трудных слов;

– предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);

– использование специально подготовленных таблиц

– использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен. Все навыки способствуют чтению, пониманию смысла прочитанного, формируются  общедидактические  умения.

      Вывод: В результате применяемых методов и приёмов наблюдается положительная динамика развития навыков чтения. Все дети читают.

Работу следует проводить постепенно и последовательно, но сразу по нескольким направлениям:

  • Подготовительный – формирование определенной базы для последующего успешного и наиболее эффективного обучения чтению:

–выработка речевого потенциала – обучающиеся должны справиться с такими трудностями, как нехватка дыхания, трудность самой речи, ее дефекты и произношения слов;

–выработка словарного запаса – закрепление уже имеющихся слов, изучение большого потенциала новых, расширение границ словарного запаса;

–выработка согласованности  и координации в движениях;

–выработка навыка целостного восприятия предметов;

–выработка операционных понятий – таких как строка, буквы, начало текста, абзац, левая и правая части книги, последовательность букв.

На данном этапе предложены и выполнялись следующие упражнения и задания:

–выполнялись упражнения на дыхание, дети задерживали свое дыхание, а затем максимально четко и долго осуществляли счет вслух, пока «не кончиться воздух»; дети «задували свечу» – то есть задерживали дыхание и представляли, что задувают пламя свечи; «посещение цветочного магазина» – представляли, что пришли туда и почувствовали аромат цветов, шумно вдыхали и задерживали на несколько секунд дыхание. Упражнения на произношения – четко и громко произносили определенные звуки и слоги. Повторялись за педагогом разные «сложные» слова, стараясь произносить их громко, четко и как можно более быстро, легко, тренировались в произнесении различных комбинаций слогов;

–педагог подготавливал специально наглядный материал – картинки, которые обозначают конкретные слова, которые детям были еще непонятны и новы для них. Затем называл слово и демонстрировал наглядно, что это, как это выглядит, что собой представляет. Таким образом, у детей более быстрее формировался словарный запас. Наиболее трудным было наглядно показать различные действия и прилагательные, однако для этого использовалась интерактивная доска, видео;

–обучающиеся вместе с педагогом делали упражнения на то, чтобы достичь наибольшей согласованности в собственных движениях – рук с глазами – так, в течение нескольких секунд следили за движением своих пальцев, выполнялись упражнения на глазные яблоки – таким образом, чтобы охватить наибольшее пространство и наиболее целостно воспринять окружающую картину;

–педагог заострял внимание на простейших понятиях, которыми затем необходимо оперировать – что такое строка, абзац и т.д., а также пространственные обозначения – все это наглядно демонстрировалось детям на увеличенном изображении страницы книги, которое выводилось на интерактивную доску.

  • Основной этап – непосредственное обучение сначала самым первичным навыкам, затем основным навыкам техники чтения.  Затем шло обучение правильного восприятия смысла текста и его оценки. Формирование и закрепление навыков беглого и выразительного чтения.

–Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

Аа уа иа ия ея яя яю ее ею

Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

Ом он ос от ош ус ух эх!

Ба – ба дя – дя па – па ма – ма

Чтение трехбуквенных сочетаний и слов.

Ага бай сам шар пах

Выя дар дом бей ели

Ива тик хил зим лиф

Оси суп эта тел тот

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

Бокс борт борщ верх волк

Гонг диск матч мозг

Негр корт пунш факт

Морж мерз, но полз.

Чтение слов отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял;

Мышка – мошка – мишка – миска.

Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Сосна – насос; мех – смех; мышка – камыш; марка – рамка; марш – шрам; масло – смола.

Надо было найти в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой.

Осы мак

Кот усы

рот кит

рак рог

Задание на поиск схожести и отличий в словах:

ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА

Затем педагог пользовался заранее подготовленным наглядным материалом – на интерактивную доску выводилось красочное изображение и крупным шрифтом небольшая фраза, которую обучающимся следовало прочесть. Таким образом, читая, а затем, смотря на приведенное изображение, дети сопоставляли текст и его смысл, а также наглядное его выражение.

Педагог включал аудиозапись, где диктор с нужной интонацией и выразительностью, но с достаточно медленной скоростью для более легкого восприятия читал короткий текст, строки которого одновременно дублировались на интерактивную доску – дети слушали, а затем после прочтения диктором всего текста самостоятельно пытались его воспроизвести с должной интонацией.

Педагог подготовил специальные слайды, на каждом было по одному предложению, смысл и действующие лица которого сразу же отражались на экране по мере прочтения текста. Так, например, предложение «жил да был Колобок» в виде картинке отражалось на экране – возникал колобок, а также небольшой его домик  и т. д.

Заключительный этап  – контроль полученных навыков, проверка техники чтения у детей, проверка правильного восприятия смысла текста и интонации, чтение с выражением. Так, педагог давал небольшой текст каждому ребенку и просил читать – с выражением и нужными интонациями, а затем спрашивал, о чем данный текст, какой смысл и т. д.

  • Применение разработанной методики и ее результаты

В ходе применения методики к детям с умственной отсталостью были получены определенные прогрессивные навыки, которые наблюдаются у них по окончании учебного года, в сравнении с началом года. Отразим основные результаты на диаграммах.

Соответствующие навыки чтения и степень их развития будем обозначать в цифровом эквиваленте от 0 до 3, где 0 – не сформированы полностью; 1 – начальные задатки формирования имеются; 2 – сформированы, но есть ошибки, погрешности; 3 – полностью сформированы.

При этом по совокупности технические и речевые навыки будут обозначаться от 0 до 2, где 0 – отсутствуют, 1 – сформированы удовлетворительно, 2 – сформированы в полном объеме.

При этом сразу стоит отметить, что участниками методики являлись дети с легкой формой умственной отсталости, у которых на начало года практически отсутствовали навыки беглого чтения. Количество обучающихся - 10 человек.

    Свою работу я построила по 4 направлениям:

-формирование правильности чтения

-формирование осознанности чтения

-работа над выразительностью чтения

-развитие беглости чтения

Исходя из вышесказанного я определила пути, методы, приёмы развития навыков чтения.

     Приёмы, способствующие формированию правильного чтения:

- звуко-буквенный анализ слов;

- чтение таблиц с трудными словами;

-предварительное послоговое прочтение слов-

-чтение небольших текстов (написанные на доске);

 - хоровое чтение трудной части рассказа;

- распределение частей текста для чтения между обучающимися с учетом возможностей каждого;

- тренировочное чтение с заданиями различного характера

     Упражнения на формирование правильности:

-выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации.

Даже при систематической работе над правильным навыком чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов.

Для выработки правильности чтения, кроме каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимо  поставить  контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок.

     Пути в  работе над ошибками:

–Я  фиксирую  все ошибки ученика, однако прерываю  чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;

– ошибки в окончании слов я исправляю  сама, не прерывая чтения ученика;

– ошибки, искажающие смысл предложения, исправляю путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.

     Наиболее важным является воспитание сознательного чтения. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идей, образов в роли художественных средств.    

    Приёмы:

-подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя);

-установка на целенаправленное восприятие текста;

-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная  беседа с использованием наглядности и словесных средств обучения;

-беседа (установление последовательности событий, причинно-следственные связи в развитии сюжета, понимание взаимосвязи, логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);

-словарная работа;

-работа над планом (словесное рисование, озаглавливание каждой части рассказа, деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков);

-пересказ;

Разбор жизненных ситуаций;

-заключительная обобщающая беседа.

     Работа над  выразительностью  чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 3–4 классах.

Работа над интонационным компонентом навыков чтения начинается с вырабатывания умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).  Является важным-  логическое ударение ( это умение найти самое главное слово  и выделить его голосом).                   Упражнения: Например, «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с вырабатывания  умения подражать моей интонации.

     Упражнения по формированию правильной интонации : изменение тона (прочитать грубо, сердито,  тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по ролям; инсценировки басен, сценок.

      Упражнения:

– Найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя (с помощью учителя;

– Соотнеси характер героя с его поступком (сочувствие, симпатия,  антипатия;

      Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляю  в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.

     Речевая гимнастика  совершенствует  четкость  произношения, развитие дикции, правильного дыхания; способствует формированию выразительности речи ( провожу 3-5 минут);

Речевая гимнастика - включает:

- упражнения для дыхания; по модуляции силы голоса;  по отработке интонации, темпа речи;

Пятиминутка чтения – этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:

– чтение слоговых таблиц;

чтения по догадке.

Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения обучающихся  как условие совершенствования техники чтения.

     Систематическое использование данных заданий, принесло положительный результат. У обучающихся  появился интерес к чтению.

    Упражнения - уточняют и обогащают словарный запас обучающихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.       Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.

    Беглость (такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого). Начиная с  3 класса отрабатываю  этот навык.

    Приёмы:

-– ежедневная тренировка;

– неоднократное перечитывание;

– предварительная ориентация обучающихся перед чтением текста;

– чтение трудных слов;

– предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);

– использование специально подготовленных таблиц

– использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен. Все навыки способствуют чтению, пониманию смысла прочитанного, формируются  общедидактические  умения.

      Вывод: В результате применяемых методов и приёмов наблюдается положительная динамика развития навыков чтения. Все дети читают.

Диаграмма 1 – наличие навыков чтения на начало года

Диаграмма 2 – наличие технических и речевых навыков на начало года

Диаграмма 3 – результаты на конец года

Диаграмма 4 – наличие технических и речевых навыков на конец года

Заключение

Таким образом, из приведенных диаграмм можно увидеть, что на начало года несколько обучающихся владели  техническими,  речевыми навыками чтения, двое из 10 обучающихся вообще не владели навыками чтения, двое владели лишь начальными задатками, а одного были навыки сформированы не полностью.

На конец года все десять учеников в полном объеме усвоили как технические, так и речевые навыки,  семь обучающихся из десяти при этом владеют навыками в полном объеме, у троих они сформированы, но с некоторыми погрешностями.

Поэтому можно считать, что цели и задачи разработанной методики достигнуты вполне эффективно и успешно.

Список источников:

  • Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 316 с.
  • Каткова И. А. Технология обучения чтению умственно отсталых детей со сложными нарушениями развития: дис…канд. пед. Наук. М., 2017. – 322 с.
  • Комарова С. В. Принципы организации уроков развития устной речи в

младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. –   1 – С. 29-32.



Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Реферат по ИКТ в образовании

 «Использование некоторых методов и приёмов ИКТ при формировании навыков на уроках чтения у олигофрена»

Екатеринбург 2016

Научить детей осмысленно читать – одна из основных задач обучения русскому языку   в школе VIII вида. И эта задача чрезвычайно важна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Чтение определяет не только общее развитие человека, но и успешность обучения в школе. Через обучение чтению формируются знания и умения, необходимые для усвоения и других предметов школьной программы. Таким образом, чтение, как вид речевой и умственной деятельности, будет являться и определённым сочетанием умений и навыков, используемых учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Овладение навыком чтения является также обязательным условием успешной социальной адаптации и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.

Всё это говорит об актуальности проблемы формирования навыка чтения у учащихся коррекционной школы, о необходимости систематической, целенаправленной работы над развитием и совершенствованием этого навыка от класса к классу.«Чтение – это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации… Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью.» [1]

У учащихся VIII вида процесс формирования этих качеств значительно затруднён и растянут во времени. Это проявляется через медленное запоминание букв детьми, смешение сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, длительный переход с побуквенного чтения на слоговое, а позже на чтение целыми словами, искажение звукового состава слов, трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком, непонимание обобщённого слогового образа и, как следствие, механическое заучивание каждого слога в отдельности. Следует учесть и то, что контингент класса неоднороден, поэтому дети, в процессе обучения чтению, оказываются на разных этапах овладения этим навыком. Часто мы сталкиваемся с проблемами скорости восприятия, узким оперативным полем зрения, затрудненностью понимания текста, недостатками в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля [1]. Это обусловливает повышенное внимание педагога коррекционной школы к выбору методов и приёмов при формировании устойчивого навыка чтения.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Говоря об организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, традиционно выделяют три группы методов обучения:

1) по логике изложения и восприятия учебного материала: индуктивные и дедуктивные.

2) по характеру учебно-познавательной деятельности: обьяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, поисковые, исследовательские и другие.

3) по источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения.

Безусловно, важнейшими методами при формировании навыка чтения могут считаться словесные: рассказ, дискуссия, беседа, работа с текстом, разъяснение и другие. В добукварный период, а также на начальных этапах работы по букварю словесные методы часто являются основными. Однако здесь педагогу коррекционной школы нельзя забывать о том, что у «нормального» ребёнка к моменту начала обучения в школе хорошо развит фонематический слух, сформирована устная речь, в период становления которой уже накопился опыт догматических языковых обобщений, что создаёт условия для быстрого освоения необходимыми операциями и действиями, лежащими в основе чтения.

Нарушение же деятельности анализаторов и психических процессов умственно отсталых детей характеризуются такими особенностями, как бедность словаря, несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей, сложность дифференциации акустически сходных фонем на начальном этапе обучения. Всё это затрудняет, а иногда даже делает невозможным понимание детьми речи учителя. Следовательно, словесные методы не могут быть ведущими на первых годах обучения умственно отсталых детей. Это говорит и о нецелесообразности использования только лишь словесных методов на любом из этапов обучения чтению.

Не следует забывать о принципе наглядности обучения, как об одном из основополагающих в коррекционной школе. Применение таких наглядных методов, как наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов играет особую роль при формировании навыка чтения у детей с нарушением интеллекта. Недоразвитость абстрактного мышления умственно отсталого ребенка говорит о необходимости связывать знания, полученные в звуковой форме с представлением о реальной жизни в образной форме. Преобладание наглядно- образного мышления обусловливает преимущественно визуальное восприятие информации. Опора же на ощущения и восприятия, как процессы, формирующие субъективную картину мира,– является одним из главных условий обучения детей – олигофренов. Значение наглядности видно и в том, что она способствует расширению объёма воспринимаемой информации, формированию интереса к занятиям, снижению утомления, развитию творческого воображения.

Применение практических методов на уроке в обучении детей чтению, то есть организация педагогом детской деятельности и опыта будет являться адекватным решением. Устные и письменные упражнения, моделирование, игра, как основной вид деятельности умственно отсталого ребёнка, являются верным способом передачи школьнику общественного опыта. На начальных этапах обучение проходит по принципу подражания. В дальнейшем вводятся различные работы творческого характера. Это могут быть изложения, сочинения, составление предложений и текстов,  конструирование диафильмов, придумывание своего названия рассказу, внесение элемента самостоятельности в рисунок, рисование иллюстраций к текстам.

Но здесь следует помнить, что развитие подражания у умственно отсталых детей происходит с опозданием. Очень многие дети на первом году обучения не могут действовать не только по образцу, но и по подражанию. Трудность понимания причинно-следственных зависимостей предметов и явлений окружающей действительности детьми - олигофренами ограничивает и затрудняет использование творческих заданий и упражнений при обучении чтению.

Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных технологий.

Дети с нарушением интеллекта, как правило, дезадаптированы, неспособны приспособиться к условиям и требованиям социального окружения. А одной из задач коррекционной школы является создание условий для расширения социальных контактов учащихся, обучение вербальному и невербальному общению, развитие коммуникативных способностей детей. С началом популяризации использования информационно компьютерных технологий в жизни, возникла и потребность таких детей «быть, как все». Это послужило дополнительным стимулом, повысило интерес учащегося к «компьютерному» уроку. Безусловно, персональный компьютер не способен «излечить» умственную отсталость. Но доступность ребёнку неведомых ранее знаний, форм общения, умения управлять окружающей его обстановкой создаёт, так называемую, ситуацию успеха, уравновешивает его отношения с социумом  [3]. Ребёнок начинает приобретать более полный жизненный опыт, насыщенный более яркими эмоциями и содержанием.

Вышеперечисленные факторы оправдывают применение на уроке средств ИКТ. Таковыми будут являться CD и DVD диски, локальная сеть, Интернет, электронные учебники, обучающие программы, базы данных, любые другие ЦОР и образовательные мультимедиа.

Классификация методов обучения с применением компьютерных технологий не будет значительно отличаться от традиционной. Опираясь на критерий, различающий дидактические методы по источнику изложения учебного материала, так же выделяем три группы:

  1. словесные (например, текст, аудиозаписи);
  2. наглядные (например, кинофильмы, диафильмы, слайды, учебные фильмы);
  3. практические (например, тренинги, проекты).

Применение ИКТ на уроке должно быть обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся и необходимостью их использования в познавательной деятельности детей. Так же следует учитывать гигиенические требования к использованию технических средств на уроке.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Эффективность применения технических средств обучения зависит также от этапа урока - все этапы урока могут быть компьютеризированы полностью или частично.

В таблице предложены некоторые методы и приёмы применения ИКТ на различных этапах урока чтения.

Использование некоторых методов и приёмов ИКТ при формировании устойчивого навыка чтения на уроках VIII вида.

Таблица 2

Этап урока

Методы

Приёмы

Цель использования ИКТ

Организация начала урока.

  • Прослушивание аудиозаписи, обычно извещавшей детей о начале урока чтения либо сопричастной к теме урока

и др.

  1. Активизировать внимания учащихся;
  2. Создавать у детей психологический настрой;

Сокращать во времени организационный этап.

Проверка домашнего задания.

Наглядные

Просмотр через медиапроектор приготовленных детьми дома презентаций, подобранных к изучаемому произведению иллюстраций, снятых видеоклипов и т. п.

  1. Развивать творческое воображение;
  2. Стимулировать интерес к предмету, конкретному литературному произведению;

Проводить пресс- диагностику усвоения и, в зависимости от её результатов, корригировать «пробелы».

Подготовка уч-ся к восприятию нового учебного материала. Актуализация знаний и практических и умственных умений.

Практические

  • Обнаружение и выделение в ряде знаков, слов, предложений изучаемых букв, слогов;
  • Подбор к напечатанным текстам подходящих иллюстраций, заголовка;
  • Соотнесение изображений героев произведений с текстами

и т. п.

  1. Сокращать во времени проверку выполняемых детьми упражнений;
  2. Своевременно предлагать ребёнку дополнительные упражнения или упражнения, наиболее соответствующие его умственным и психическим способностям;
  3. Помогать детям обобщать знания, формулировать выводы, используя выведенные результаты выполненных заданий и упражнений учащимися на экран либо интерактивную доску, с целью объявления темы урока;

Практические

  • Вывод темы урока через медиапроектор на экран и др.
  • Разгадывание кроссвордов, шарад, ребусов, ответы на которые могут послужить темой урока;
  • Называние и выделение изученных букв  (оставшаяся буква будет предметом изучения на уроке);
  • Собирание пазлов с изображением  героев нового произведения

и т. п.

  1. Активизировать внимания учащихся;

Стимулировать интерес, мотивировать к изучению, восприятию нового материала.

Усвоение новых знаний.

Словесные

  • Прослушивание аудиозаписи литературного произведения (либо отрывка) в исполнении профессионального актёра

и др.

Создавать условия для практического усвоения школьниками норм литературного языка.

Наглядные

  • Просмотр презентаций, видеороликов, видеофильмов, учебных фильмов;
  • Чтение и просмотр диафильмов;
  • Чтение словарных статей из электронных учебников и справочников, мультимедийных энциклопедий

и т. п.

  1. Стимулировать интерес детей к предмету, конкретному литературному произведению;

Обеспечивать возможность быстрого поиска нужной статьи (отсутствие необходимости в наличие громоздких томов словарей на весь контингент класса).

Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Практические

  • Называние, чтение и выделение вновь изученных букв, слогов, слов из ряда символов, предложений, текста;
  • Рассматривание иллюстраций и выбор подходящих к изучаемому произведению;
  • Подбор подходящего заглавия для только что прочитанного текста из предложенных;

  1. Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика;

Проводить пресс- диагностику усвоения и, в зависимости от её результатов, корригировать «пробелы».

Закрепление новых знаний.

Словесные

  • Повторное прослушивание отрывков произведения (в сочетании с речью учителя)

и др.

  1. Создавать условия для практического усвоения норм литературного языка;

Акцентировать внимание учащихся на важных для изучения данной темы понятиях.

Наглядные

  • Повторный просмотр отрывков презентаций, видеороликов, видеофильмов, учебных фильмов, кадров диафильмов

и др.

Акцентировать внимание учащихся на важных для изучения данной темы понятиях.

Практические

  • Составление плана текста из предложенных пунктов, работа с деформированным планом;
  • Поиск цитат в тексте и запись их к соответствующим, предложенным иллюстрациям;
  • Дидактические компьютерные игры, нацеленные на обучение чтению, увеличение скорости чтения, формирование навыка осознанности чтения

и пр.

  1. Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика;

Стимулировать интерес, мотивировать детей к изучению, восприятию нового материала.

Подведение итогов урока.

Наглядные

  • Выведение на экран через медиапроектор темы и целей урока и определение соответствия им прошедшего урока;
  • Выведение результатов выполненных детьми упражнений и заданий, анализ, самоанализ результатов работы детьми;
  • Выведение диаграмм, графиков отражающих статистику результатов урока

и т. п.

  1. Анализировать урок используя отражённые на экране либо интерактивной доске результаты;
  2. Создавать условия для структурирования учащимися полученных знаний на уроке, опираясь на наглядно отражённые на доске итоги урока

Учить детей самоанализу, воспитывать самокритичность.

Практические

  • Выделение в тексте отрывка, отражающего главную идею произведения либо тему урока;
  • Выбор словосочетания, предложения, пословицы из предложенных, отражающих тему урока, либо идею произведения, либо главную мысль

и т п.

  1. Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика;

Проводить пресс- диагностику усвоения и, в зависимости от её результатов, корригировать «пробелы».

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Практические

  • Индивидуальные задания на цифровых носителях;
  • Распечатка упражнений, заданий, выполнение которых затруднило ребёнка на уроке

и т. д.

Своевременно подбирать индивидуальные упражнения в соответствии с интеллектуальными и психофизиологическими особенностями каждого ученика.

Применение ИКТ, как одного из видов наглядности,  открывает новые пути,

неограниченные возможности для коррекционно-развивающей работы, значительно повышает ее эффективность, способствует воспитанию нового мышления, которое должно быть присуще каждому члену информационно-культурного общества. Используя современные компьютерные технологии на уроках чтения в С(к)ОУ VIII вида, мы способны пополнить список дидактических приёмов и, как следствие, сделать процесс обучения более эффективным.

Список литературы.

  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: Учебник для студентов дефектол. фак. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях / http://school30.ivedu.ru/view_post.php?id=158.
  3. Проблемы управления информацией в региональной системе образования с использованием ИКТ: сборник материалов региональной научно-практической конференции. 20 мая 2010 года / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2010. – 138 с / http://irost45.ru/
  4. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок /  Г. Селевко // Народное образование. – 2006. - № 8. – С. 136 – 140.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki
  6. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. - 2002. - № 6.
  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
  8. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью / Дементьева Н.Ф. и др. // Дефектология. - 1994. - № 6. - С.63-67.
  9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника (Олигофренопсихология). - М., 2002.
  10. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003.
  11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)

Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по  формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...