Стратегиальный подход к обучению детей с ОВЗ в букварный период.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Спорышева Татьяна Васильевна

          Я обучаю  чтению детей на основе стратегиального подхода, рассматривая стратегию как путь, программу действий для достижения учебного результата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегиальный подход к обучению детей с ОВЗ в букварный период.

1 Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается на освоении видов мышления.  

2 В возрасте до 3–4 лет преобладает наглядно-действенное мышление, наглядно-образное – становится активным у детей старше 4 лет и до 6 лет. У детей,  которые приходят в 1 класс в нашу школу эти виды мышления развиты недостаточно из-за того, что дети не посещали д/у и родители чаще всего ими не занимались. Так как эти виды мышления у детей развиты слабо, то мне как учителю надо их развивать. Получается ситуация, когда надо учить, опираясь на развитие, а его развития нет.                                                                              

          Я обучаю  чтению детей на основе стратегиального подхода, рассматривая стратегию как путь, программу действий для достижения учебного результата. 3Стратегия не равна алгоритму. Алгоритм является жестким планом, стратегию же можно менять, корректировать. Если сравнивать стратегии и умения, то стратегия – это процесс, а умения – результат. Обучение ребёнка букве идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребёнка знакомят с определённым звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом.

4Каждая буква должна быть тщательно и всесторонне изучена, что предполагает:

  • восприятие общей формы буквы;
  • изучение состава буквы (её элементов и их расположения);
  • сравнение буквы с другими уже знакомыми детям графемами.

Я использую в своей работе игры и упражнения для обучения чтению. Первое с чего начинается знакомство

5 1. «Учим буквы в стихах»

Ребёнку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы.

С другом за руки возьмемся,

никогда не подерёмся.

Если мы с тобой дружны.

 Букву М получим мы.

В воображении благодаря стихотворению ребенок создаёт ОБРАЗ  буквы.

6 2. Штриховка буквы

Развиваем:

Зрительно-моторную координацию

Точность и глазомер

Мускульную память

Мышцы предплечья, кисти и мелкой мускулатуры пальцев

73. Развитие буквенного гнозиса
(развитие восприятия букв, формы, размера и величины,  дифференциация расположения элементов букв)
-Пазл трёх цветов (красный акцентирует внимание, зеленый  успокаивает, синий стойко фиксирует внимание

-«испорченные буквы»

-определить букву в неправильном положении;

 -на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся буквы»;

-конструирование букв из их элементов.
8 4 наиболее эффективный способ запоминания воссоздание образа буквы  

-лепка (в пространстве)

-воссоздание образа буквы (на плоскости) разными крупами  

от печатной буквы переходим к прописной

9 Игры и упражнения для обучения письму, которые я использую в своей работе.

1.Пазл «Соберем букву из элементов».

2.Работа над тактильным восприятием буквы (обводим пальчиком букву из нождачной бумаги)

3Задания на усвоение графического образа буквы.

Игра «Нарисуй букву»

В небольшой поднос с бортиками насыпать песок или любую мелкую крупу. Ребёнок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Можно предложить ребёнку во время прогулки нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу.

Игра «Буквенный след»

Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребёнка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребёнок меняются местами.

Другой вариант этой игры: ребёнок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.

Использую на уроках различные тренажеры.            Прописи прозрачные странички (дети обводят буквы по стрелкам) работаем трёхгранным фломастером.

Эти задания не для отработки каллиграфии, а для закрепления умения правильного написания буквы. С этой же целью использую тренажёр, допиши букву.  

При обучении детей письму на слух использую тренажёры с разной тематикой. На пример тема «Дом». Здесь мы работаем над развитием речи, наглядно-образного мышления, классификацией и обобщением. Звуко - буквенный анализ слова, чтение слогов и их воспроизводство для того чтобы видеть и называть слог и слово. Следующий этап: работа в прописи , но перед ней необходимо восстановить работоспособность  мелких мышц руки и расслабить их, для этого мы используем  массажный шарик «Су-джок».

Я вам показала некоторые подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ при обучении грамоте. Подбор заданий,  максимально возбуждает  активность ребенка, пробуждает у него потребность в познавательной деятельности. Сочетаю коррекционное обучение с лечебно-оздоровительными мероприятиями. Использование поощрений, повышает самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы. Данная стратегия позволяет мне обучать детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые подходы к обучению детей с выраженными интеллектуальными и поведенческими проблемами»

Данная статья будет интересна специалистам, которые работают с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья (тяжёлые и множественные нарушения в развитии)...

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Деятельностный подход в обучении детей с задержкой психического развития

Данный подход означает переориентацию учебного процесса на постановку и решение учениками конкретных познавательных, исследовательских и других задач. В этом случае основой реализации учебного процесс...

Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.

Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на ...

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ (ЗПР) в период адаптации к обучению в школе....

« Деятельностный и дифференцированный подход при обучении детей с ОВЗ в условиях разноуровневого обучения»

Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразован...