Урок литературного чтения в 3 классе. Муравьиное царство.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хамикоева Натела Сонгулаевна

Урок литературного чтения в 3 классе. Муравьиное царство Я.О. Полонский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИТПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. СУНЖА ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

НА ТЕМУ:

о.я. полонский « муравьиное царство »

3 КЛАСС

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ХАМИКОЕВА Н.С.

2016

Тема: Олег Яковлевич Полонский «Муравьинное царство».

Тип урока: Урок рефлексии (совершенствование знаний).

Цели:

1. Образовательная. Познакомить с творчеством О.Я. Полонского и его произведением «Муравьинное царство». Научить сравнивать художественный и научно-популярный тексты, учить беглому выразительному чтению.

2. Развивающая. Развивать умение определять жанр произведения, уметь находить средства художественной выразительности, определять основную мысль, работать с текстом.

3. Воспитательная. Воспитывать трудолюбие, желание учиться, бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, к Родному краю.

Формирование УУД:

 а) Познавательные – научиться определять тип текста, обосновывать свое мнение, расширять свой кругозор  о жизни насекомых (в данном научно-популярном тексте о муравьях) , среде обитания и их жизнедеятельности.

б) Коммуникативные – адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания, использовать речевые средства для представления результата деятельности.

в) Регулятивные – выполнять учебное задание, использовать алгоритм действий, взаимопроверка, взаимооценка.

г) Личностные – проявлять желание читать произведения о насекомых, бережное отношение ко всему живому.

д) Развивающие – развивать умение находить общее и различное, находить в тексте средства художественной выразительности, работать с текстом, определять тему, выявлять цели.

Оборудование: Интерактивная доска, учебники, наглядные пособия, здоровье сберегающие технологии.

Ход урока:

I. Организация класса:

Решение дидактических задач.

Подготовка учащихся к работе.

Мотивация учебной деятельности.

 Приветствие.  Слова учителя: « Сегодня необычный день. К нам  пришли гости».

Внимание! Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке?

Ответы учащихся:

Есть у нас девиз такой – все, что надо, под рукой.

Так давайте же начнем урок. А какой? Посмотрите на слайд 1. (Литературное чтение.)

Ну раз у нас урок чтения, прочитаем хором . (групповая работа) слайд 2.

Речевая разминка.

Литературное чтение – прекрасный урок

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их, они учат вас!

Вы услышали такие слова: стих, сказка, рассказ. Из них какое больше подходит к нашему прошлому уроку?

Ответы учащихся.

А что такое рассказ?

Ответы учащихся: небольшое прозаическое произведение, в основном повествовательного характера.

А вы знаете, что авторов рассказов принято именовать новеллистами, а совокупностью рассказов – новеллистикой. Какую особенность имеет рассказ?

Актуализация знаний.

Ответы учащихся: небольшой объем, разделенный на части.

С какими видами рассказов вы уже знакомы? Что вы можете сказать о рассказе-описании?

Ответы учащихся: в нем характеризуется какой-либо предмет, объект, затем идет характеристика качеств действий.

Какая фраза помещается в конце рассказа?

Ответы учащихся: оценочное отношение к предмету, его признаку.

Что вы можете сказать о рассказе-повествовании?

Ответы учащихся: сообщение о каком-либо событии, друг за другом идут действия, завязка и развязка.

А рассказ-рассуждение?

Ответы учащихся: автор размышляет, обдумывает.

Давайте вспомним, какой рассказ мы проходили на прошлом уроке и что вам надо было выполнить дома?

Опрос и проверка домашнего задания.

Ответы учащихся: пересказ В.Бианки «Приключения муравьишки».

А вы придумали четверостишье про нашего друга муравья? Сочинили ли историю о том, как бабочка, или другое насекомое, спасли муравьишку?

Откройте свои творческие тетради и зачитайте.

Учащиеся зачитывают свои рассказы.

Слайд 3. Бабочка и муравей.

Взаимооценка.

Групповая работа.

Учащиеся читают по рядам:

1 ряд: Вот домик муравья, к нему подсел и я

Смотрю, а муравьишку листок несет в домишку.

2 ряд: По травинкам, по листочкам,

По канавкам и по кочкам, рыжий муравей бежит,

По делам своим спешит.

3 ряд: Он как солнышка кусочек, тоже золотистый очень

Не смотри, что кроха он,

Он могучий, словно слон.

Все вместе хором: Не боится он труда,

                                 Не ленится никогда.

Какова главная мысль этого стихотворения? Что вы узнали о муравьях?

Ответы учащихся: они трудолюбивы.

По каким правилам живут эти насекомые?

Ответы учащихся.

Решение дидактической задачи и цели урока. Выход из затруднения.

Учащиеся дополняют ответы друг друга и подходят к теме урока.

На сегодняшнем уроке мы узнаем больше о муравьях. В этом нам поможет: слайд 4, фото О.Я. Полонского.

Откройте учебники, прочитайте название рассказа.

Открытие нового знания. Обеспечение восприятия текста и первичное осмысление его. Знакомство с писателем О.Я.Полонским и его биографией.

Коллективное чтение текста. Анализ и работа над текстом.

Определите стиль текста.

Ответы учащихся: научно-познавательный текст.

По каким признакам вы это поняли? Докажите предложениями из текста.

Выборочное чтение.

Что вы еще нового узнали о муравьях? Как называется раздел чтения?

Ответы учащихся: люби все живое.

Слайд 5. Природа.

Физминутка.

Руки в боки, руки- шире.

Раз, два, три, четыре.

Сейчас попрыгать мы решили.

Раз, два, три, четыре.

Потянулись – выше, выше…

Приседаем – ниже, ниже.

Встали – присели…

Встали – присели…

А теперь за парты сели.

А можно ли поместить этот текст в энциклопедию? Почему? Сегодня наша главная задача не только выразительно читать, но и ……?

Ответы учащихся.

Почему автор так назвал рассказ? Проведите сравнение между первым и вторым текстом. В каком произведении правда, а в каком вымысел? Какое из них больше подходит к сказке? Почему? Какую еще информацию сегодня вы узнали о муравьях? Как характеризует автор этих насекомых? Найдите в тексте и прочитайте.

Ответы учащихся: муравьи самые распространенные и многочисленные обитатели нашей планеты…

Сколько видов муравьев насчитывается? Верно, около 6 тыс. видов. А где муравьи не обитают? Почему?

Ответы учащихся: в Антарктиде, Исландии, Гренландии …

Слайды 6, 7, 8 с изображением Антарктиды, Исландии, Гренландии.

Как сооружают свои жилища муравьи?

Ответы учащихся: прокладывают ходы на глубину нескольких метров, сооружают их на открытых, проветриваемых местах…

Какой материал используют для муравейников?

Ответы учащихся: ветки, палки, листья, хвоя…

Какую пользу приносят муравьи?

Ответы учащихся: разрыхляют и удобряют почву, уничтожают вредителей полей…

Вы согласны с тем, что муравьи друзья - природы?

Динамическая пауза.

Песенка про муравья, споем ее в караоке.

Нес однажды муравей две дощечки для дверей,

 Вдруг навстречу рыжий кот, грозно вышел из ворот,

 Не обижайте муравья, его обидеть просто,

Он очень мал, он очень мал, он маленького роста.

А после ознакомления с муравьями вы теперь могли бы разорять и уничтожать муравейники? И не только муравьев, но и убивать червячков, ловить кузнечиков и жуков, бабочек, сажать их в банку, отрывать им крылья?

Слайд 9. Правила в природе.  

Творческая работа.

Сейчас вам предстоит творческая работа. Приготовьте цветные карандаши, листы. Сейчас вам предстоит задача, ответить на вопрос в художественной форме, т.е. нарисовать как вы себе это представляете. Почему автор назвал произведение муравьиным царством? Что и кого вы бы хотели там видеть?

Рисуйте, творите, фантазируйте. Не каждый из вас станет художником, но рисование доставит вам удовольствие. Вы познаете радость творчества, научитесь видеть прекрасное.

Выставка и анализ работ.

Рефлексия учебной деятельности.  Анализ результатов деятельности.

 Сегодня я …                        Понял

                                             Узнал

                                             Захотел

                                            Увидел

                                             Буду

Учащиеся размышляют и анализируют свои переживания.

Подведение итогов урока.

Какой раздел мы изучаем? С каким произведением мы познакомились? Кто автор? В каком стиле написан текст? С каким предметом еще можно связать сегодняшний урок? (Межпредметная связь). Какова главная мысль текста? Что автор хотел нам показать? Каковы правила поведения в природе?

Соотнесение результатов. Учащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание).

Домашнее задание. Выразительно прочитать текст и ответить на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения "Путешествие в зимнее царство"

Цель: развивать умение составлять связный текст на основе воображения детей, их собственных наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия поэзии, музыки, картин природы Задачи: ü  Обуч...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...